Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа
При написании курсовой работы по выше указанной теме, поставили перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме. Для осуществления поставленных задач использовали богатый по своему содержанию материал, предоставленный библиотекой Севастопольского Национального технического университета. Таким образом, объектом исследования является экономико-статистическая информация; предметом исследования - сфера рынка услуг.
Рынок услуг - это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.
По сравнению с рынком
товаров, рынок услуг
Динамика платных услуг населения в Украине, млн грн
1995 |
3 млрд 704 млн грн | |
1997 |
9,278 | |
2002 |
13,374 | |
По Крыму |
По Севастополю | |
1995 |
335 |
29 |
1997 |
654 |
84 |
2002 |
902 |
130 |
Часто исследователи
сферы услуг сравнивают ее
свойства со свойствами
представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:
нематериальные;
Этот список не безоговорочен и далек от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.
Функции рынка
услуг аналогичны функциям
- посредническая
- ценообразующая
- регулирующая
- стимулирующая
- информационная
- очистительная
Таким образом, рынок сферы услуг имеет свои определенные особенности по сравнению с рынков товаров, но при этом его функции аналогичны функциям любого рынка.
2 Анализ функционирования рынка услуг
2.1 Рынок информационных технологи
Рынок информационных технологий являются самым динамично развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции в мире как по отрасли ИТ, так и по экономике в целом.
В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.
Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.
В свою очередь рынок
Что
же касается российской экономики,
то рынок информации еще
Опыт многих развивающихся стран
показывает, что приоритетное развитие
информационного производства
Усиление конкуренции на
Вместе с ростом числа
Таким образом, на рынке информации четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, происходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие информационные службы составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения, издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди экономических концепций, объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.
Тенденции развития рынка информационных технологий
Рисунок 1 — Ведущие фирмы-поставщики ПК на мировом рынке в 2002 г.
В первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.
В 2003-2004 гг. динамика поставок на мировой рынок компьютерной техники выглядит следующим образом, практически вся пятерка лидеров продемонстрировала рост поставок (таблица 1). В особенности большой рост поставок отмечается у компании Acer — 30,7%, Dell — 22,5%, Fujitsu Siemens — 19,3%. Компания Dell потеснила с первого места компанию HP в 2003 г. c рыночной доли 17,2% против 16,1% у HP в 2002 г. Всего же объем поставок вырос в среднем на 15,5%.
Таблица 1 объемы поставок на мировой рынок ПК [8]
Производитель |
2003 г. |
2004 г. |
Рост объема поставок, % | ||
Объем поставок, тыс. шт. |
Рыночная доля, % |
Объем поставок, тыс. шт. |
Рыночная доля, % | ||
Dell |
5929 |
17,2 |
7264 |
18,3 |
22,5 |
HP |
5399 |
15,7 |
6229 |
15,7 |
15,4 |
IBM |
2183 |
6,3 |
2565 |
6,5 |
17,5 |
Fujitsu Siemens |
1275 |
3,7 |
2521 |
3,8 |
19,3 |
Acer |
971 |
2,8 |
1269 |
3,2 |
30,7 |
Остальные |
18 650 |
54,2 |
20 885 |
52,6 |
12,0 |
Всего |
34 408 |
100,0 |
39 733 |
100,0 |
15,5 |
рисунок 4 — Рост спроса на компьютеры в Восточной Европе в 2002 г
Рисунок 5 — основные компании-поставщики компьютерной технике в Европе
Рисунок 6. Распределение мирового рынка операционных систем на конец 2002 г.
Рынок ИТ-оборудования России демонстрирует рост во всех сегментах (таблица 2); при этом основные особенности его развития состоят в следующем:
Проанализировав сегменты ИТ-рынка в России можно увидеть, что все сегменты рынка демонстрируют уверенный рост по сравнению с 2002 г. Самый большой рост наблюдается в сфере интернет-торговле — 53,4%, разработке программного обеспечения (ПО) —51,9%, консультирование в ИТ 50,4% Самые крупные сегменты рынка Интеграция — около 4,3 млрд. руб., рост —35,7%, смешанный бизнес — около 3,5 млрд. руб., рост — 34,4%, дистрибуция компьютерной техники — около 3,5 млрд. руб., рост — 32,6% (таблица 2).
Таблица 2 Рост сегментов ИТ-рынка в России[12]
Сегмент рынка ИТ |
Оборот в 1000 тыс. руб., 2003 г. |
Оборот в 1000 тыс. руб., 2002 г. |
Рост % |
Интернет-торговля |
130 877 |
85 292 |
53,4 |
Разработка ПО |
682 240 |
449 189 |
51,9 |
Консультирование в ИТ |
43 750 |
29 088 |
50,4 |
Интеграция |
4 323 167 |
3 184 982 |
35,7 |
Смешанный бизнес (группы компаний) |
3 511 549 |
2 613 541 |
34,4 |
Дистрибуция компьютерной техники |
3 490 497 |
2 632 795 |
32,6 |
Дистрибуция телекоммуникационного оборудования |
276 192 |
220 607 |
25,2 |
Производство компьютерной техники |
399 489 |
351 022 |
13,8 |
Анализ долей рынка ИТ по регионам России показывает, что лидирующие позиции занимает центральный регион — 46%, северо-западный — 19%, сибирский 11% и Уральский 10% (рисунок 8)
Анализируя тенденции мирового рынка ИТ можно подвести следующие итоги: