Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:19, реферат
Цель данной курсовой работы - произвести анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2003-2005 гг.;
Введение 3
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции 5
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения 8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.
2.1 Основные параметры Федерального бюджета РФ 16
2.2 Характеристика доходов Федерального бюджета РФ 19
2.3 Характеристика расходов Федерального бюджета РФ 24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
2. Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2005 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.
3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС - в пределах 75-90%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается (в 2003 г. она составляла 40%, в 2004 г. - 32%, а в 2005 г. - 25%).
4. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ акцизы). В 2003 и 2004 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2003 г. и 2004 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).
5. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2003 и 2004 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2003 г. и 2004 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).
6. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Как видно из данных Таблицы 2, они составили в 2005 г. 2,6% к ВВП, что на 0,8% и 1,2% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно. Эта группа доходов обеспечила Федеральный бюджет РФ в 2005 г. 15% всех налоговых поступлений (или 483 млрд. руб.), а в 2003 г. и 2004 г. - соответственно 8% и 11% (181,9 млрд. руб. и 275,4 млрд. руб.).
7. Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен - 0,6% в 2005 г., и по 0,2% в 2003 и 2004 гг.
8. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов с 15,5% в 2003 г. до 29% в 2005 г. в общем объеме налоговых поступлений.
Таблица 2. Структура налоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Наименование показателей |
2003 год |
2004 год |
2005 год | ||||||
Утверждено законом |
в % к ВВП |
Удель- |
Утверждено законом |
В % к ВВП |
Удель- |
Утверждено законом |
В % к ВВП |
Удель- | |
Налоговые доходы |
300,4 |
17,6 |
2 |
541,3 |
16,6 |
2 |
151,7 |
16,8 |
3 |
Налоги на прибыль |
178,3 |
1,4 |
164,6 |
1,1 |
259,0 |
1,4 |
|||
Налог на прибыль организаций |
178,3 |
1,4 |
158,5 |
1,0 |
252,3 |
1,3 |
|||
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по гос. и муниц. ценным бумагам |
- |
- |
6,1 |
0,04 |
6,7 |
0,04 |
|||
Налоги и взносы на социальные нужды |
365,6 |
2,8 |
438,2 |
2,9 |
266,5 |
1,4 |
|||
Единый социальный налог |
365,6 |
2,8 |
438,2 |
2,9 |
266,5 |
1,4 |
|||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
918,2 |
7,0 |
803,9 |
5,3 |
791,8 |
4,2 |
|||
Налог на добавленную стоимость |
690,5 |
5,3 |
709,5 |
4,6 |
713,2 |
3,8 |
|||
Акцизы |
227,7 |
1,7 |
94,4 |
0,6 |
78,6 |
0,4 |
|||
Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию |
259,5 |
2,0 |
283,1 |
1,9 |
413,7 |
2,2 |
|||
Налог на добавленную стоимость |
255,8 |
2,0 |
278,9 |
1,8 |
407,5 |
2,2 |
|||
Акцизы |
3,7 |
0,03 |
4,2 |
0,03 |
6,2 |
0,033 |
|||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
181,9 |
1,4 |
275,4 |
1,8 |
483,0 |
2,6 |
|||
Налог на добычу полезных ископаемых |
181,9 |
1,4 |
267,9 |
1,8 |
464,9 |
2,5 |
|||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
- |
- |
0,8 |
0,01 |
1,2 |
0,01 |
|||
Водный налог |
- |
- |
- |
- |
11,2 |
0,1 |
|||
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов |
- |
- |
6,7 |
0,04 |
5,7 |
0,03 |
|||
Государственная пошлина |
5,4 |
0,04 |
5,3 |
0,03 |
18,6 |
0,1 |
|||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
379,7 |
2,9 |
569,6 |
3,72 |
919,1 |
4,9 |
|||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
11,8 |
0,1 |
1,2 |
0,01 |
- |
- |
|||
Доходы по отмененным налогам |
11,8 |
0,1 |
1,2 |
0,01 |
- |
- |
|||
Валовый внутренний продукт |
050,0 |
13 |
300,0 |
15 |
720,0 |
18 |
Неналоговые доходы (Таблица 3), составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ - 5,5% (2005 г.), включают:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений - в 2003 г. она составила 57,8%, в 2004 г. - 43,2%, а в 2005 г. - 41,9%.
2. Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2003 г. поступления по этим платежам составили 7,6% (7,8 млрд. руб.) от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы. Так, в 2004 г. и 2005 г. их удельные веса в общей массе неналоговых поступлений превысили уровень отметки в 17,4% (32,6 млрд. руб.) и 20,1% (35,1 млрд. руб. в) соответственно.
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 58 млрд. руб. (спад на 0,4% к уровню 2004 г., и рост на 5,5% к уровню 2003 г.).
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен - 0,2% в 2003 г., 1,1% - в 2004г. и 0,5% - в 2005 г.
5. Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2003-2005 гг. находилась на постоянном уровне - 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2003 г. до 0,7% в 2004 г. и с 0,7% в 2004 г. до 1% в 2005 г.
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.
7. Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2005 г. составила 2,4% (или 4,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 0,7% и 1,4% меньше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.
Таблица 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Наименование показателей |
2003 год |
2004 год |
2005 год | |||
Утверждено законом |
в % к ВВП |
Утверждено законом |
В % к ВВП |
Утверждено законом |
В % к ВВП | |
Неналоговые доходы |
103,3 |
0,8 |
187,1 |
1,2 |
174,3 |
0,9 |
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. Собственности |
59,7 |
0,5 |
80,9 |
0,5 |
73,0 |
0,4 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
7,8 |
0,1 |
32,6 |
0,2 |
35,1 |
0,2 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
28,9 |
0,2 |
63,1 |
0,4 |
58,0 |
0,3 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,2 |
0,002 |
2,1 |
0,01 |
0,9 |
0,005 |
Административные платежи и сборы |
1,4 |
0,01 |
1,4 |
0,01 |
1,7 |
0,01 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1,4 |
0,01 |
1,2 |
0,01 |
1,5 |
0,01 |
Прочие неналоговые доходы |
3,9 |
0,03 |
5,8 |
0,04 |
4,1 |
0,02 |
Валовый внутренний продукт |
050,0 |
13 |
300,0 |
15 |
720,0 |
18 |
Таблица 4. Основные статьи доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Статья расходов |
2003 год |
2004 год |
2005 год | |||
млрд. руб. |
в % к доходам |
млрд. руб. |
в % к доходам |
млрд. руб. |
в % к доходам | |
Доходы всего |
417,8 |
2 |
742,9 |
2 |
326,1 |
3 |
1. ЕСН |
365,6 |
15,1 |
438,2 |
16,0 |
266,5 |
8,0 |
2. НДС |
946,3 |
39,1 |
988,4 |
36,0 |
120,5 |
33,7 |
3. Таможенные пошлины |
336,0 |
13,9 |
532,5 |
19,4 |
868,0 |
26,1 |
4. Налог на добычу полезных ископаемых |
181,9 |
7,5 |
267,9 |
9,8 |
464,9 |
14,0 |
5. Налог на прибыль организаций |
178,3 |
7,4 |
158,5 |
5,8 |
252,3 |
7,6 |
6. Акцизы |
231,4 |
9,6 |
98,6 |
3,6 |
84,8 |
2,5 |
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются: единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета), налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%), таможенные пошлины (13,9-26,1%), налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%), налог на прибыль организаций (5,8-7,6%) и акцизы (2,5-9,6%).
2.3. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Как было уже отмечено в параграфе 2 предыдущей главы, в бюджетной системе РФ в настоящее время используется три классификации расходов, одной из которых является функциональная.
В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.
Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:
1. Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства - Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. имеет тенденцию к снижению с 20,5% (481,5 млрд. руб. и 3,7% ВВП) в 2003 г. до 16% (488,6 млрд. руб. и 2,6% ВВП) в 2005 г. Это свидетельствует об относительном сокращении затрат на финансирование государственного аппарата. Кроме того, такая динамичность показателей обусловлена и упразднением Фонда Министерства РФ по атомной энергии.
2. Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношению к ВВП ее доля неизменна - 2,8%. Так, в 2005 году затраты на национальную оборону составили 17,4% от всего объема расходов (или 529,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 1,2% и 1,6% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.
Таблица 5. Структура расходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Наименование показателей |
2003 год |
2004 год |
2005 год | |||
Утверждено законом |
в % к ВВП |
Утверждено законом |
В % к ВВП |
Утверждено законом |
В % к ВВП | |
Всего расходов |
2345,6 |
18,0 |
2659,5 |
17,4 |
047,9 |
16,3 |
Общегосударственные вопросы |
481,5 |
3,7 |
519,3 |
3,4 |
488,6 |
2,6 |
Национальная оборона |
371,6 |
2,8 |
430,3 |
2,8 |
529,1 |
2,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
266,0 |
2,0 |
336,9 |
2,2 |
398,4 |
2,1 |
Национальная экономика |
197,3 |
1,3 |
205,4 |
1,5 |
233,9 |
1,25 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
- |
- |
- |
- |
6,8 |
0,04 |
Охрана окружающей среды |
0,9 |
0,01 |
0,8 |
0,01 |
4,6 |
0,02 |
Образование |
97,7 |
0,7 |
117,8 |
0,8 |
154,5 |
0,8 |
Культура, кинематография и СМИ |
26,1 |
0,2 |
27,0 |
0,2 |
38,5 |
0,2 |
Здравоохранение и спорт |
39,3 |
0,3 |
47,1 |
0,3 |
82,5 |
0,4 |
Социальная политика |
150,7 |
1,2 |
161,2 |
1,1 |
172,0 |
0,9 |
Межбюджетные трансферты |
714,6 |
5,5 |
814,0 |
5,3 |
938,9 |
5,0 |
Валовый внутренний продукт |
050,0 |
13 |
300,0 |
15 |
720,0 |
18 |