|
Российский государственный
аграрный университет – МСХА имени К.А.
Тимирязева
(ФГОУ ВО РГАУ - МСХА
имени К.А. Тимирязева)
|
КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
РЕФЕРАТ
Анализ иностранных инвестиций
в Турции.
МОСКВА 2015
Оглавление
Введение
Результаты фундаментальных исследований
свидетельствуют о том, что процессы экономического
обновления и роста определяются размерами
и структурой инвестиций, качеством и
скоростью их осуществления. Более того,
исследователи фиксируют, что без инвестиционных
накоплений и соответствующих материальных
ресурсов в инвестировании вообще никаких
положительных сдвигов не происходит.
Без инвестиций невозможны современное
создание капитала, обеспечение конкурентоспособности
товаропроизводителей на внешних и внутренних
рынках. Процессы структурного и качественного
обновления мирового товаропроизводства
и рыночной инфраструктуры происходят
исключительно путем и за счет инвестирования.
Чем интенсивней оно осуществляется, тем
быстрее происходит воспроизводственный
процесс, тем активнее происходят эффективные
рыночные преобразования.
В настоящее время многие страны мира
поставлены перед объективной необходимостью
активизации инвестиционной деятельности
на создание конкурентоспособных хозяйственных
систем, модернизацию и реконструкцию
действующих структур, обеспечение диверсификации
капитала в направлении социально ориентированных
структурных преобразований.
Инвестиции играют важнейшую роль как
на макро, так и на микроуровне. По сути,
они определяют будущее страны в целом,
отдельного субъекта, предприятия и являются
одним из основных факторов развития экономики
в целом.
1.Формы государственного регулирования
инвестиционной деятельности В соответствии с инвестиционным
планом развития страны планируется в
2013 г. построить 2737 объекта и на эти цели
будет выделено 31439 млн. тур. лир из федерального
бюджета, 19044 млн. тур. лир. – средства частно-государственного
партнерства, 804 млн. тур. лир. – средства,
полученные от приватизации и 100 млн. тур.
лир заемные средства Банка регионального
развития.
Ниже приводятся данные по распределению
инвестиций по секторам экономики:
(млн. тур. лир)
Отрасли |
Проектно-изыскательские исследования |
Продолжающиеся проекты |
Новые проекты |
Планируемые в 2013 г. инвестиции |
Сельское хозяйство |
309,79 |
4431,18 |
983,51 |
5724,36 |
Горнорудная промышленность |
16,73 |
304,38 |
1469,61 |
1790,70 |
Промышленное производство |
13,33 |
376,64 |
293,40 |
683,35 |
Энергетика |
88,84 |
3716,34 |
485,75 |
4290,76 |
Транспорт |
185,17 |
10386,45 |
2943,46 |
13515,47 |
Туризм |
8,67 |
281,62 |
66,06 |
356,35 |
Жилищное строительство |
14,55 |
234,56 |
364,13 |
613,25 |
Образование |
160,95 |
6156,72 |
1537,47 |
7855,15 |
Здравоохранение |
2,00 |
1260,43 |
1907,47 |
3169,89 |
Другие отрасли |
163,67 |
5213,16 |
2273,38 |
7650,19 |
Итого |
963,407 |
32361,45 |
12324,35 |
45649,21 |
Источник: Официальная Газета
от 12 января 2013 г. [http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2013/01/20130112M1-1-1.pdf]
Как видно из таблицы, приоритетным
направлением в2013 г. как и в 2012 г. является
транспортное строительство. На эти цели
будет выделено 13515 млн. тур. лир. Так, турецкое
правительство приняло решение о выделении
министерству транспорта суммы в размере
350 миллиардов долларов США, которую в
течение 14 лет планируется использовать
на строительство новых и модернизацию
имеющихся транспортных магистралей,
включая автомобильные дороги. 45 млрд.долл.
из этой суммы пойдет на строительство
железных дорог. По информации Министерства
транспорта и путей сообщения Турции,
в 2013 году будут реализованы 111 проектов.
Благодаря введению в строй новых дорог,
протяженность автомагистралей в стране
составит 2236 километров. Кроме того, большая
работа будет проделана в сфере перехода
от старой системы KGS к новой системе HGS
(система оплаты проезда по платным дорогам
и мостам).
В 2013 году продолжится работа
по строительству высокоскоростных железнодорожных
магистралей и обычных железных дорог.
Таким образом, общая протяженность железных
дорог в Турции будет доведена до22504 км.
До конца 2013 года планируется ввести в
строй высокоскоростные железнодорожные
магистрали Стамбул-Анкара, Анкара-Сивас
(по примеру введенной в строй в2011 г. скоростной
линии Конья-Анкара). В планах министерства
транспорта также намечено строительство
высокоскоростной железной дороги Анкара-Анталья.
Поездка по ней будет длиться всего 2,5
часа. Сейчас между Анкарой и Антальей
существует только авиационное и автобусное
сообщение. Автобус находится в пути 9
часов. По словам министра транспорта
Турции Б.Йылдырыма,2013 г. станет годом
начала реализации крупнейших проектов:
строительства автомагистрали Odayeri-Paşaköy
и Третьего Моста через пролив Босфор,
введения в строй300 кмучастка автомагистрали
Стамбул-Измир, начало строительства третьего
международного аэропорта в г. Стамбул,
способным принимать до 150. млн. человек
и др.
Другими приоритетными направлениями
государственного инвестирования являются:
сектор образования (7855 млн. тур. лир.),
сельское хозяйство (5724 млн. тур. лир). Четвертым
- следует энергетический сектор экономики
(4290 млн. тур. лир.), который по-прежнему
является одним из приоритетных направлений
развития экономики страны.
Инвестирование в машиностроение
является еще одним из важных направлений
развития турецкой экономики, предоставляя
инвесторам возможность воспользоваться
системой поощрений. В рамках Общей системы
инвестиционных льгот инвесторы получают
освобождение от таможенных и фондовых
сборов, а также налога на добавленную
стоимость за импортируемую или приобретаемую
на месте аппаратуру и оборудование. В
соответствии с новой системой льгот машиностроение
является приоритетной отраслью для оказания
поддержки инвесторам. Для этой отрасли
будет сокращен корпоративный налог, проценты
на кредиты и страховые взносы для работников.
Третья система льгот под названием «режим
местного производства» разработана для
поощрения турецких компаний, производящих
товары на экспорт. Поскольку машиностроение
ориентировано на экспорт, от поддержки,
оказываемой производителям в рамках
этой системы, получают выгоду и инвесторы:
работая в режиме местного производства,
экспортеры получают возможность приобретать
материалы для изготовления экспортной
продукции без уплаты таможенных сборов
и налога на добавленную стоимость.
1.1. Обзор
изменений в законодательстве, регулирующем
инвестиционную деятельность в
Турции
Инвестиционная деятельность
в Турецкой Республике регулируется Законом
№ 4875 от 5 июня2003 г. о прямых иностранных
инвестициях.
Законом предусматривается
поощрение иностранных прямых инвестиций
в турецкую экономику, защита прав иностранных
инвесторов, даются определения понятия
«инвестиция» и «инвестор» в соответствии
с международными стандартами. Закон провозглашает
свободу инвестирования и национальный
режим как основной принцип привлечения
иностранных инвестиций в Турции. Иностранные
инвесторы освобождаются от многих бюрократических
процедур.
Изменений в законодательстве
в 2012 году не было.
2.Механизмы
и институты государственной
поддержки инвестиций в Турции
Турция отличается простой
системой делового законодательства,
которая соответствует международным
стандартам, обеспечивая при этом равное
отношение ко всем инвесторам. Последние
поправки к действующему закону способствуют
дальнейшему улучшению условий для инвестирования
в Турции.
Целью закона о прямых иностранных
инвестициях (FDI) является:
- стимулирование притока
FDI в страну,
- защита прав зарубежных
инвесторов,
- адаптация инвесторов
и инвестиций к международным
стандартам,
- организация для FDI системы,
основанной на уведомлениях, а
не разрешениях,
- увеличение объема FDI за
счет рациональной политики и
процедур.
Закон об FDI определяет понятия
зарубежных инвесторов и прямых иностранных
инвестиций. Кроме того, он поясняет важные
принципы инвестирования, например, свободу
инвестирования, национальный режим, отчуждение
и национализацию, перевод средств и передачу
имущества, доступ к недвижимости, урегулирование
споров, оценку безналичного капитала,
наем эмигрантов и отделы взаимодействия.
Регулирование реализации закона
об FDI заключается в определении процедуры
и принципов решения вопросов, изложенных
в законе о прямых иностранных инвестициях.
Целью нового закона о прямых иностранных
инвестициях в отношении разрешения на
работу для иностранцев является:
- регулирование работы, выполняемой
иностранцами,
- определение правил выдачи
разрешений на работу для иностранцев.
Двусторонние
соглашения
Двусторонние соглашения
о взаимной защите и поощрении капиталовложений
Двусторонние соглашения о взаимной защите
и поощрении капиталовложений подписывались
с 1962 года со странами, которые демонстрируют
потенциал для улучшения двусторонних
инвестиционных отношений. На 01.01.2013 Турция
подписала соглашения с 82 государствами.
Список действующих соглашений включает
66 стран, остальные 16 соглашений, отмеченные
в ниже приведенном списке звездочкой
(*), находятся в процессе ратификации.
82 государств
Афганистан, Албания, Алжир*,
Аргентина, Австралия*, Австрия, Азербайджан,
Бахрейн*, Бангладеш, Белоруссия, Бельгия,
Босния и Герцеговина, Болгария, Чили*,
Китай, Хорватия, Куба, Чешская Республика,
Дания, Египет, Эстония, Эфиопия, Финляндия,
Грузия, Германия и т.д.
Соглашения
об избежании двойного налогообложения
Турция подписала соглашения
об избежании двойного налогообложения
с 71 государством.
Это позволяет избежать повторной уплаты
налога, уже уплаченного в одной из двух
стран, т.е. избежать двойного налогообложения.
71государство:Албания, Алжир,
Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш,
Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния
и Герцеговина, Китай, Хорватия, Чешская
Республика, Дания, Египет, Эстония, Эфиопия,
Финляндия, Франция, Германия, Греция,
Венгрия.
Соединенное Королевство, Соединенные
Штаты Америки, Тунис, Турецкая республика
Северного Кипра, Туркмения, Украина, Узбекистан.
В настоящее время Турция продолжает
вести непрерывную работу над увеличением
числа государств, с которыми заключены
такие соглашения.
Соглашения
о социальном обеспечении
Турция подписала Соглашения
о социальном обеспечении с 21 государствами.
Эти соглашения упрощают переезд иностранных
рабочих из страны в страну. Число таких
стран будет увеличиваться параллельно
с увеличением числа источников прямых
иностранных инвестиций.
21 государства Албания, Австрия, Азербайджан,
Бельгия, Босния и Герцеговина, Канада
и провинция Квебек, Чешская Республика,
Дания.
Таможенный
союз и Соглашение о свободной торговле
(FTA)
Соглашение о таможенном союзе
между Турцией и Евросоюзом действует
с 1996 года. Оно обеспечивает торговлю между
Турцией и странами ЕС без каких-либо таможенных
ограничений. Таможенный союз между Турцией
и ЕС является одним из шагов страны на
пути обретения статуса полноправного
члена Евросоюза. Турция заключила FTA с
16 странами, создав, таким образом, зону
свободной торговли, в пределах которой
государства согласны упразднить тарифы,
квоты и льготы на большинство товаров
и услуг, которыми они обмениваются в ходе
торговых отношений. Эта структура объясняет
причины, по которым все больше транснациональных
компаний используют Турцию в качестве
второго источника поставок и производственной
базы не только для стран ЕС и быстро развивающихся
турецких рынков, но и для стран Среднего
Востока, черноморского побережья и рынков
Северной Африки. Дополнительным преимуществом
является относительно дешевая, но квалифицированная
рабочая сила и выгодная стоимость транспортировки.
Турция с 19 государствами подписала
соглашения FTA: Албания, Босния и Герцеговина,
Чили, Хорватия, страны ЕАСТ (Исландия,
Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), Египет,
Грузия, Израиль, Иордания, Македония,
Черногория, Марокко, Палестина, Сербия,
Сирия, Тунис.
На стадии согласования находятся
Соглашения с Южной Кореей, Ливией, Маврикий.
В целях стимулирования двусторонней
торговли Турция ведет переговоры о заключении
FTA с Фарерскими островами, Украиной, Колумбией,
Эквадором, Малайзией, Молдовой, Косово,
Конго, Ганой, Камеруном, МЕРКОСУР, Маврикием,
Сейшельскими Островами, Ливаном, Аргентиной,
Бразилией, Парагваем, Уругваем и Советом
по сотрудничеству стран Персидского
залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные
Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Катар).