Анализ инвестиционной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Цели, поставленные при написании данной курсовой работы - доскональное и многостороннее изучение понятия «инвестиции», рассмотрение процесса инвестирования, понимание значения инвестиций в финансовой деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

анализ инвестиций.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

Метод рентабельности используется для определения внутренней рентабельности проекта (Internal Rate of Return,IRR),т.е. расчётной ставки процента, которой определяется темп роста инвестируемого капитала.

Инвестиционный проект считается  экономически выгодным, если внутренняя ставка рентабельности превышает минимальный  уровень рентабельности, установленный  для этого проекта, а при сравнении  нескольких альтернативных проектов лучшим считается проект с наибольшим значением  внутренней рентабельности.

Кроме того, показатель IRR определяет такую максимально допустимую ставку ссудного процента, при которой кредитование проекта осуществляется без убытков, т.е. без использования для выплат за кредит части прибыли, полученной на собственный инвестированный  капитал.

Метод окупаемости предназначен для определения периода возврата инвестиций. Период возврата - это промежуток времени с момента начала инвестирования проекта до момента, когда дисконтированный чистый денежный поток полностью  компенсирует начальные капиталовложения в проект. Можно считать, что с  этого момента проект начинает приносить  чистый доход. При этом, когда нарастающий итог показателя NPV становится положительным, и соответствует моменту полной окупаемости инвестиций.

Следовательно, если период возврата превышает инвестиционный период, то проект не окупается и  считается экономически невыгодным, а при сравнении нескольких проектов экономически привлекательным считается  проект с наименьшим сроком возврата инвестиций.

 

2 Анализ инвестиционной деятельности  ОАО «Дзержинскхлеб»

2.1 Общая характеристика  предприятия       

Адрес: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Щорса, д. 11

За предприятием ОАО "Дзержинскхлеб"  лежит ответственность за выпуск самых разных сортов хлеба – и традиционных, которые по карману семье с любым достатком, и новых, которые несколько дороже, но привлекают покупателей своей необычной рецептурой. Продукция «Дзержинскхлеба» обязательно присутствует на полках магазинов, торгующих хлебом. Однако конкуренты у предприятия есть, и это заставляет его постоянно развиваться, чтобы сохранить своё лидерство на рынке и привлекать как можно больше покупателей своими хлебобулочными фантазиями. Ежемесячно из лаборатории «Дзержинскхлеба» выходит до десятка новых рецептур. 
Многие из них разработаны специалистами предприятия, есть и полученные в сотрудничестве с научными учреждениями. Например, популярный у дзержинцев хлеб с йодказеином «Умница» разработан в Обнинском НИИ. Рецепты составлены с учётом того, что и хлеб, и кондитерские изделия должны быть здоровой едой. Сегодня, когда многие производители используют в рецептуре различные добавки и консерванты, не слишком заботясь о здоровье потребителей, эти рецепты – одно из преимуществ «Дзержинскхлеба». Ассортимент постоянно обновляется, только сортов ржаного хлеба – шестнадцать наименований: дрожжевой и бездрожжевой, со всевозможными добавками. Есть сорта из смешанной муки, есть с цельными злаками – рожью, пшеницей, овсом. 
Ассортимент продукции предприятия, в том числе и кондитерские изделия, насчитывает около трёхсот наименований. И когда прилавки магазинов переполнены тортами и пирожными на любой вкус и кошелёк, не потеряться на их фоне – нелёгкая задача. 
Но предприятие города Дзержинск с ней успешно справляется, опять же благодаря собственным рецептам и принципу «не во вред здоровью». Здесь одними из первых в области стали выпускать торты с фруктами, с йогуртовыми, творожными, сметанными добавками. Диапазон тортов – от низкокалорийных со сливками на растительной основе до традиционных со сливочным кремом. 
Продукция ОАО «Дзержинскхлеб» хорошо известна и покупателям, и коллегам-хлебопёкам, которых мастера из Дзержинска удивляют своими достижениями. Коллектив предприятия не раз становился лауреатом профессиональных конкурсов. Участвуя в IV Международной конференции «Торты и пирожные-2004», кондитеры «Дзержинскхлеба» получили три золотые и одну серебряную медали, дипломы I и II степени за торты «Вальс любви», «Грация», «Болдинская осень», «Шоколадная симфония», «Музыка лета». Диплом первой степени «Сто лучших товаров России» коллективу вручили за батон «Умница» с йодированным белком. Золотую медаль Нижегородской ярмарки присудили хлебу «Молодецкий» на квасном сусле. В 2005 году на форуме «Россия единая» «Дзержинскхлеб» получил семь золотых медалей за серию тортов со сливками и экологически чистыми ингредиентами. В 2006 году его продукция победила в четырёх номинациях на III Всероссийском конкурсе смотра качества кондитерских изделий «Торты и пирожные-2006» и получила четыре золотые, две серебряные медали и Гран-при. Лучшими были признаны торты «Русалочка», «Шоколадный деликатес», пирожные «Жемчужины моря» и «Медок». В 2007 году ОАО «Дзержинскхлеб» получил пять золотых медалей на выставке в рамках Международного промышленно-экономического форума «Россия единая». Лауреатами стали торты «Киевские каштаны», «Ночная Прага», «Марокко», «Санремо» и пирожные «Наслаждение». 
Правительство Нижегородской области и Федеральная служба по налогам и сборам в 2006 году отметили ОАО «Дзержинскхлеб» благодарностью «За весомый вклад в экономику области и России», а генеральный директор компании Лев Нахлас получил «Благодарность губернатора» за большой вклад в экономику Нижегородской области. 

 

2.2 Инвестиционная деятельность

ОАО «Дзержинскхлеб»

Основным  направлением инвестиционной деятельности ОАО «Дзержинскхлеб» является расширение ассортимента выпускаемой продукции за счёт реинвестирования прибыли, получаемой в результате коммерческой и производственной деятельностей предприятия (преимущественно без использования заёмных средств).

Расширение  ассортимента при этом неизменно  сопровождается модернизацией технологического оборудования и технологических  процессов, внедрением принципиально  нового оборудования и, как следствие, выходом на новые рынки сбыта.

Ярким примером инвестиционной деятельности ОАО «Дзержинскхлеб» является проект производства хлебобулочных изделий пониженной кислотности производительностью 800 тонн/год.

При подготовке любого инвестиционного проекта  вначале разрабатывается маркетинг-план, который позволяет оценить состояние  рынка предполагаемой к выпуску  продукции, её объём и цену, а также  деятельность конкурирующих фирм.

При составлении  маркетинг-плана на рассматриваемый проект следует учесть, что спрос на хлебобулочные изделия в городе определяется исходя из перспективной численности населения и среднедушевой нормы потребления хлеба в сутки.

Перспективная численность населения определяется по формуле:

где - численность  населения города на момент расчета, тыс. чел. ( тыс. чел.);

- среднегодовой  прирост населения, % ( %);

- разница  лет, лет (принимается лет).

тыс. чел.

Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия  определяется умножением перспективной  численности населения на среднедушевую  норму потребления в сутки (350 г):

кг/сут. (2.2)

На рынке  города Дзержинска булочки с пониженной кислотностью не представлены к продаже. Так как людей, страдающих заболеваниями  желудочно-кишечного тракта, в городе насчитывается порядка 2 %, то мощность проектируемого производства должна колебаться в пределах 2000-2120 кг/сут. Так как предполагается производство продукции с массой одного изделия 200 г, то мощность по данному виду изделий составит:

кгшт. = 2192 кг/сут. (800 т/год). (2.3)

Сбыт  на предприятии осуществляется прямой доставкой продукции до торговых точек, осуществляющих непосредственную продажу изделий. Доставка осуществляется собственным автотранспортом.

На предприятии  существуют свободные складские  площади (1000 м2), которые предполагается использовать для хранения готовой продукции.

ОАО «Дзержинскхлеб» - одно из наиболее «старых» предприятий города. Его продукция хорошо известна населению и пользуется широким спросом в виду своего высокого качества. Поэтому предполагается, что хлебобулочные изделия, планируемые к выпуску, будут пользоваться широким спросом у жителей города, и особенно у покупателей, заинтересованных в данном выпуске.

Цена  на готовые изделия на предприятии  определяется исходя из себестоимости  продукции.

На городской  рынок в настоящее время поступает  продукция разных товаропроизводителей, которые не могут составить конкуренции  модернизируемому предприятию в  виду своей относительно невысокой  численности и низкого качества готовой продукции.

После разработки маркетинг-плана составляется производственный план, в котором подробно рассматриваются сырье и материалы для производства продукции, проводится инженерная подготовка проекта, описывается организация управления, определяется потребность в трудовых ресурсах, а также рассчитывается себестоимость продукции.

В ходе производства хлебобулочных изделий предполагается модернизация линии производства батонов  и установка нового технологического оборудования.

Исходя  из того, что масса одной булочки  с пониженной кислотностью составляет 0,2 кг, для осуществления проектируемых  мероприятий требуется замена тестоделительной машины марки РТ-2, которая осуществляет деление тестовых заготовок массой 0,4-1 кг.

Кроме того, для осуществления одновременного выпуска на данной линии батонов  и булочек пониженной кислотности, требуется установка дополнительной хлебопекарной печи.

Стоимость заменяемого и вновь устанавливаемого оборудования приведена в таблице. Из таблицы видно, что для приобретения новых единиц оборудования предприятию потребуется 609,500 тыс. руб. Кроме того, дополнительно потребуется 359,605 тыс. руб. для покрытия транспортных расходов и приобретения запасных частей, монтажа (демонтажа) технологического оборудования, КИП, трубопроводов, на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря и проведение специальных работ.

Так как  булочки пониженной кислотности  на предприятии не производились, то к качестве горизонта сравнения примем производство булочек «Диетических» в количестве 730 т/год, выпускаемых предприятием «Сормовский хлеб».

Сводная смета капитальных затрат по проекту представлена в таблице 1.

 Таблица 1

Сводная смета капитальных затрат по проекту, тыс. руб.

Наименование

Затраты на реализацию проектируемых  мероприятий

Действующие используемые фонды

Всего с учетом используемых фондов

1. Здания и сооружения

-

3556,390

3556,390

2. Оборудование

609,500

6296,160

6905,660

Итого основные фонды (строки 1– 2)

609,500

9852,550

10462,05

3. Затраты на доставку и монтаж  вновь устанавливаемого оборудования

 
359,605

 
-

 
359,605

4. Затраты на отправку и демонтаж  оборудования

 
21,000

 
-

 
21,000

Всего капитальные затраты (строки 1 – 3)

 
990,105

 
9852,55

 
10842,655


 

Таким образом, общая сумма капитальных затрат, необходимых для реализации проекта, составит 10842,655 тыс. руб., в том числе  затраты на реконструкцию – 990,105 тыс. руб.

Структура себестоимости производимой продукции представлена втаблице2.  

Таблица2 

Структура себестоимости  продукции (булочки пониженной кислотности

годовая мощность по проекту 800 т/год, булочки «Диетические»,

годовая мощность по аналогу 730 т/год, единица измерения –  тонна)

 

 
Статьи калькуляции

Затраты на единицу продукции по аналогу

Затраты на единицу продукции по

проекту

в руб.

в %

в руб.

в %

1

2

3

4

5

1. Сырье и основные материалы

8204,00

53,5

7648,00

53,2

2. Вспомогательные материалы

-

-

-

-

3. Полуфабрикаты собственного производства

 
-

 
-

 
-

 
-

4. Возвратные отходы (вычитаются)

-

-

-

-

Итого (строки 1-4)

8204,00

53,5

7648,00

53,2

5. Топливо на технологические цели

-

-

-

-

6. Энергия на технологические цели

78,00

0,5

96,00

0,7

7. Заработная плата основных производственных  рабочих

 
1099,99

 
7,2

 
1003,74

 
7,0

8. Начисления на заработную плату

286,00

1,9

260,97

1,8

9. Расходы на подготовку и освоение  производства

 
110,00

 
0,7

 
200,75

 
1,4

10. Расходы по содержанию и эксплуатации  оборудования всего, в том числе  амортизация производственного  оборудования, транспортных средств  и пр.

 
1753,02

436,04

 
11,4

2,8

 
1673,82

431,60

 
11,6

3,0




 

После разработки производственного плана проводится финансовый анализ проекта и оценка инвестирования в целом, что определяет целесообразность инвестиционных вложений.

В ходе финансового  анализа рассчитываются технико-экономические  показатели проведения проектируемых  мероприятий, такие как прибыль  от реализации товарной продукции, годовой  выпуск продукции в стоимостном  исчислении, рентабельность продукции, прирост производительность труда (среднегодовой выработки), прирост  фондовооружённости труда, затраты производства на 1 руб. товарной продукции и т.д. Все расчеты проводятся параллельно по аналогу и по проекту.

Основными параметрами оценки инвестиционного  проекта являются чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта  и его срок окупаемости. Инвестиционный проект является эффективным, если чистый дисконтированный доход по нему больше нуля, а срок окупаемости минимален.

Технико-экономические  показатели проекта производства хлебобулочных  изделий представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Сравнительная таблица технико-экономических  показателей

Наименование показателя

Единицы измерения

Проект

Аналог

Отклонение

1

2

3

4

5

1.Годовой выпуск продукции:

1.1. В натуральном исчислении

1.2. В стоимостном исчислении

 
тонн

тыс. руб.

 
800

15600,000

 
730

14235,000

 
70

1365

2. Количество единиц основного  оборудования

 
штук

 
27

 
26

 
1

3. Производительность единицы оборудования  в единицу времени

 
тонн/час

 
0,0913

 
0,0833

 
0,008

4. Численность работающих всего,

4.1. в том числе основные  производственные рабочие

человек

человек

33

10

33

10

0

0

5. Среднегодовая выработка

       

5.1. на 1 работающего

в натуральном исчислении

в стоимостном исчислении

 
тонн/чел.

тыс.руб./чел.

 
24,242

472,727

 
22,121

431,364

 
2,121

41,363

5.2. на 1 основного рабочего

в натуральном исчислении

в стоимостном исчислении

 
тонн/чел.

тыс.руб./чел.

 
80,000

1560,000

 
73,000

1423,500

 
7,000

136,500

6. Капитальные затраты всего,

6.1. в том числе затраты  на реконструкцию

тыс. руб.

тыс. руб.

10842,655

990,105

9922,550

920,105

7. Полная себестоимость единицы  продукции

 
тыс. руб.

 
14,392

 
15,337

 
-0,945

8. Отпускная цена единицы продукции

 
тыс. руб.

 
19,500

 
19,500

 
0

9. Годовая прибыль

тыс. руб.

4086,680

3038,720

1047,960

 
 
10. Уровень рентабельности

%

35,5

27,1

8,4

11. Фондовооруженность труда

тыс. руб./чел.

1084,266

992,255

92,011

12. Затраты на 1 рубль товарной продукции

 
руб./чел.

 
0,74

 
0,79

 
-0,05

13. ЧДД

тыс. руб.

1379,020

   

14. Срок окупаемости

лет

1,3

   

Информация о работе Анализ инвестиционной деятельности предприятий