Девеантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

изучения.
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять
сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными
формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение,
которое носит социально-творческий характер, является порождением или
отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено
или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный
характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные
подходы к изучению указанной проблемы.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................ 3
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения ............................................. 4
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения ........................... 8

Заключение .......................................................................................................... 12

Список использованных источников .................................................................. 14

Файлы: 1 файл

Калашь Визуализация.docx

— 34.18 Кб (Скачать файл)

Реферат: Девиантное поведение

                          

                                СОДЕРЖАНИЕ                               

    

Введение

............................................................................................................

3


 

    

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения

.............................................

4


 

    

Глава 2. Причины возникновения  девиантного поведения

...........................

8

     

Заключение

..........................................................................................................

12

         

 

    

Список использованных источников

..................................................................

14


 

                               

Введение

                               

Всему миру, социальному бытию и  каждому человеку свойственно отклоняться  от

оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит  в

особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром,

социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства

разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном

состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его

совершенствования и осуществления  социального развития.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом,

естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря,

девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его

изучения.

Основная цель данной контрольной  работы заключается в том, чтобы  понять

сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

Для этого необходимо решить ряд  задач:

1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными

формами его проявления. В частности  следует различать девиантное поведение,

которое носит социально-творческий характер, является порождением или

отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено

или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный

характер [5. C.7];

2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные

подходы к изучению указанной проблемы.

    

Глава 1. Понятие  и виды девиантного поведения

 

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения,

социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного функционирования

в  данном обществе) достигает определенной степени завершенности при

достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением

личностью интегрального социального  статуса (статус, определяющий положение

человека в обществе).  Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное)

поведение - это различные формы  негативного поведения лиц, сфера  нравственных

пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным

формам отклоняющегося поведения  принято относить правонарушаемость, включая

преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о  состоянии

конфликта между личностными и  общественными интересами. Отклоняющееся

поведение - это чаще всего попытка  уйти из общества, убежать от повседневных

жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения

через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение  не

всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением

личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться

вперед. К отклоняющемуся поведению  могут быть отнесены различные виды

научного, технического и художественного  творчества.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1.    Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют

прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной

общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от

норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто  пытаются

связывать культурные отклонения с  психическими. Например, сексуальные

отклонения, алкоголизм, наркомания и  многие другие отклонения в социальном

поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими

отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина

отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью

выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для  личностей,

психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения.

Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и

психологов.

2.    Индивидуальные и групповые отклонения.

·        индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей

субкультуры;

·        групповое, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной

группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных  семей,

проводящие большую часть своей  жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется

им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои

законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое  отклонение от

доминирующей культуры, так как  подростки живут в соответствии с нормами

собственной субкультуры) [4. C. 113].

3.    Первичное и вторичное отклонения. Под первичным

отклонением подразумевается отклоняющееся  поведение личности, которое в  целом

соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае

совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально

не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для

окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или

на худой конец ошибкой.

     Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм,

которое социально определяется как  девиантное.

4.    Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда

оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует

выделить необходимые качества и способы поведения, которые  могут привести к

социально одобряемым отклонениям [4.  C. 115-117]:

·        сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность

может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально  одобряемым

отклонениям лишь при достижении ограниченного  числа социальных статусов.

Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного

ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее

необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

·        особые склонности. Позволяют проявлять уникальные

качества на очень узких, специфических  участках деятельности.

·        сверхмотивация. Многие социологи считают, что

интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания,

перенесенные в детстве или  юности. Например, существует мнение, что  Наполеон

имел высокую мотивацию к  достижению успеха и власти в результате одиночества,

испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и

почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

·        личностные качества - личностные черты и свойства

характера, которые помогают достичь  возвышения личности;

·        счастливый случай. Большие достижения - это не только

ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в

определенное время.

5.    Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ

поддерживает и вознаграждает  социальные отклонения, проявляемые  в форме

экстраординарных достижений и  активности, направленной на развитие общепринятых

ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в  обществе всегда

строго осуждалось и наказывалось.

Рассмотрим теперь основные причины  возникновения отклоняющегося поведения.

    

Глава 2. Причины  возникновения девиантного поведения

 

В изучении причин отклоняющегося поведения  существует три вида теорий: теории

физических типов, психоаналитические теории и социологические, или

культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1.    Основная предпосылка  всех теорий физических типов  состоит в том, что

определенные физические черты  личности предопределяют совершаемые  ею

различные отклонения от норм. Среди  последователей теорий физических типов

можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов

присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией

склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом  [4. C. 118].

Однако практика показала несостоятельность  теорий физических типов. Всем

известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали  тягчайшие

преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть

и муху.

2.    В основе психоаналитических  теорий отклоняющегося поведения  лежит

изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.

Фрейда, у каждой личности под слоем  активного сознания находится область

бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все

природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного

природного "беззаконного" состояния  путем формирования собственного Я, а

также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой

общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты  между

Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту

и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В  этом

случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным

окружением индивида.

3.    В соответствии с  социологическими, или культурными,  теориями индивиды

становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе

бывают неудачными по отношению  к некоторым вполне определенным нормам, причем

эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы

социализации успешны, индивид  сначала адаптируется к окружающим его

культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и  ценности

общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты

культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким  образом,

что автоматически действует в  ожидаемой манере поведения большую  часть

времени. Ошибки индивида редки, и  всем окружающим известно, что они  не

являются его обычным поведением.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм,

неопределенность в связи с  этим возможного выбора линии поведения  могут

привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия

норм). По Дюркгейму аномия - это  состояние, при котором личность не имеет

твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе

линии нормативного поведения [4. C. 121].

Роберт К. Мертон внес некоторые  изменения в концепцию аномии, предложенную

Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между

культурными целями общества и социально  одобряемыми (легальными или

институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то

время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению

благосостояния и высокому социальному  положению, легальные средства членов

общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда  человек не

может добиться благосостояния с помощью  таланта и способностей (легальные

средства), он может прибегнуть к  обману, подлогу или воровству, не одобряемым

обществом.

Р. Мертоном была разработана типология  поведения личностей в их отношении  к

целям и средствам. Согласно этой типологии  отношение к целям и средствам

любой личности укладывается в следующие  классы:

·        конформист принимает как культурные цели, так и

институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом

общества;

·        новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он

принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);

·        ритуалист принимает институциональные средства, которые

абсолютизирует, но цели, к которым  он должен стремиться с помощью этих средств,

Информация о работе Девеантное поведение