Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:25, реферат
изучения.
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять
сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными
формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение,
которое носит социально-творческий характер, является порождением или
отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено
или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный
характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные
подходы к изучению указанной проблемы.
Введение ............................................................................................................ 3
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения ............................................. 4
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения ........................... 8
Заключение .......................................................................................................... 12
Список использованных источников .................................................................. 14
Реферат: Девиантное поведение
Введение |
.............................. |
3 |
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения |
.............................. |
4 |
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения |
........................... |
8 | ||
Заключение |
.............................. |
12 | ||
Список использованных источников |
.............................. |
14 |
Введение
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от
оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в
особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром,
социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства
разнообразие в
состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его
совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом,
естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря,
девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его
изучения.
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять
сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными
формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение,
которое носит социально-творческий характер, является порождением или
отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено
или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный
характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные
подходы к изучению указанной проблемы.
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного функционирования
в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением
личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение
человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.
Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное)
поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных
пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным
формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая
преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы
конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся
поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных
жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения
через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не
всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением
личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться
вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды
научного, технического и художественного творчества.
Рассмотрим различные виды социальных отклонений.
1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют
прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной
общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от
норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются
связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные
отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном
поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими
отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина
отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью
выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей,
психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и
психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.
· индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей
субкультуры;
· групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной
группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей,
проводящие большую часть
им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои
законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от
доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами
собственной субкультуры) [4. C. 113].
3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным
отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом
соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае
совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально
не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для
окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или
на худой конец ошибкой.
Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм,
которое социально определяется как девиантное.
4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда
оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует
выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к
социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
· сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность
может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым
отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.
Интеллектуальная
ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее
необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
· особые склонности. Позволяют проявлять уникальные
качества на очень узких, специфических участках деятельности.
· сверхмотивация. Многие социологи считают, что
интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания,
перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон
имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества,
испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и
почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
· личностные качества - личностные черты и свойства
характера, которые помогают достичь возвышения личности;
· счастливый случай. Большие достижения - это не только
ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в
определенное время.
5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ
поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме
экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых
ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда
строго осуждалось и наказывалось.
Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося поведения.
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории
физических типов, психоаналитические теории и социологические, или
культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что
определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею
различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов
можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов
присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией
склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4. C. 118].
Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем
известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие
преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть
и муху.
2. В основе психоаналитических
теорий отклоняющегося
изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.
Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область
бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все
природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного
природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а
также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой
общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между
Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту
и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом
случае может произойти
окружением индивида.
3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды
становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе
бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем
эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы
социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его
культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности
общества или группы становятся
его эмоциональной
культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом,
что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть
времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не
являются его обычным
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм,
неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут
привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет
твердого чувства
линии нормативного поведения [4. C. 121].
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную
Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между
культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или
институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то
время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению
благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов
общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не
может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные
средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым
обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к
целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам
любой личности укладывается в следующие классы:
· конформист принимает как культурные цели, так и
институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом
общества;
· новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он
принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
· ритуалист принимает институциональные средства, которые
абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств,