Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:05, реферат
Предмет исследования – направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, различные отношения человека к другим людям, к себе и к своему делу проявляются в соответствующих видах направленности его личности (личной, общественной, деловой) и обуславливают его жизнедеятельность. В связи с этим, мы предположили, что названные виды направленности, связанные с отношениями человека, представлены в содержании личностной направленности неодинаково.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ……………….6
1.1. Направленность как интегральная характеристика личности ………6
1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20—23 лет)………………………………………………………....12
Выводы………………………………………………………………………19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ………………………….20
2.1. Организация и методы исследования ………………………………. 20
Выводы ……………………………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….38
Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней — это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» [8].
В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учебниках по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни.
В то же время направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П. М. Якобсон [26]. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем общественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.
Значительный интерес представляет классификация направленности личности в соответствии с типологией жизненного мира Ф.Е. Василюка [6]. Согласно типам жизненного мира (простого, легкого, сложного и трудного), выделяют 4 различных вида направленности личности, для каждого из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации:
Заканчивая рассмотрения направленности, как ведущей характеристики личности, следует отметить, что в структуру общей направленности личности входит профессиональная направленность. Профессиональная направленность личности представляет собой систему доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в соответствующих представлениях, намерениях, целях, установках и активной деятельности по их достижению. Становление профнаправленности осуществляется поэтапно, в соответствии с периодами профессионального становления личности: на этапе профессионального самоопределения, в процессе профессионального обучения, в профессиональной деятельности специалиста [8], [15], [16].
Изучение профессиональной направленности личности на разных этапах ее формирования определяет специфику подхода к ее характеристике:
Профессиональная
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что центральным, или интегративным. качеством личности является ее направленность. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности. Направленность – это целостная система установок, ценностных ориентации, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. В направленности интегрируется все многообразие отношений личности, начиная от частных и ситуативных ее установок и кончая жизненными устремлениями, планами, идеалами.
Направленность личности – это ядро ее «Я», в котором выражается стремление человека к самореализации, к росту и развитию в той или иной сфере жизнедеятельности.
1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20 - 23 лет)
Особенности социально-психологического развития человека после окончания школы изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Абрамова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюжный, Ю.В. Кулюткин, А.В. Толстых, Г. Крайг, Э. Эриксон и др.). В современной психологии развития не существует единой точки зрения относительно названия периода развития человека от 17 до 20-23 лет. Рассматриваемый период в различных литературных источниках называется юностью (в отличие от ранней юности) [3], [6], ранней молодостью [7], ранней взрослостью [5].
Временные границы периода юности, как и других периодов жизни взрослого человека, определены в психологии развития также недостаточно четко, поскольку процесс становления личности связан с индивидуальными особенностями жизненного пути молодого человека. По этому поводу П.П. Блонский отмечал, что все в мире, в том числе и возраст, имеют свою историю, в связи, с чем юность человека не является вечным явлением, а очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением человечества. Как всякое позднее приобретение, она сильно варьирует у разных народов и сильно отличается по длительности в разных социальных группах [цит. по 18]. Юность, как последнее приобретение человечества, выступает прелюдией зрелости и вопрос о границе временной их длительности неясен. Наличие длительного периода юности делает возможной разностороннюю подготовку человека к будущей жизни. Социальные границы и различия в длительности этого периода, по мнению П. Блонского, могут достигать десять и более лет, что свидетельствует о прямой социальной обусловленности этого периода [18].
Разные авторы рассматривают юность как переходный период (фазу) развития личности [7], [9], [23]. В кризисный подростковый период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.
Б. Ливехуд отмечает, что в годы юности все имеет характер абсолюта и одновременно характер временного [9]. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых людей. Их суждения и чувства абсолютны — во всяком случае, в данный момент. Каждый выбор «временно-абсолютен» [9].
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости [23].
По мнению Ю. В. Кулюткина, в период между 17 и 22 годами происходит становление взрослости, освоения новых – «взрослых» – норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и ролям [7]. Молодой человек переживает своеобразный кризис своего развития: он начинает интенсивно опробовать различные роли взрослого человека, выбирает, а бывает и часто меняет профессии, пытается адаптироваться к новому образу жизни, стремится построить собственную семью. Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную трудовую жизнь, приобретает статус взрослого человека. Но с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу: в одних случаях он действует как взрослый, в других – еще нет. Отсюда и различная степень серьезности и ответственности поведения в разных ситуациях. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств, а принятые решения часто заменяются. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно. Способность к саморегуляции, чувство ответственности за принятые решения, настойчивость и воля в достижении не только близких, но и отдаленных целей – все это находится еще в периоде становления. Конечно, все эти качества могут появиться у человека только по мере накопления собственного опыта. Период юности (молодости, по Ю.В. Кулюткину), как раз и является периодом приобретения опыта самостоятельных решений, формирования чувства ответственности за их последствия, способности к достижению достаточно крупных целей, жизненно важных для личности [7]. По мере приобретения такого опыта происходит самоопределение личности: осознание смысла своей жизни, предвосхищение будущего жизненного пути, формирование реальных жизненных планов. Жизненные планы возникают в результате четкого соподчинения ближайших и перспективных целей, исходя из реальных условий жизни. В том случае, когда жизненные планы сформированы, молодой человек преодолевает первоначальный кризис развития. Он все более полно адаптируется к новому положению взрослого, осваивает свои права и обязанности, устанавливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые социальные функции и роли, овладевает профессиональным мастерством, строит собственную семью и вырабатывает собственный образ жизни. Если же формирование жизненных планов запаздывает, молодой человек продолжает метаться в поисках своего места в жизни, проявляя своеобразный инфантилизм личности даже в достаточно солидном «паспортном» возрасте.
Юношеский возраст – период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования «Я-концепции», активного вхождения личности во все сферы общественного бытия. Центральным новообразованием юношеского возраста выступает система самосознания личности, ее «Я-концепция». Самосознание, как отмечала И.И. Чеснокова, «проявляется прежде всего в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми, далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными словами, они – всегда результат социального взаимодействия индивида и его окружения» [24].
Переход самосознания на
качественно новый уровень
Характерной чертой юношества является заметно актуализирующееся чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии. Молодые люди достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, устоявшимся стереотипам деятельности, стремясь смотреть на мир своими глазами. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правильные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам зачастую недостает, что нередко приводит к непониманию, а подчас и конфликтам их с ближайшим окружением – родителями, педагогами, сверстниками. В подобных противоречиях также осуществляется поиск своего «Я», отстаивание права на собственную неповторимость, автономию в окружающем мире.
Юношеский возраст – время обостренного чувственного восприятия мира в целом. Чувство справедливости, личностной признанности и защищенности, осознание своей автономии среди окружающих выступают важнейшими регуляторами деятельности юношей и девушек. В этой связи важную роль играют волевые проявления их личности, такие, как инициативность, настойчивость, решительность, самообладание. Новые социально-экономические условия жизни востребовали людей инициативных, волевых, способных принимать самостоятельные решения в различных нестандартных ситуациях. Социально-инфантильный тип личности уходит на задний план, теряя перспективу реализации своих жизненных планов и программ.