Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа
Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
В ценах переплетаются все экономические, социальные проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и др. При формировании политики цен необходимо учитывать отечественный и зарубежный положительный опыт
Введение. 2
Глава 1. Цена и ценообразование. 3
1.1. Понятие цены. 3
1.2. Функции цены. 5
1.3. Процесс ценообразования. 16
Глава 2. Государственная политика цен: понятие, цели, задачи. 18
2.1. Формы и методы воздействия государства на цены 23
2.2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен 33
2.3. Фискальная политика 35
2.4. Налоги и их функции 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий- монополистов. Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.
1. Общее замораживание
цен (оно применяется при
2. Установление фиксированных
цен и тарифов. Фиксированные
цены с твердо установленной
величиной формируются по
3. Установление предельных
цен или коэффициентов, пределов
возможного изменения (роста) цены
за определенный период
4. Установление предельного
норматива рентабельности. В этом
случае в цене при ее расчете
учитывается прибыль в размере
предельного норматива
5. Установление фиксированных
или предельных размеров
6. Для биржевой торговли
и вне биржевого оборота может
быть введен предельный
7. Декларирование цен. По
решению органов
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
•с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
•путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
•путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
•путем регулирования налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
•путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей.
Государственное субсидирование — важное условие поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции : или кризиса, что в свою очередь может оказать влияние на стабилизацию уровня * цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства, либо не приносящим определенного уровня дохода.
Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственному производству.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
•создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
•разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных и бюджетных ассигнований;
•государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;
•эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или она предназначена для социально незащищенных групп населения.
2.2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен. Контроль за ценами — это система мер, направленных на обеспечение исполнения законодательства в области ценообразования Российской Федерации и ее субъектов в сфере ценообразования и государственного регулирования цен, выявление правонарушений с целью их пресечения и виновных лиц с целью недопущения противоправных действий.
Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.
К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономического развития и торговли РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюденем порядка применения цен и тарифов.
Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля: документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.
Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов| принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.
Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространятся только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.
Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения j цен, не подлежат разглашению.
При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.
Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или, в случае невозможности такого перерасчета, вносит в бюджет сумм разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на реализованной продукции.
По итогам проверки составляются акты проверки, которые в свою очередь являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы.
Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.
Мероприятия государства
по мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию на основе
финансового законодательства страны
называются финансовой политикой. Направления
финансовой политики зависят от экономического
состояния страны. Кризисное положение
экономики предопределяет финансовую
политику, направленную, с одной стороны
на прекращение спада производства и на
стимулирование производства (например,
в виде отдельных налоговых льгот производителям),
на мобилизацию финансовых ресурсов в
целях их эффективного вложения в отдельные
отрасли экономики, а с другой - на сдерживание
всех социальных программ, сокращение
расходов на оборону и т.д. Соответственно,
при переходе экономики в другое состояние
меняются направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики,
несомненно, зависит от критической оценки
складывающейся в стране экономической
ситуации, от соблюдения “золотого правила”
экономической теории - при разработке
прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую
ситуацию в стране такой, какая она есть,
а не такой, какой ее хотелось бы видеть.
Это тем более важно, поскольку общей тенденцией
развития является усиление роли правительства
в регулировании национальной экономики
через финансовую систему, а именно - расходы
государства на программы по социальному
обеспечению, на поддержание среднего
уровня доходов, на здравоохранение, образование
и т.д.
Частью финансовой политики является
фискальная политика, то есть налогообложение.
Фискальная политика предполагает использование
возможностей правительства взимать налоги
и расходовать средства государственного
бюджета для регулирования уровня деловой
активности и решения различных социальных
задач.
Основным рычагом фискальной политики
государства является изменение налоговых
ставок в соответствии с целями правительства.
Проведение фискальной политики - прерогатива
законодательных органов власти страны,
поскольку именно они контролируют налогообложение
и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из
так называемой дискреционной фискальной
политики и автоматической. Под дискреционной
фискальной политикой понимается сознательное
регулирование государством налогообложения
и государственных расходов с целью воздействовать
на реальный объем национального производства,
занятость, инфляцию и экономический рост.
Информация о работе Государственная политика цен: понятие, цели, задачи