Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие два метода:
- Косвенное регулирование
- Прямое регулирование

Содержание работы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 3
Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности 5
Способы и методы привлечения инвестиций в российскую экономику 6
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

инвестиции.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной  власти российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Органы государственной  власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие  два метода:

-   Косвенное регулирование

-   Прямое регулирование

При косвенном  регулировании инвестиционной деятельности органы государственной власти создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности следующими формами и методами:

-   Совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений

-   Установление для инвесторов специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера

- Защита интересов инвесторов

-   Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами

-  Расширение использования средств населения и иных источников финансирования

-  Создание сети информационных центров, для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности

-   Принятие антимонопольных мер

-   Возможность использования залогов при осуществлении кредитования

-   Развитие финансового лизинга в РФ

-   Проведение переоценки основных фондов с темпами развития инфляции 

Прямое участие  государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

-  Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета

-   Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета

-   Размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими

-   Проведение экспертизы инвестиционных проектов

-   Защита организаций от поставок устаревших, материалоемких, энергоемких, наукоемких технологий, оборудования и материалов

-   Разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением

-   Выпуск облигационных займов

-   Вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных объектов

Таким образом, прямое участие  государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджете и за счет бюджетов субъектов РФ. Государство напрямую участвует в инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности может  осуществляться с помощью иных методов  и форм, не противоречащих законодательству РФ.

Также государство регулирует инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.Все инвестиционные проекты независимо от источников и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц, интересы государства, не отвечает требованиям стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, до их утверждения подлежат обязательной государственной экспертизе. Порядок поведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ. Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством РФ

 

 Нормативно-правовое регулирование  инвестиционной деятельности

Эффективность использования инвестиционного  потенциала в огромной мере зависит  от создания нормативно-правового пространства, регулирующего инвестиционную деятельность на территории Волгограда.Региональное законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность на территории Волгограда, представлено следующими нормативно-правовыми актами.

1. Закон Волгоградской области от 3.06.1997 № 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" (ред. От N 149-ОД, от 22.06.1998 N 187-ОД, от 2.09.1998 N 199-ОД, от N 228-ОД, от 7.06.1999 N 276-ОД, от 3.01.2001N 489-ОД).

2. Закон Волгоградской области от 05.02.2001 №505ОД "О бюджете развития Волгоградской области".

3. Постановление главы  администрации Волгоградской области  от 13 июля 2000 г. № 516 "Об утверждении положения об инвестиционном конкурсе в Волгоградской области, положения о конкурсе инвестиционных проектов в Волгоградской области, положения об экспертной комиссии по оценке инвестиционных проектов и определению наиболее перспективных для Волгоградской области инвесторов".

Нормативно-правовые акты г. Волгограда.

1. Постановление Волгоградской городской Думы от 12.07.1996 № 11/66 "О Положении об инвестиционной деятельности в Волгограде".

2. Постановление администрации  г. Волгограда от 30.12.1998 № 1720 "Об  утверждении положения о порядке  ведения Волгоградского городского реестра юридических лиц, зарегистрированных на территории зон экономического развития промышленных предприятий и организаций города" (ред. от 25.03.1999 №360).

3. Постановление администрации  г. Волгограда от 5.07.2001 № 769 "Об инвестиционном совете Волгограда".

Инвестиционная деятельность, проводимая с участием бюджетных  средств города, регламентируется положением "Об инвестиционном совете Волгограда", принятым 5 июля 2001 г. постановлением № 769 администрацией Волгограда, которое определяет статус, основные цели и направления деятельности, принципы формирования и структуру инвестиционного совета Волгограда, порядок его работы и процедуру принятия решений.

С целью повышения имиджа города, показа его инвестиционных возможностей в 2001 году на официальном  информационно-справочном сервере  был опубликован справочник инвестиционных проектов Волгограда. Цель разработки данной системы - привлечь внимание и предоставить как можно больше информации о возможностях и потребностях экономики Волгограда в инвестиционных ресурсах, которая будет представлять интерес, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

 Инвестиционная активность на территории города определяется в первую очередь интенсивностью привлечения инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал только вышел на уровень показателей, наблюдавшихся до кризиса 1998 года, и постепенно продолжает повышаться, хотя в 2001 году произошел спад инвестиционной активности.Анализ итогов работы предприятий и организаций Волгограда приводит к выводу, что уровень инвестиционной активности на протяжении последних лет не является стабильным. После довольно активного в инвестиционном плане 2005 года в 2007 году произошел некоторый спад инвестиционной активности.Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя города составил в среднем около 6,5 тыс. рублей. Данная величина не может считаться удовлетворительной для такого крупного промышленного центра Нижнего Поволжья как Волгоград.

Способы и методы привлечения инвестиций в российскую экономику 
         Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и выхода на стандарты устойчивого роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй с ориентацией на частный капитал, как российский, так и иностранный. С учетом ограниченности бюджетных средств и низкой эффективности бюджетных инвестиций основным приоритетом в инвестиционной сфере должно стать привлечение капиталовложений частного сектора, включая прямые иностранные инвестиции. 
         Российские корпорации в настоящее время как никогда нуждаются в финансировании. Растущая экономика и все возрастающие рыночные возможности требуют значительных инвестиций как в капитальные вложения, так и в оборотный капитал. Более того, конкуренция на мировых рынках, да и на внутреннем рынке, подразумевает не только высокое качество производимой продукции, но и ускоренный цикл внедрения нововведений и конкурентную себестоимость. Все это означает неминуемо крупные инвестиционные вложения и ускоренный рост производительности. 
 
         В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:  
 
         1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия). 
 
         2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). 
 
         3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. 
 
         Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. 
 
         Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась. 
 
         Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России являются: 
 
         1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); 
 
         2) регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 
 
         3) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; 
 
         4) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. 
 
         На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы совместных предприятий стали очевидными, преобладающей формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия.         До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции, эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель         Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что, в конечном счете, сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений. 
 
         На сегодняшний день Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. 
 
         Прежде всего это: 
 
         1) крупнейшие транснациональные  корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Philip Morris);[10] 
 
         2) средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России; 
 
         3) компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране. 
 
         Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. 
 
         Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им. 
 
         С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач: [8] 
 
         1) пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов; 
 
         2) пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг; 
 
         3)эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов. 
 
         Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок корпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучерной приватизации. Приватизация впервые обеспечила рыночное предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних инвесторов.         В этот период выявились наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкими исключениями к ним относились: [7] 
 
         – акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых других сырьевых отраслей; 
 
         – акции предприятий – национальных или региональных монополистов в стратегических отраслях национального хозяйства – энергетике, телекоммуникациях и т.п. 
 
         Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при вложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты акций которых были закреплены за государством. Это являлось своеобразной страховкой от грубого нарушения прав мелких акционеров крупными.         Спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции не оказывают практически никакого прямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в экономическом смысле отрасли и предприятия.         Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации. 
 
         Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем. Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных бумаг). 
 
         Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги: 
 
         – привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте; 
 
         – размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют. 
 
         Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений. 
 
         Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений. 
Заключение 
         Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. 
 
         Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно- технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение 
 
России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. 
 
         Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. 
 
         Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. 
 
         Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере, можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
         1. Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Академия, 2004. – 428 с.Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. – М.:НИМБ, 2001. – 288 с. 
 
         2. Борисов И. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. − 2008. − № 2. − 26-43 с. 
 
         3. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. − СПб: Питер, 2003. − 288 с. 
 
         4. Воронин В. Г. Организация и финансирование инвестиций. – Омск: Издательство «Омский дом печати», 1999. – 212 с. 
 
          5. Воспроизводство и экономический рост. / Под ред. проф. В.Н. Черковца, доц. В. А. Бирюкова. – М.: ТЕЙС, 2001. – 282 с. 
 
         6. Государственные инвестиции: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aetoshyips.com/gos.html. 
 
         7. Караваев В. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Мировая экономика и международные отношения. − 2005. − № 9. − С. 12-21. 
 
8. Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе. − М.: НИКА, 1999. − 226 с. 
 
         9. Молева О.В. Методологические аспекты привлечения иностранного капитала: [Электронный ресурс] // Экономика региона. – 2007. – № 18. – Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=272. 
 
10. Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит. − 2008. − № 1. − С. 17-32. 
 
         11. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

 


Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности