Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:43, реферат
Отработанное и четкое государственное регулирование инвестиций ведет к благоприятным условиям для всех субъектов хозяйствования и оживлением их деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Поэтому актуальность данной темы в настоящее время стоит довольно остро.
Введение. 3
1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 4
2.Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами. 7
2.1 Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций. 9
2.2 Денежно-кредитная политика государства 9
2.3 Денежные сбережения населения как источник инвестиций. 10
3.Правовые аспекты государственного регулирования. 11
4.Иностранный опыт государственного регулирования в сфере инвестиций. 14
Заключение. 17
Список литературы: 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Северо-Западный институт
Факультет Экономики и Финансов
Кафедра мировой и национальной экономики
РЕФЕРАТ
на тему:
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Санкт-Петербург
2013
Оглавление:
Отработанное и четкое государственное регулирование инвестиций ведет к благоприятным условиям для всех субъектов хозяйствования и оживлением их деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Поэтому актуальность данной темы в настоящее время стоит довольно остро.
На макроуровне инвестиции, и особенно капитальные вложения, являются фундаментом для развития национальной экономики и повышения эффективности общественного производства, то есть инвестиции предопределяют в конечном счете рост экономики В настоящее время целью нашего государства является создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных инвестиций (иностранных в том числе), при этом ограничивая свое участие в качестве непосредственного инвестора.
В данной курсовой работе мы рассмотрим:
1.Формы и методы государственного регулирования
инвестиционной деятельности.
Под государственном регулированием инвестиционной деятельности
понимаются определённые в законодательном
порядке формы и методы административного
и экономического характера, используемые
органами управления всех уровней для
осуществления инвестиционной политики,
обеспечивающей государственные задачи
социально-экономического развития страны
и её регионов, повышения эффективности
инвестиций, обеспечения безопасных условий
для вложений в различные инвестиционные
объекты.
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности так же есть государственных
подходов и решений, закрепленных законодательством,
организационно-правовых форм, в рамках
которых инвестор осуществляет свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом управлении
государственными инвестициями: системе
налогов с дифференцированием налоговых
ставок и налоговых льгот, финансовой
помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных
ссуд, льготных кредитов, в финансовой
и кредитной политике, ценообразовании,
выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной
политике.
Государство для выполнения своих функций
регулирования экономики использует как
экономические (косвенные), так и административные
(прямые) методы воздействия на инвестиционную
деятельность и экономику страны путем
издания и корректировки соответствующих
законодательных актов и постановлений,
а также путем проведения инвестиционной
политики.
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г.
№39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений» установлены
следующие формы и методы регулирования
инвестиционной деятельности:
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
Целеполагающая функция государства заключается в определении
стратегических целей и приоритетов, в
постановке задач инвестиционной политики
на предстоящий период. Формирование структуры
целей и приоритетов предполагает анализ
результатов, выявление наиболее острых
социально-экономических и политических
проблем, определение наиболее активных
мероприятий государства по их решению.
Мобилизирующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны
государства за соблюдением хозяйствующими
субъектами установленных государством
экономических и правовых норм в процессе
их хозяйственной деятельности. Государственный
контроль осуществляется через соответствующие
контрольные органы и органы управления
различного уровня.
В содержании современной инвестиционной
политики следует выделить два вида мероприятий
и соответственно две формы деятельности:
стратегию и тактику.
Стратегия – долговременный курс государства,
направленный на комплексное решение
крупномасштабных народнохозяйственных
(макроэкономических) задач. К элементам
стратегии относят:
Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами
представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия
государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно
подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и
институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический
климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста
экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-
налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на
отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки,
правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные
инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных
инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики,
объединения предпринимателей, информационные системы.
Рассмотрим эти инструменты более подробно.
Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных
проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы -
важнейшая задача государства на современном этапе.
Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или
предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым
институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих
странах мира.
Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в
России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны
и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют
в полной мере осуществлять планируемое финансирование.
По масштабам государственные инвестиционные затраты в инфраструктуру намного
превышают инвестиции в отрасли социальной сферы. Страны со средним уровнем
развития в 80-е начале 90-х годов тратили на инвестиции в инфраструктуру в -
среднем 4% ВВП (что составляло около 20% валовых внутренних инвестиций в этих
странах). Около половины средств на эти нужды - поступало прямо из
государственного бюджета, еще 40% - так или иначе, гарантировалось
государством. Инвестиции в отрасли социальной сферы составляли в среднем 1,5%
ВВП. Однако сама по себе малая величина этих затрат скрывает их существенную
экономическую значимость.
Поскольку большинство услуг в социальной сфере и ряд услуг инфраструктуры
являются общественными, то есть по своей экономической природе не имеют
рыночной оценки, возникает вопрос, как определить экономически эффективный
объем их производства. Здесь возможны три подхода.
Первый заключается в определении нормативов, основанных на мировом опыте -
сколько на душу населения расходуется средств на капитальные вложения в
разных отраслях социальной сферы. Исходя из этого можно оценить, по каким
направлениям наблюдается особо острый дефицит средств. Недостатком этого
подхода является отсутствие учета конкретных особенностей страны и целостного
критерия распределения инвестиций с целью получения наибольшего эффекта.
Второй подход основывается на составлении государственной инвестиционной
программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени
социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на
эффективность экономики в целом. Затем государственный бюджет диктует, какие
именно проект будут реализованы. Преимуществом этого подхода является
обеспечение наибольшей экономической отдачи от бюджетных средств и
предотвращение бюрократического произвола. Недостатком является необходимость
применения идентичной методологии оценки и ежегодной переоценки большого
количества самых разных проектов, многие из которых никогда не будут
реализованы. Из-за этого лишь малые страны успешно реализовали программный
подход к государственным инвестициям.
В рамках третьего подхода разработка инвестиционной бюджета ведется по каждой
отрасли народного хозяйства отдельно и исходя из контрольных цифр общих
расходов определяемых параметрами бюджета. В результате планирование
инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.
Недостатком данного подхода является отсутствие гибкости, невозможность
сопоставления и учет общеэкономической отдачи инвестиций.
Вместе с тем, применение ряда принципов позволяет существенно повысить
эффективность этого метода. Во-первых, это четкая классификация бюджетных
расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение в
бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством. Во-
вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины
правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка
специалистов отраслевых ведомств и организаций отраслей социальной сферы,
строгая экспертиза в центральных ведомствах. В-третьих, проведении
конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и
жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.
Нарушение перечисленных условий ведет к тому, что государственное
инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации составления
инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.
Существенный канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране -
инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В
большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы
производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки
потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку
спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями,
целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются
стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные
инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в
правительственных органах и одобряются государством.
Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях
недоинвестирования реального сектора экономики должно быть направлено на
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности