Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:24, автореферат
Восстановление экономического роста требует значительного объема инвестиционных ресурсов, причем наиболее эффективным является привлечение средств в форме прямых инвестиций в основные производственные фонды, а также совершенствование существующих методов и механизмов управления инвестиционной деятельностью как на федеральном, так и на региональном уровне управления.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 статей общим объёмом 3,35 п.л., в которых отражены основные результаты исследования, в том числе 3 работы общим объемом 0,85 п.л. из перечня изданий, рекомендуемых ВАК.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, изложена степень ее разработанности, сформулированы проблемы исследования, определены его предмет, объект, цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "Теоретические аспекты построения системы регулирования региональных инвестиций" охарактеризованы сущность инвестиций и инвестиционной политики региона, исследован зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью, рассмотрен генезис и возможности использования кластерного подхода в системе регулирования региональных инвестиций.
Приоритетная задача региональной экономики на ближайшую перспективу – переход к стабильному росту - сопряжен с проблемой увеличения инвестиций в производство: от создания благоприятного инвестиционного климата до перераспределения финансовых средств и выбора приоритетных направлений инвестиций, решить которые можно лишь в рамках интегрированной экономической системы.
Содержание категории "инвестиции", как и ряда других экономических понятий, зависит от контекста. Само слово "инвестиции" английского происхождения (investments) и означает оно "капиталовложения". В исследовании автор предлагает понимать под инвестициями ресурсы, направляющиеся в хозяйствующие субъекты, и способствующие росту валового национального продукта.
В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:
В этой связи, данная система управления может строиться по трем основным направлениям (рис. 1).
Рис. 1. Система управления инвестициями на региональном уровне
Автор отмечает, что в условиях широкого применения экономических методов управления и преодоления кризисных ситуаций предстоит обеспечить научную обоснованность инвестиционной политики регионов на перспективу, увязать практику планирования и прогнозирования инвестиций с хозяйственным механизмом; обеспечить рациональное использование вложений, повышение их эффективности как одного из важных направлений социально-экономического развития на федеральном и региональном уровне управления.
Зарубежный опыт инвестиционного регулирования свидетельствует о сближении его теоретических основ и практики как в западноевропейском регионе, так и в США и Японии. Интенсивность и направление структурных сдвигов в регионе зависят не только от реакции частного капитала, но и в значительной мере от дальнейшей политики правительств, степени сотрудничества в данной области. Также одним из главных условий развития инвестиционной деятельности в регионах является определение контрольных показателей и характеристик деятельности для целей оперативного и стратегического управления инвестициями.
Применительно к региональной экономике, основным оцениваемым результатом реализации кластерного подхода в регулировании инвестиционной деятельности является улучшение торгового баланса территории – стабильное повышение уровня экспорта, а также замещение импорта. К оцениваемым показателям эффективности кластерного проекта могут быть отнесены:
Таким образом, при формировании и реализации концепции кластера необходимо комплексное взаимодействие крупных корпораций, инвесторов, строительных организаций, научно-исследовательских институтов, малого бизнеса, региональных и федеральных органов власти. Развитие кластеров позволит обеспечивать конкурентоспособность на уровне продукции, производителей, региональной и национальной экономики в целом в условиях удорожания ресурсов и ужесточения конкуренции на товарных рынках.
Во второй главе "Анализ развития инвестиционной деятельности в регионе (на примере Нижегородской области)" на региональном примере проведена структурно-динамическая оценка инвестиционных процессов, выявлены особенности механизма регулирования инвестиций, дан анализ результативности системы регионального инвестиционного регулирования.
Как показывают данные таблицы 1, в течение анализируемого периода в Нижегородской области имеет место значительный рост основных инвестиционных показателей. Так, объем инвестиций в основной капитал увеличивался в среднем на 10-12% ежегодно.
Таблица 1
Основные инвестиционные показатели Нижегородской области, млрд. руб.1
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. (по полному кругу предприятий) |
37,4 |
52,2 |
64,6 |
84,8 |
121,7 |
134,9 |
ИФО инвестиций в основной капитал, в % к соотв. периоду предыдущего года |
103,3 |
119,4 |
103,8 |
117,8 |
116,3 |
115,0 |
По итогам 2006 г. было накоплено всего 216,1 млн. долл. (неденоминированных) иностранных инвестиций, в 2007 г. – 409,6 млн. долл., в 2008 г. – 479,2 млн.долл. (табл.2). В 2008 г. увеличилось поступление прямых инвестиций на 44,6% по сравнению с 2006 г., вместе с тем значительно уменьшился объем кредитов, полученных от зарубежных совладельцев (на 17%), сократился объем прочих прямых инвестиции на 52%, прочих валютных инвестиций - на 44,7%, из них рост объема прочих кредитов составил 6,1%. В качестве основных иностранных инвесторов а Нижегородской области выступают США, Великобритания, Швейцария.
Таблица 2
Объем иностранных инвестиций в экономику региона, млн.долл.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
Объем иностранных инвестиций (млн. долл.) |
216,1 |
409,6 |
479,2 |
Темп роста иностранных инвестиций, в
% к соотв. |
197,4 |
189,5 |
117,0 |
Анализ инвестиционной деятельности в Нижегородской области показал, что в последние годы имеет место рост основных инвестиционных показателей, приоритет производственного оборудования вышел на первый план, что проявилось в усилении степени инвестирования в подобные объекты, наиболее инвестиционно активными стали промышленность, транспорт и связь, степень инвестиционного риска понижена до умеренного уровня вследствие принятия соответствующих законодательных актов, заметно возросла доля средств местного бюджета в объемах финансирования инвестиций, увеличилась доля инвестиций, осуществленных предприятиями частной и смешанной форм собственности (в сумме до 70%). Более чем в половине районов области инвестиции в основной капитал в 2008 году превышают уровень 2007 года. Ведется работа по поиску взаимовыгодных форм сотрудничества с субъектами РФ и зарубежными странами.
В тоже время имеется и ряд отрицательных моментов. Остаются высокими риски вложения в производство. Некоторые предприятия и организации просто не готовы к приему инвестиций на тех условиях, которые практикуются в мировой практике. Сохраняется крайняя нестабильность инвестиционного поля региона вследствие негативных макроэкономических тенденций, традиционно более 40% капитальных вложений осуществляются в г.Нижнем Новгороде. Объемы поступления иностранного капитала представляли собой в основном взносы в уставной капитал совместных предприятий, а также средства на финансирование совместных инвестиционных проектов, по которым предоставляются государственные гарантии.
Принятие нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, является одним из наиболее важных условий реализации государственной инвестиционной политики, законодательные основы которой регулируют ее в разных формах и определяют правовой статус инвесторов, их права и обязанности и системы гарантий.
Нижегородская область является одним из лидеров по уровню инвестиционного законодательства среди регионов Российской Федерации.
В области действует закон от 31.12.2004 №180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области", направленный на обеспечение роста в реальном секторе экономики, так как именно сфера материального производства является локомотивом экономики и основным источником доходов бюджета.
Впервые в российской законодательной практике в законе Нижегородской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности сформулировано само понятие государственной поддержки и законодательно установлены льготные условия осуществления инвестиционной деятельности на территории области.
Общая схема нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности строительства в Нижегородской области представлена на рис.2.
Рис.2. Схема нормативно-правового регулирования
инвестиционной
деятельности строительства в Нижегородской
области
Кроме всего вышеизложенного, механизм государственного управления инвестиционной деятельностью в Нижегородской области реализуется посредством программно-целевого метода. Регион активно участвует в разработке и реализации целевых программ социально-экономического развития, затрагивающих широкий круг вопросов, актуальных для большинства субъектов федерации.
Система управления инвестиционной деятельностью в Нижегородской области за последние годы при финансовой поддержке федеральных и региональных органов власти позволила достичь определенного экономического эффекта. За счет государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов промышленность области укрепила и расширила свои позиции на внутреннем и мировом рынках. Это способствовало повышению занятости населения, увеличению поступлений в доходную часть регионального и федерального бюджетов.
Среди основных результатов реализации мероприятий инвестиционной политики в 2006-2008 гг. можно привести следующие:
В регионе созданы благоприятные инвестиционные условия, что подтверждается успешным осуществлением деятельности и расширением производства на территории Нижегородской области международных компаний.
Рассматривая выполнение мероприятий Программ в территориальном разрезе, можно отметить, что наибольшее количество запланированных и реализованных мероприятий наблюдалось в Павловском, Воскресенском, Выксунском, Сокольском, Сосновском районах. Все запланированные мероприятия реализованы в Ардатовском, Арзамасском, Балахнинском, Выксунском и др. районах. В то же время, низкий процент выполнения мероприятий зафиксирован в Чкаловском, Уренском, Сергачском, Богородском районах (рис.3).
Основными причинами невыполнения мероприятий, характерными для большинства территорий, являются:
Рис.3. Процент выполнения программных
мероприятий по районам области, %
Вместе с тем, как показал опыт, разработка и реализация комплексных программ имеет большое значение для активизации инвестиционной деятельности в регионе, создания благоприятного инвестиционного климата, поскольку они содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной сферы, образования, малого бизнеса, пополнению регионального бюджета, созданию рыночной инфраструктуры. Выработка программ развития на уровне субъектов РФ позволяет выявить наиболее важные проблемы и направить максимум усилий на их разрешение.