Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - является анализ сущности и эффективности привлечения ПИИ в Беларусь.
Необходимо решить перечень задач, для достижения указанной цели:
- провести анализ понятие и виды иностранных инвестиций;
- сделать исследование того, как влияют иностранные инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
- проанализировать структуру и динамику иностранных инвестиций Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение
1.Сущность иностранных инвестиций, их классификация и роль в развитии современной экономики.
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, формы, виды.
1.2 Мировые тенденции в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций.
1.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в РБ.
2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в РБ.
3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в РБ и оценка инвестиционного климата государства.
3.1. Основные направления улучшения инвестиционного климата в РБ.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 47.51 Кб (Скачать файл)

По некоторым оценка объем запасов денежных средств у ТНК составляет от 4 до 5 трлн. долл. США, эти запасы не были вложены в устойчивый рост инвестиций до сих пор. Во время мирового финансового кризиса по данным о 100 крупнейших ТНК компании сокращали расходы по капитальным вложениям в производственные активы и приобретения (особенно иностранные приобретения), предпочитая сохранять запас наличных средств. Таким образом доля денежных средств в активах только этих 100 компаний в 2011 году равнялась 1 трлн. долл. США, 105 млрд. долл. США из которых составляли запасы средств сверх прогнозируемого объема по данным среднего докризисного уровня. Исходя из последних данных, капитальные затраты крупнейших корпораций на производственные активы и приобретения увеличиваются.

Таким образом в первую десятку классификации ЮНКТАД по индексу привлечения ПИИ, который измеряет успех экономик в привлечении ПИИ (общем объеме и притоке по отношению к ВВП), попали 8 стран с развивающейся и переходной экономикой, для сравнения, 10 лет назад только 4 страны входили в десятку. Пополнили этот списке в 2011 году Ирландия и Монголия. Ряд стран, не вошедших в десятку, значительно улучшили свои позиции, среди них Перу и Гана, демонстрирующие рост на протяжении последних шести лет.

Также важно отметить, индекс доли ПИИ  — показатель, разработанный ЮНКТАД и впервые введенный в ДМИ–12, классифицирует страны по значимости ПИИ и зарубежных филиалов для экономики государств с позиции добавленной стоимости, занятости, заработной платы, налоговых поступлений, экспорта, расходов на НИОКР и прироста капитала. Согласно данному индексу за этот год экономикой с наибольшей долей вливаний ПИИ стала Венгрия, второе и третье место заняли соответственно Бельгия и Чехия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в РБ.

 

Можно с точностью сказать  о том, что определенный климат в  нашей стране уже сформирован. Об этом свидетельствуют цифры  привлеченных инвестиций, в том числе и прямых иностранных. В 2012 году размер прямых иностранных  инвестиций составил  3,7 млрд. долл. США.

В условии глобализации никто  не может обойтись без иностранных инвестиций. Ко всему, в мире идет жесткая конкурентная борьба за право обладание ими, и победителем становится тот, кто создает наилучшие условия для инвестиций. В любой национальной экономике должен существовать определенный контрольный пакет, принадлежащий бизнесу данной страны, и на разных этапах  экономического развития страны размер этого пакета может уменьшаться или увеличиваться.

По сообщению источников, уровень привлекаемых инвестиций всегда соответствует уровню развития экономики. Белорусский внутренний рынок в  достаточной мере ограничен. Наша экономика  в основном ориентирована на экспорт. Эти перспективы в сфере черной металлургии, нефтепродуктов и продуктов  питания, ставших в последнее  время востребованными и очень дорогими.

 За последние годы  у нас 0,6-0,7%, до 5% - максимум была доля иностранных инвестиций. Образ белорусской инвестиционной модели предполагает накопление средств за счет внутренних ресурсов.()

Для любой развивающейся  экономической системы в зависимости  от законов цикличности, от тех приоритетов  и задач, которые перед ней  стоят, должен существовать условный инвестиционных оптимум. Исходя из опыта многих стран, значительное число инвестиций, при  условии, если они не находят эффективного применения в экономике, становятся препятствием для ускоренного экономического развития.()

Анализируя практику инвестиционного  бизнеса, качественный и массовый приход инвестиций в экономику всегда начинается с внутренних инвестиций.

А зарубежные инвестиции видят, осуществление работы внутренних инвестиций, и привлекательность рынка для  них возрастает ускоренными темпами.

Важно отметить то, что инвестиции – это не только денежные средства. Инвестиционный капитал – это  и новейшие технологии, стоящие за ними элементы инфраструктуры, подготовка кадров. За счет внутренних инвестиций невозможно решить все проблемы. Именно поэтому создается соответствующий инвестиционный климат.()

 

Инвестиционный климат, можно  определить, как совокупность политических, экономических и других форм деятельности иностранного инвестора, действовать в определенной стране, включая меры, которые предпринимаются в ней с главной целью, это привлечение иностранного капитала.

Для иностранного инвестора, при выборе страны в которую он собирается поместить иностранный капитал, предпочтительна будет та страна, в которой будут существовать наиболее благоприятные условия для бизнеса. Одним из главных критериев будет стабильность условий и на сколько эта стабильность сможет сохраниться в будущем. Но если складывается ситуация при которой долгосрочные перспективы для иностранного инвестора благоприятные, он может не брать во внимание временные препятствия. А если всё-таки стабильности нет и она не наблюдается, то при этом условии никакие меры не помогут привлечь иностранный капитал.

Важно принимать во внимание и то, что кроме политической стабильности, огромное влияние на принятие решений  иностранного инвестора вызывает общее состояние экономики и государственной политики экономического развития.

Не мало важно то, что иностранный инвестор берет во внимание уровень жизни населения, степень роста заработной платы,  а также уровень цен на местные материалы и сырь принимается во внимание. Инфляция и инфляционные ожидания вызывают  обеспокоенность иностранного инвестора. Важным условием является доверие инвестора к проводимой государством экономической политики, а также от способности государства помогать в содействии экономическому развитию, основанное на здравомыслие и избегая нерациональных экспериментов.

Таким образом, иностранный  инвестор может дать начальную оценку по заключению экономической политики, в то время как он начинает изучать  валютное регулирование и контроль таких вопросов, как колебание национальной валюты, условия репатриации капитала и прибылей, протекционистские меры, импортное регулирование, а также процедуру лицензирования.

Существует специальные  методики для оценки бизнес-климата, учитывающие, трудности входа на рынок, сложность регистрации предприятий или налоговую систему. Исходя из исследований Всемирного банка, различных международных организаций, а также предпринимательских структур. Можно сделать вывод на основе того, что у Беларуси позиции не самые лучшие: по налогам мы находимся на последних позициях списка государств, где в принципе проводятся исследования; по условиям входа на рынок – примерно в пятом или шестом десятке стран.

Учитывая то, что с 1993 года была увеличена налоговая нагрузка на бизнес в несколько раз. Эти  этапы в целом сложно сравнивать между собой. Начало 1990-х считается  исходным этапом развития бизнеса. На том этапе отсутствовало жестокое государственное регулирование экономики. Не мало важно то, что за последние годы многое было сделано в плане законодательного регулирования бизнес-процессов, но отечественное экономическое законодательство можно охарактеризовать как слишком «зарегулированное».  Больше всего в области ценообразования и возможности свободного оперирования затратами.

Сравнивая с ситуаций происходившей  в 1993 году можно сделать вывод  о том, что в настоящие время бизнесом  заниматься сложнее. По следующим причинам, усилилась конкуренция – как внутренняя, так и внешняя. Продолжают сохраняться противоречия в отношение к частным формам собственности. Вопреки значительным продвижениям к лучшему, продолжают оставаться сложности в открытии и закрытии бизнеса, вопросах лицензии. Принимаются меры по изменению Закона о поддержке малого предпринимательства. В процессе видоизменения закона берется во внимание, то что поправки должны быть направлены на устранение многих препятствий в открытии бизнеса на базе объектов, передающихся в частную собственность безвозмездно или за одну базовую величину.

Важно подчеркнуть то, что очень  важно для нашей страны привлекать иностранные инвестиции. Исходя из анализа статистических бюллетеней  «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год дал следующие показатели, объем ПИИ возрос  с 451,4 млн. долларов США до 5569,3 млн. долларов США (рост в 12,4 раза). На долю прямых иностранных инвестиций, поступивших в РБ, в всемирном объеме ПИИ в 2010 году 0,11 процента (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).

Тенденция постоянного роста прямых иностранных инвестиций в экономике республики сказалась на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005 году до 586,65 долларов США в 2010 году. Однако сравнивая этот показатель он дает значение, которое ниже чем в ряде стран Восточной Европы.

Важно отметить то, что в общем объеме прямых иностранных инвестиций базовая доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Полученные от прямых инвесторов, кредиты и займы, сформировали 4,7 процента, а прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 процента, финансовый лизинг – 0,1 процента.

В 2005–2010 годах иностранные инвесторы  вкладывали капитал преимущественно  в развитие торговли и общественного  питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 процентов общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.

Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7), Кипр (4,4), Германия (1,7), Великобритания (1,4), США (1,2 процента).

Было значительно увеличено число организаций с зарубежным капиталом, которые осуществляли деятельность  в стране, с 3546 на 1 января 2005 г. до 5878 на 1 января 2011 год. Прослеживается значительный интерес  иностранных инвесторов за последние годы акцентируется в банковской сфере, оптовой торговле, транспортной инфраструктуре, промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.

На данный момент в республике осуществляют свою деятельность такие крупнейшие ТНК как: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.

Вопреки всему вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается малосущественным – лишь 30 процентов, в то время как в других странах исследуемый показатель составляет от 65 до 80 процентов.

Лимитированный успех Беларусь смогла завоевать в сфере  приватизации. Хотя начиная с 2008 года было решение по приданию плановой характеристики поводу процесса приватизации, по причине того, что ее темпы малоудовлетворительные. Примером является то, что за период 2008–2010 года была рассчитана реализация акций 408 открытых акционерных обществ, а фактически состоялось 78 сделок, важно учитывать 19 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.

Одним из главных условий для привлечения инвестиций и продвижения экспорта является двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению.

Были сформированы преференциальные режимы хозяйствования при осуществлении инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.

Осень важно отнести к числу факторов, которые были оценены респондентами как наиболее привлекательные, такие как порядок регистрации собственности, возможности развития производства новых товаров и услуг, условия приобретения и аренды недвижимости, система гарантий защиты прав собственности, качество транспортной инфраструктуры и логистики, условия закрытия бизнеса, регулирование ценообразования и иные.

Вопреки тому, что прямые иностранные инвестиции не смогли принять вид в качестве одних из основных факторов экономического роста республики, большие темпы роста экономики Беларуси за последние годы, социально-экономическая и политическая стабильность, непрекращающееся сотрудничество с международными организациями создают предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в Республике Беларусь

После мирового кризиса в 2008 году динамика привлечения ПИИ  в Республику Беларусь определяется резким падением объема притока прямых инвестиций. Докризисный объем притока  ПИИ удалось восстановить лишь по итогам 2011 года.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики