Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:28, реферат
Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной,
криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители
разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более
благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании
законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере
энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубе
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………... 3
1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………………… 5
2. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России ……………………..10
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России…………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………… 23
Список используемой литературы…………………………………………………. 25
них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде
кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех
накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше,
а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой
прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа
несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в
ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных
иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза
компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно
увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл.,
а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил
буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России».
Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока
зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что
государство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям
эффективный механизм
инвестиционного
иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение
контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность
получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только
нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
Суммируя вышесказанное, отметим, что отраслевое распределение иностранных
инвестиций в
РФ в настоящее время
неравномерностью.
Интерес для иностранных
ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и
так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего
и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет
углубившиеся за годы реформ диспропорции между основными секторами
экономики.
Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в
процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации
видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием
партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала:
необходимо обеспечить переход растущего количества зарубежных
капиталовложений в качество.
Но как добиться того, чтобы структура притока иностранных инвестиций
улучшилась? Ответ на этот вопрос может дать опыт, накопленный другими
странами с развивающимися рынками казалось бы, обеспечивать ее сырьем,
практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясь
слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.
Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных
капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из
них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде
кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех
накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше,
а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой
прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в
российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа
несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в
ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных
иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза
компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно
увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд
долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил
буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной
компании без значительной инвестиционной позиции в России».
Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока
зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что
государство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям
эффективный механизм
инвестиционного
иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение
контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность
получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только
нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что отраслевое распределение
иностранных инвестиций
в РФ в настоящее время
неравномерностью.
Интерес для иностранных
ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и
так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего
и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет
углубившиеся за годы реформ диспропорции между основными секторами
экономики.
Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в
процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации видовой,
отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров
из-за рубежа. Цель
— оптимизация структуры
обеспечить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в
качество.
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Привлечение и функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре группы:
Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и
соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантий
взаимных инвестиций. Так, важное значение имеют соглашения о взаимных
гарантиях, защите и поощрении инвестиций, а также договоры, исключающие
двойное налогообложение
доходов и имущества
В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении
инвестиций (включая подписанные СССР) более чем с 50 странами и примерно
такое же количество договоров об отмене двойного налогообложения.
Для развития отечественной экономики, в том числе для продвижения частных
прямых зарубежных инвестиций, важное значение имеет сотрудничество России с
ведущими финансовыми организациями, прежде всего с МВФ и Всемирным банком и его филиалами, которые на международном уровне занимаются регулированием
движения капитала.
Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения.
Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и
другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о
приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченной
ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия. Эти
акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в
которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой
практике норму, обеспечивающую примат международных договоров над нормами
внутреннего законодательства.
К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и
нерезидентов в России, относятся федеральные законы, указы президента
страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-
правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.),
разъясняющие и (или) уточняющие статьи и положения законов, указов,
постановлений.
Важную роль в регулировании иностранного капитала в 90-е годы играл закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. Он содержал перечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям с
иностранными инвестициями, в которых зарубежному капиталу принадлежали более 30% уставного капитала. В дальнейшем были приняты поправки и дополнения к этому закону, изданы указы и постановления в отношении конкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в которые представлялись наиболее предпочтительными. Эти документы нередко противоречили данному закону и другим нормативным актам, которые постепенно теряли свою значимость и актуальность в вопросе регулирования деятельности иностранного капитала в
нашей стране.
В 1999 г. был принят новый федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В настоящее время он регулирует отношения, связанные