Иностранные инвестиции. Экономическое содержание и виды. Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Описание работы

Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной,
криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители
разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более
благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании
законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере
энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубе

Содержание работы

Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………... 3
1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………………… 5
2. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России ……………………..10
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России…………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………… 23
Список используемой литературы…………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионального образования.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде

кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех

накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше,

а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой

прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.

       Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа

несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в

ближайшие пять лет Россия может стать «точкой  притяжения массированных

иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение  этого прогноза

компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно

увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл.,

а к 2008 г. — вырасти  до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил

буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России».

      Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».

     Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока

зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что

государство сумеет выработать и предложить крупным  западным компаниям

эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который  гарантировал бы

иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение

контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность

получения достаточных  финансовых ресурсов для модернизации не только

нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.

      Суммируя вышесказанное, отметим, что отраслевое распределение иностранных

инвестиций в  РФ в настоящее время характеризуется  значительной

неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма

ограниченное  число отраслей. В основном это  отрасли, где уровень развития и

так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего

и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет

углубившиеся  за годы реформ диспропорции между основными секторами

экономики.

      Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в

процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации

видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных  проектов с участием

партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры  притока капитала:

необходимо обеспечить переход растущего количества зарубежных

капиталовложений  в качество.

     Но как добиться того, чтобы структура притока иностранных инвестиций

улучшилась? Ответ  на этот вопрос может дать опыт, накопленный  другими

странами с  развивающимися рынками казалось бы, обеспечивать ее сырьем,

практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясь

слаборазвитым элементом в общей структуре  экономики.

      Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных

капиталовложений  был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из

них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде

кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех

накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше,

а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой

прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.

     Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в

российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа

несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в

ближайшие пять лет Россия может стать «точкой  притяжения массированных

иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение  этого прогноза

компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно

увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд

долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил

буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной

компании без значительной инвестиционной позиции в России».

      Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».

      Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока

зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что

государство сумеет выработать и предложить крупным  западным компаниям

эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который  гарантировал бы

иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение

контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность

получения достаточных  финансовых ресурсов для модернизации не только

нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.

       Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что отраслевое распределение

иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется  значительной

неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма

ограниченное  число отраслей. В основном это  отрасли, где уровень развития и

так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего

и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет

углубившиеся  за годы реформ диспропорции между основными секторами

экономики.

       Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в

процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации видовой,

отраслевой и  региональной структуры капитальных  проектов с участием партнеров

из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока  капитала: необходимо

обеспечить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в

качество. 
 
 
 

 

     3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

       Привлечение и функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре группы:

  1. международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия;
  2. базисные нормативные акты федерального уровня;
  3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств);
  4. нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах федерации.

      Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и

соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение  гарантий

взаимных инвестиций. Так, важное значение имеют соглашения о взаимных

гарантиях, защите и поощрении инвестиций, а также договоры, исключающие

двойное налогообложение  доходов и имущества иностранных  инвесторов.

      В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении

инвестиций (включая подписанные СССР) более чем с 50 странами и примерно

такое же количество договоров об отмене двойного налогообложения.

Для развития отечественной  экономики, в том числе для  продвижения частных

прямых зарубежных инвестиций, важное значение имеет  сотрудничество России с

ведущими финансовыми  организациями, прежде всего с МВФ  и Всемирным банком и его филиалами, которые на международном уровне занимаются регулированием

движения капитала.

      Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения.

Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и

другие кодексы  Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о

приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченной

ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой

деятельности  и др.) в основном не являются документами  прямого действия. Эти

акты главным  образом формируют ту социально-экономическую  обстановку, в

которой действуют  иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой

практике норму, обеспечивающую примат международных договоров над нормами

внутреннего законодательства.

       К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и

нерезидентов  в России, относятся федеральные законы, указы президента

страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-

правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.),

разъясняющие  и (или) уточняющие статьи и положения  законов, указов,

постановлений.

       Важную роль в регулировании иностранного капитала в 90-е годы играл закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. Он содержал перечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям с

иностранными инвестициями, в которых зарубежному капиталу принадлежали более 30% уставного капитала. В дальнейшем были приняты поправки и дополнения к этому закону, изданы указы и постановления в отношении конкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в которые представлялись наиболее предпочтительными. Эти документы нередко противоречили данному закону и другим нормативным актам, которые постепенно теряли свою значимость и актуальность в вопросе регулирования деятельности иностранного капитала в

нашей стране.

       В 1999 г. был принят новый федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В настоящее время он регулирует отношения, связанные

Информация о работе Иностранные инвестиции. Экономическое содержание и виды. Иностранные инвестиции в экономике России