Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном изучении сущности иностранных инвестиций и их основных видов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
► на основе изученных источников дать понятие иностранных инвестиций, выявить их сущность и способы мобилизации;
► перечислить и кратко охарактеризовать виды иностранных инвестиций;
► дать анализ динамики и структуры иностранных инвестиций в РФ в 2012 и 2013годах;
► рассмотреть возможные перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Сущность инвестиций и их виды
1.1 Понятие инвестиций 5 стр.
1.2 Виды инвестиций и их классификация 7 стр.
1.3 Инвестиция как экономическая категория 9 стр.
2. Анализ инвестиционной деятельности иностранных субъектов
2.1 Текущее состояние инвестиционного климата в РФ 11 стр.
2.2 Анализ статистических данных 16 стр.
2.3 Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ. 17 стр.
3. Пути решения проблем иностранных инвестиций в Российской Федерации
3.1 Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов 19 стр.
3.2 Условия привлечения прямых инвестиций 21 стр.
3.3 Создание благоприятного инвестиционного климата 27 стр.
Заключение 30 стр.
Список использованных источников и литературы 33 стр.

Файлы: 1 файл

курсовик по инвестициям.docx

— 62.51 Кб (Скачать файл)

Министерство экономики  будет регистрировать бизнес-планы  тех, кто хочет вкладывать деньги на известных условиях, тем самым  как бы фиксируя совокупную налоговую  нагрузку.

2. Доступ инвестора к  видам деятельности регулируется  разрешительной системой. Особенно  это касается иностранных инвесторов. Существует два списка - виды деятельности, в которые иностранные инвесторы  не допускаются (на казенные  предприятия, например), и виды  деятельности, к которым доступ  иностранных инвесторов ограничивается, например долей в капитале.

На момент принятия решения  об инвестициях утверждается тот  вид деятельности, который в списке запретов и ограничений не значится. Потом он уже не меняется и не следует трогать инвестора. Данная мера защищает от административного  произвола, давления властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Условия привлечения прямых инвестиций.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий  для притока ПИИ, включают в себя 3 основные группы:

- базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

- правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

- специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства  стран Центральной и Восточной  Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного  климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата  само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных  инвестиций. Как показывает опыт стран  с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного  климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных  инвесторов решающим образом зависит  от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые  меры по созданию благоприятного инвестиционного  климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.

В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:

- фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;

- финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;

- иные стимулы - государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.

Несмотря на достаточно критическое  отношение международных организаций  к использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, в 90-х годах использование стимулирующих  мер в мире значительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются  на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а  развивающиеся страны и страны с  переходной экономикой - на фискальные меры.

Для коренного изменения  сложившейся в России ситуации и  интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области  иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ  предполагают использование принятых в мире принципов в отношении  иностранных инвестиций, пересмотр  приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет  возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

Стратегической целью  политики в сфере привлечения  ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального  режима, обеспечивающего благоприятные  условия для притока ПИИ в  экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного  и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных  компаний. Учитывая обострение конкуренции  в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением  странами многочисленных льгот иностранным  инвесторам, а главное - неблагоприятный  инвестиционный климат в России, принцип  национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Наряду с применением  принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в  международной практике принципов  правового регулирования иностранных  инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими  государствами с целью исключить  дискриминацию по отношению к  инвесторам из каких-либо стран.

Режим в отношении ПИИ  в России должен характеризоваться  высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

Политика по отношению  к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:

- четкая последовательная стратегия, отражающая серьезность и долговременность намерений государства в привлечении ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;

- согласованность основных положений политики привлечения ПИИ во всех ветвях власти на региональном и федеральном уровне, а также в предпринимательских кругах;

- соответствие деклараций и реальных действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата в России в целом и субъектах РФ.

Приоритеты политики привлечения  ПИИ в России должны быть сосредоточены  на нескольких аспектах:

- поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

- отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность); отрасли, имеющие характер "узких мест" в экономике; и отрасли, обусловливающие развитие экспорта - машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии.

- приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

- приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

- страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.

В соответствии с международной  практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе  стоит задача четкого определения  возможных изъятий из национального  режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам  с переходной экономикой, России придется в большей степени опираться  на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может  происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных  стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот  для иностранных инвесторов после  десяти лет ожидания инвестиционного  бума вообще основана на возможности  очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная  практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем.

Льготы должны предоставляться  исключительно транспарентно, на основе закона, а не на индивидуальной основе, правительственными решениями, что открывает дорогу лоббизму. Получившая распространение в России практика предоставления льгот создает также возможности для коррупции, неравные условия для разных иностранных инвесторов. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок (для развития указанных выше приоритетных направлений потребуется не менее 5 лет) и не менялись в течение этого времени.

Политика в отношении  ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений  и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании  системы гарантий, ориентированных  на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Создание благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень  риска капиталовложений и возможность  их эффективного использования. В настоящее  время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным  для полномасштабного привлечения инвестиций.

Притоку в инвестиционную сферу  частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.

Российское правительство в  последние годы проявляло в отношении  зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических  препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей  международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу  у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в  связи с ухудшением материального  положения значительной части населения  России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата  и обязательным условием проведения любых радикальных экономических  преобразований. На динамику оттока и  притока инвестиций отрицательное  влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система  телекоммуникаций, транспорт и гостиничное  хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных  для большинства цивилизованных бизнесменов.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России