Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:09, реферат
Правовое регулирование иностранных инвестиций в российской экономике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. NQ 160ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Правовой режим инвестиционной деятельности формируется на основе нескольких составляющих: законодательно установленных принципов государственной инвестиционной политики; системе законодательства, регламентирующей деятельность инвесторов, включая порядок регистрации и легализации капиталовложений, систему налогообложения и другие условия; разрешенных законодательством правовых и организационных форм осуществления такой деятельности.
35. Правовой режим для иностранного инвестора 3
53. Внешний долг России и способы управления им 13
Задачи 18
Тест 21
Список литературы 23
Содержание
35. Правовой режим для иностранного инвестора
Правовое регулирование иностранных инвестиций в российской экономике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. NQ 160ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Правовой режим инвестиционной деятельности формируется на основе нескольких составляющих: законодательно установленных принципов государственной инвестиционной политики; системе законодательства, регламентирующей деятельность инвесторов, включая порядок регистрации и легализации капиталовложений, систему налогообложения и другие условия; разрешенных законодательством правовых и организационных форм осуществления такой деятельности.
Определение правового режима инвестиционной деятельности является наиболее существенным условием большинства международных соглашений в данной сфере деятельности.
В соответствии с Договором к Европейской энергетической хартии от 1994 г. государство устанавливает для иностранного инвестора национальный режим либо режим наибольшего благоприятствования.
В международных соглашениях зачастую иностранному инвестору предоставляется право выбора между этими двумя режимами. Однако наиболее распространенным вариантом, воспринятым в мировой практике, является предоставление иностранному инвестору национального правового режима инвестиционной деятельности во всей совокупности.
Из предоставленного правового режима могут устанавливаться изъятия. Для инвестиций, в которых принимающее государство наиболее заинтересовано может быть установлен преференциальный (льготный) режим.
Статьей 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях» иностранному инвестору предоставляется национальный правой режим инвестиционной деятельности, однако закрепляется возможность установления изъятий из данного режима, как ограничительного характера, так и стимулирующего.
Что касается изъятий ограничительного характера, то в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства такие изъятия для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами, устанавливаются Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В ст. 6 данного Закона содержится перечень видов деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, причем перечень является закрытым.
В соответствии с данным Законом, иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.1
Совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок.
Указанным Федеральным законом устанавливаются признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем.
Также подлежат предварительному согласованию сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона, к сделкам, подлежащим предварительному согласованию в соответствии Законом, относятся следующие виды сделок:
1) сделки (за исключением
сделок в отношении акций (
- право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;
- право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и (или) безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;
2) сделки в отношении
акций (долей), составляющих уставный
капитал хозяйственного
- право прямо или
косвенно распоряжаться
- право назначать единоличный
исполнительный орган и (или)
десять и более процентов
3) сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором или группой лиц акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор или эта группа лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;
4) договоры об осуществлении иностранным инвестором либо входящими в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;
5) сделки, направленные
на приобретение иностранным
государством, международной организацией
или находящейся под их
6) иные сделки, направленные
на передачу иностранному
Предварительное согласование осуществляется по ходатайству инвестора. Порядок подачи ходатайства и перечень прилагаемых к нему документов закреплен указанным законом и более детально регламентирован постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 838 "Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В случае приобретения иностранным инвестором или группой лиц пяти и более процентов акций (долей), хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, предусмотрен уведомительный порядок. В данном случае Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" содержит отсылочную норму, в соответствии с которой предоставление в уполномоченный орган информации осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2008 г. N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, основными задачами Комиссии являются предварительное согласование сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, а также согласование установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, или отказ в данных согласованиях.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации является Федеральная антимонопольная служба.
Помимо этого, Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" содержит значительное количество отсылочных норм. В связи с его вступлением в законную силу был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов. Так, например, при предварительном согласовании сделок учитывается наличие у стратегической организации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в области технологий, которые имеют важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (так называемые критические технологии), за исключением исключительных прав, переданных организации самим иностранным инвестором.
Также стоит коротко отметить, что вообще деятельность стратегических предприятий регламентируется значительным количеством нормативных правовых актов, в том числе и утверждающих перечни конкретных стратегических предприятий и акционерных обществ. Так, распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р утвержден Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации федерального имущества.3
Помимо ограничений в определенных видах деятельности, могут устанавливаться ограничения в отношении иностранных инвесторов в предоставлении отдельных мер государственной поддержки. Например, законами и решениями о бюджетах различных уровней на очередной финансовый год может быть установлено ограничение для иностранных инвесторов и организаций с иностранными инвестициями в получении бюджетных кредитов и иных бюджетных ассигнований.
Изъятия из национального правового режима инвестиционной деятельности стимулирующего характера устанавливаются в виде льгот. Наиболее распространенными видами льгот являются налоговые льготы, льготы по уплате иных обязательных платежей, льготные условия пользования землей, объектами государственной и муниципальной собственности.
Следует сказать, что именно механизм предоставления льгот наиболее эффективен при создании благоприятного правового режима инвестиционной деятельности, в том числе и иностранных инвесторов.
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности закреплены в Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Осуществляется государственное регулирование в форме создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и в форме прямого участия государства в инвестиционной деятельности.
При этом, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам
инвестиционной деятельности