В России в последние годы
иностранный инвестор мог вложить
средства в следующие рублевые активы,
которые входят в состав портфельных
инвестиций:
акции российских компаний,
акции коммерческих банков;
- государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
- облигации местных органов власти;
- банковские депозиты в рублях.
Граница между прямыми
и портфельными инвестициями весьма
условна в силу следующих причин:
- инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других классифицируются как портфельные.
- часто осуществление портфельных инвестиций связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, участия в работе совета директоров, что ставит данное предприятие в зависимость от компании инвестора.
- в ряде случаев портфельные инвесторы реально контролируют иностранные предприятия в силу значительной распыленности акций между инвесторами, а также при дополнительных договорных обязательствах (лицензионные и франчайзинговые соглашения и др.), ограничивающих оперативную самостоятельность.
Источниками иностранных
инвестиций в экономику РФ могут
быть ссуды иностранных и международных
банков, однако основным источником является
участие инвестора-нерезидента (иностранного
лица) в капитале предприятия. Финансовую
поддержку инвестиционного проекта предприятие
может получить также у международных
организаций. Например, Международная
финансовая корпорация (МФК), входящая
в состав группы Всемирного банка, поддерживает
технологически и технически обоснованные
проекты, имеющие благоприятную коммерческую
перспективу, удовлетворяющие экологическим
и социальным требованиям МФК, и способствующие
экономическому прогрессу страны. Финансовая
поддержка предоставляется на долевых
началах: для новых проектов максимальный
объем финансирования со стороны МФК не
должен превышать 25% от сметы суммарных
затрат по проекту; в исключительных случаях
по небольшим проектам эта доля может
быть увеличена до 35%. По проектам, связанным
с расширением ранее реализованных проектов,
МФК может предоставлять до 50% затрат по
проекту, при условии, что ее капиталовложения
будут составлять не более 25% суммарного
объема капитализации компании, осуществляющей
данный проект. По состоянию на конец сентября
2012 года накопленный иностранный капитал
в экономике России составил 262,4 млрд.
долларов США, что на 4,4 % больше по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего
года. Наибольший удельный вес в накопленном
иностранном капитале приходился на прочие
инвестиции, осуществляемые на возвратной
основе - 55,7 % (на конец сентября 2011 года
- 50,7 %), доля прямых инвестиций составила
39,7 % (46,9 %), портфельных - 4,6 % (2,4 %). Основные
страны-инвесторы в январе-сентябре 2012
года - Люксембург, Нидерланды, Германия,
Китай, Кипр, Соединенное Королевство
(Великобритания), Швейцария, Япония. На
долю этих стран приходилось 75,1 % общего
объема накопленных иностранных инвестиций,
73,0 % общего объема накопленных прямых
иностранных инвестиций. В январе-сентябре
2012 года в экономику России поступило
54,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций,
что на 27,8 % меньше, чем в январе-сентябре
2011 года (в I квартале 2012 года - 12,0 млрд.
долларов США (на 30,3 % меньше), во II квартале
- 20,2 млрд. долларов США (на 31,2 % меньше),
в III квартале 2012 года - 22,5 млрд. долларов
США (на 22,9 % меньше). Объем погашенных инвестиций,
поступивших ранее в Россию из-за рубежа,
составил в январе-сентябре 2012 года 50,6
млрд. долларов США, или на 5,3 % больше, чем
в январе-сентябре 2011 года (в I квартале
2012 года - 12,1 млрд. долларов США (на 15,3 %
меньше), во II квартале - 19,7 млрд. долларов
США (на 1,2 % меньше), в III квартале 2012 года
- 18,8 млрд. долларов США (на 36,2 % больше).
Иностранные инвестиции играют
важную роль в развитии экономики
любой страны, включая Россию. В
современной экономической ситуации
страны вопрос о привлечении иностранных
инвестиций состоит весьма остро: экономический
кризис, резкое сокращение инвестиционных
ресурсов делают неизбежным обращение
к зарубежным источникам финансирования.
Однако необходимость привлечения
зарубежных инвестиционных ресурсов определяется
не только чисто финансовыми аспектами.
Резкое отставание отечественного машиностроения,
которое в последние десятилетия
было в значительной степени ориентировано
на выпуск продукции военного назначения,
привело к ситуации, когда для
многих отраслей экономики закупается
оборудование из-за рубежа на валюту. Для
повышения эффективности производства
в некоторых отраслях существенное значение
имеет использование иностранных технологий.
Это относится, например, и к основной
экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке
нефти. Привлечение иностранных инвестиций
может способствовать увеличению выпуска
определенных видов продукции (и особенно
товаров народного потребления), расширению
экспорта с помощью иностранных партнеров
и др. Все это имеет немаловажное значение,
и, если с помощью иностранных инвестиций
удастся продвинуться в решении этих задач,
это будет весомым вкладом в создание
современной экономики. Сотрудничество
с зарубежными партнерами может дать положительный
эффект с точки зрения освоения зарубежного
опыта управления, маркетинга, подготовки
кадров и др. Поэтому привлечение иностранных
инвестиций в экономику страны является
объективной необходимостью.
Они обусловлены:
- международным разделением труда;
- развитием международных связей;
- интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство
Иностранные инвестиции способствуют:
- ускорению экономического и технического прогресса;
- внедрению новых форм управления;
- обновлению и модернизации производственного аппарата;
- активизации конкуренции;
- развитию малого и среднего бизнеса;
- подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
- расширению экспортного потенциала страны;
- замене импортозамещающего производства;
- созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
- повышению конкурентоспособности отечественного производства;
- решению проблем реформирования экономики.
Актуальность использования
иностранных капиталовложений в
экономике Росси сегодня очевидна.
Стремление к открытости экономики,
повышение конкурентоспособности
национального производства, завоеванию
доверия на мировом рынке, участию
в международном финансовом обмене
обуславливает необходимость создания
условий для привлечения иностранных
инвестиций. Развитие многих бывших социалистических
стран показывает, что появление
внешних стратегических инвесторов,
готовых и способных мобилизовать
ресурсы для реструктуризации предприятий,
сыграло немаловажную роль для экономического
роста в этих странах. Особое значение
иностранное инвестирование имеет
для стран, вставших на путь рыночных
преобразований. В бывших социалистических
странах именно из-за отсутствия или
пониженного реального спроса активы
оказываются недооцененными - их рыночная
стоимость, как правило, значительно
ниже балансовой. Приток иностранного
капитала как раз способен изменить
ситуацию и способствовать значительному
спросу на активы. Привлечение иностранных
инвестиций важно для России не только
с точки зрения возможности увеличить
реальные активы, помимо этого, для нашего
времени не мало важное значение имеет
тот факт, что иностранные инвесторы привносят
с собой новую, более высокую культуру
бизнеса. Кроме положительной роли для
экономики, иностранные инвестиции могут
нанести вред российскому государству
и обществу. Однако структура и характер
иностранных инвестиций в России заставляют
говорить об обратном. Вместо строительства
новых предприятий, иностранные инвестиции
влекут лишь смену собственников на старых.
Вновь, развиваются лишь отрасли сбыта
в России иностранной продукции и добыча
природных ресурсов. Таким образом, приходиться
констатировать помимо положительной
роли и неудовлетворительную роль механизма
иностранных инвестиций в России.
Заключение
Привлечение в широких
масштабах национальных и иностранных
инвестиций в российскую экономику
преследует долговременные стратегические
цели. Прежде всего, создания в России
цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только совместное эффективное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести
в Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение России в мировое
хозяйство и привлечение иностранного
капитала - необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему растрачиваются
бессистемно и только умножают государственные
долги. Приток инвестиций как иностранных,
так и национальных, жизненно важен и для
достижения среднесрочных целей - выхода
из современного общественно-экономического
кризиса, преодоление спада производства
и ухудшения качества жизни россиян. При
этом необходимо иметь в виду, что интересы
российского общества, с одной стороны,
и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке
своего экспортного потенциала, проведении
антиимпортной политики, в привнесении
в наше общество западной управленческой
культуры. Иностранные инвесторы естественно
заинтересованы в новом плацдарме для
получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и даже ее экологической
беспечности. Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный
капитал, и, не лишая его собственных стимулов,
направлять его мерами экономического
регулирования на достижение общественных
целей. Привлекая иностранный капитал,
нельзя допускать дискриминации в отношении
национальных инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями
налоговые льготы, которых не имеют российские,
занятые в той же сфере деятельности. Как
показал опыт, такая мера практически
не влияет на инвестиционную активность
иностранного капитала, но приводит к
возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным
иностранным участием, претендующих на
льготное налогообложение.
Список использованной
литературы
- Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России [Текст]: Учебное пособие, Изд-во - Законодательство и экономика, 2010. - 238 с.
- Доронина Н.Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций [Текст]: Учебное пособие, Изд-во - Законодательство и экономика, 2013. - 567 с.
- Богуславский М.М. Правовое положение иностранных инвестиций [Текст]: Учебное пособие, Изд-во - Москва, 2011. – 483 с.