Инструменты хеджирования и их краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Что такое хеджирование? 4
1.1. Продажа фьючерсных контрактов 8
1.2. Покупка опциона put (пут) 9
1.3. Продажа опциона call (колл) 10
1.4. Прочие инструменты хеджирования 10
2. Стоимость хеджирования 12
3. Риски 14
4. Базовые принципы хеджирования 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Литература 18

Файлы: 1 файл

Инструменты хеджирования и их краткая характеристика.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

В любом случае, для того, чтобы  подобрать наиболее оптимальный  в данной конкретной ситуации инструмент хеджирования, нужно тщательно проанализировать как общую экономическую ситуацию в общем и в отрасли хеджера в частности, так и потребности конкретного бизнеса.  
Нередко используется самый простой вариант хеджирования – это полное хеджирование конкретной партии товара, которое проводится на небольшой срок. В этом случае на срочном рынке открывается позиция на объём, близкий реализуемой реальной партии товара, срок исполнения же фьючерсного контракта почти такой же, как и для реальной сделки. Закрытие позиции происходит на спот-рынке в момент выполнения сделки. Но этого не всегда достаточно.

Так, нередко возникает необходимость  хеджировать сделки, которые длятся год и более. Однако срочные контракты  на такой срок и при достаточной  ликвидности – большая проблема. В подобной ситуации используется такой  инструмент как roll-over или перекат. Суть этого инструмента в том, что сперва открываются позиции на срок исполнения в полгода, а со временем эти позиции закрываются, а открываются позиции по более далёким срокам поставки.

Для предприятий с непрерывным  производственным циклом удобнее всего  иметь на срочном рынке несколько  позиций с различными сроками. Однако в этом случае управление всеми этими  позициями требует постоянного  и профессионального внимания.

В ситуациях, когда реальная продукция  не имеет аналога при биржевой сделке. В подобной ситуации необходимо тщательно анализировать ситуацию, чтобы подобрать наиболее оптимальный  для хеджирования биржевой товар  или группу товаров. 

Случается также, что изменение  ценовой ситуации на определённый товар  или товарную группу влияет на объёмы потенциального сбыта. В этих случаях  нередко можно столкнуться с  ситуациями, когда объём хеджа  снижается относительно объёма реальной продукции, либо наоборот, увеличивается. В этих случаях значительно возрастают риски. Для того, чтобы не столкнуться с проблемами, в этой ситуации необходимо постоянно анализировать соответствие объёма срочной позиции и реальной ситуации. При необходимости размер срочной позиции необходимо изменять.

 

 

  1. Стоимость хеджирования

 

Поскольку главной целью хеджирования является не получение прибыли, а, если можно так сказать, страхование рисков, то за такую страховку всегда нужно платить. Существуют различные источники и причины издержек, связанных с хеджированием.

Первая причина формирования издержек при хеджировании связана с тем, что возможность застраховаться от убытков, которую получает хеджер, оплачивается для его контрагента премией. Эта премия может быть оформлена как в виде средств, которые получаются при продаже того или иного опциона, либо как перспектива получения этих средств, как, например, в случае с фьючерсным контрактом. Контрагентом при хеджировании, в свою очередь, может являться как другой хеджер, который также планирует снижать собственные риски, так и обычный спекулянт, который планирует в перспективе закрыть данную позицию наиболее выгодным для себя образом.

Вторая причина формирования издержек при хеджировании заключается в  разнице цен купли/продажи, а также  в комиссионных сборах при проведении большинства видов сделок. Это  касается любых видов сделок.

Третья причина появления издержек – гарантийный депозит, который  требует биржа. Суть этого депозита в обеспечении обязательств участников сделки. Обычно объём этого депозита составляет от двух до двадцати процентов  стоимости хеджируемой позиции, в зависимости от подвижности  цены на данный товар или группу товаров. Впрочем, гарантийный депозит, такого рода обеспечение, требуется  не во всей случаях, а лишь в ситуациях  возникновения обязательств – это  касается фьючерсных договоров, а также  продаваемых опционов.

Четвёртая причина возникновения  издержек – вариационная маржа, сумма  которой рассчитывается по фьючерсным позициям ежедневно. Вариационная маржа в случае движения фьючерсной цены против позиций хеджера списывается с его счёта, а в случае обратного движения записывается на счёт хеджера. Собственно говоря, именно вариационная маржа позволяет хеджеру компенсировать убытки на реальном рынке. 

Но при этом важно помнить, что  расчёты срочного сегмента сделки опережают  наличные расчёты. Так, при работе посредством  фьючерсных контрактов при убытках  на реальном рынке и прибыли на срочном, вариационная маржа приходит до того, как фиксируются убытки на реальном рынке, что более чем благоприятно. Однако в случае убытков по срочным контрактам и прибыли на спот-рынке необходимость выплаты вариационной маржи возникает ранее, чем приходит прибыль от поставки, что увеличивает расходы хеджирования.

 

  1. Риски

В целом, целью хеджирования в любом  случае является максимальное гарантирование от издержек, которые могут быть связаны с изменением стоимости  того или иного продукта или группы товаров. Однако далеко не всегда хеджирование способно помочь в полном решении этой проблемы. Кроме того, при использовании хеджирования необходимо тщательно продумать стратегию, так как в противном случае ценовые риски не только не снижаются, но даже возрастают.

Первый риск, с которым может  столкнуться хеджер, это изменчивость базиса. Иными словами, ситуация, когда цена реального актива и стоимость соответствующего срочного инструмента движутся непараллельно. Этот риск возникает из-за того, что законы спроса и предложения на реальном и срочном рынках действуют не всегда одинаково. Конечно, различия в цене на реальном и срочном рынках принципиально различаться не могут, так как в этом случае проявляются арбитражные возможности, которые быстро ликвидируются из-за высокого уровня ликвидности срочного рынка. Тем не менее, риск изменчивости базиса в любом случае постоянно имеет место.

Также причиной базисного риска  могут стать административно  обозначенные ограничения на движения фьючерсной цены в течение дня, какие  оговариваются на определённых биржах. Эти ограничения приводят к тому, что при серьёзном движении цены реального актива разница между  ценой на спот-рынке и фьючерсной ценой может быть весьма значительной.

Второй глобальный риск, с которым  может столкнуться хеджер, это риск системный. Проще говоря, это разного рода изменения в законодательстве, экономической системе того или иного государства и так далее. В этой ситуации хеджирование бессильно, более того, может даже оказать медвежью услугу, ведь срочные позиции не позволяют сократить объём поставок и таким образом снизить негативное воздействие этого риска. 

  1. Базовые принципы хеджирования

 

Прежде всего, хеджирование не ставит цель устранить риски целиком, но предназначена для того, чтобы ввести возможные убытки в приемлемые рамки. По сути, хеджирование является инструментом оптимизации рисков, когда недостатки хеджирования (его стоимость) и его достоинства находятся в оптимальном соотношении.

Одним из базовых принципов хеджирования также является расчёт возможных  потерь, например, при отказе от этого  инструмента. Другими словами, если возможные потери значительнее, чем  выгоды, которые можно получить посредством  использования этого инструмента, то хеджирование лучше не использовать. При этом эффективность хеджирования зависит от общеэкономического контекста – ситуации на спот-рынке или в экономике вообще. Потому аналитика должна быть действительно полноценной и всеобъемлющей. Что называется, семь раз отмерить и только потом решаться на использование этого инструмента.  
Впрочем, и для реализации программы хеджирования также необходима тщательная проработка стратегии, а также системы внутренних правил. Лишь в этом случае хеджирование действительно способно защитить от возможных убытков.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хеджирование представляет собой  полноценную систему, которая, как  и любой другой экономический  инструмент, имеет как свои достоинства, так и недостатки. В качестве недостатков  можно назвать и стоимость  хеджирования, и необходимость тщательного  экономического анализа до начала хеджирования и в его процессе, формирование стратегии хеджирования и многие другие сложности. Однако при этом хеджирование позволяет действительно обеспечить предприятию стабильное развитие. При грамотной разработке стратегии хеджирования производитель в состоянии значительно снизить ценовые риски, связанные с изменениями цен на сырьё и продукцию, из него произведённую. Что касается эффективности финансового менеджмента, то здесь помогает хеджирование курсов обмена валют и процентных ставок, что позволяет стабилизировать систему финансового менеджмента предприятия. Результат предсказуем – снижение колебаний доходов и расходов, повышение управляемости предприятием и его финансовыми потоками.  
Грамотно сформированная система хеджирования позволяет снизить не только риски, но также и минимизировать затраты. Прежде всего, это происходит потому, что топ-менеджеры компании, минимизируя риски, сосредотачиваются на действительно важных аспектах деятельности предприятия, особенно – на тех, где компания действительно выигрышно смотрится на рынке. 

Фактически, можно говорить о том, что тщательно разработанная  система хеджирования даёт возможность  минимизировать вложения, стабилизировать  доход и, как следствие, увеличивать  основной капитал предприятия.

При этом хеджирование не мешает хозяйственным операциям, не требует без необходимости изменять политику компании, либо же заключать какие-либо форвардные контракты на длительные сроки.  
В свою очередь, при взаимодействии с банками и прочими кредитными организациями хеджирование значительно облегчает переговоры, ведь хеджированные залоги ценятся значительно больше, нежели те, которые от рисков не застрахованы. 

При этом необходимо ещё раз отметить, что хеджирование не есть инструмент, который позволяет увеличить прибыль. Главная его задача – минимизация расходов и убытков. Для того, чтобы получать прибыль, необходимо развивать производственную базу и улучшать конкурентоспособность производимой продукции предприятия.

 

Литература

 

  1. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ, 2004г.
  2. Галанов В.А.  Рынок ценных бумаг. Учебник 2-е изд. / Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. - М.: Финансы и статистика, 2002г.
  3. Добрынина Л.Н., Малявина А.В. Фондовый рынок и биржевая торговля. - М.: Экзамен, 2005г.
  4. Лесинский С.В. “ Финансовые фьючерсы и опционы”  - М.: Инфра-М, 2000г.
  5. Резго Г.Я., Храмцова Е.Р. Современные технологии биржевого рынка (хеджирование и спекуляции на биржевом рынке). - М.: Феникс, 2004г.
  6. Ендовицкий Д. А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: Учебное пособие/Под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие/Под ред. д-ра экон.   наук, проф. В.А. Слепова. М.: Юристъ, 2002.
  8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
  9. Инвестиции: Учебное пособие/Г.П. Подшиваленко, Н.И.Лахметкина, М.В. Макарова и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2004.

 


Информация о работе Инструменты хеджирования и их краткая характеристика