Инвенция. Основные этапы инвенции. Концептуальный и стратегический законы риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Инвенция - раздел риторики, описывающий замысел речи; искусство поиски и предварительной систематизации материала к выступлению. Современная риторика советует выбирать тему исходя из групповых интересов аудитории и своих интересов и познаний. Тема должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям.

Файлы: 1 файл

КР_Риторика.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ВАРИАНТ № 2

 

Инвенция. Основные этапы инвенции. Концептуальный и стратегический законы риторики.

Инвенция (в переводе на русский язык - изобретение) есть искусство добывания и предварительной систематизации материала.

Как раздел риторики инвенция предполагала разработку проблематики, связанной с предметной областью речи.

Инвенция -  раздел риторики, описывающий замысел речи; искусство поиски и предварительной систематизации материала к выступлению. Современная риторика советует выбирать тему исходя из групповых интересов аудитории и своих интересов и познаний. Тема должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфликта). Название речи должно быть кратким, конкретным и интересным. Задачей оратора является предмет своего личного интереса в предмет интереса группового.

Итак, первый этап идеоречевого акта (или риторического анализа) – этап нахождения материала, который осуществляется еще до начала работы над текстом. Этап дориторической рефлексии предполагает две операции:

  1. Анализ вопроса (спорного случая, явления, ситуации) с целью выявления пункта (аспекта), подлежащего обсуждению в речи;
  2. Подбор доказательств для авторской вероятностной реконструкции спорного вопроса (quaestio, controversia, problēma), события, явления.

В античной риторике была разработана подробная классификация вопросов, в основу которой положена триада оратор–речь–аудитория, обеспечивающая функциональный характер классификации и содержание риторических рекомендаций.

В частности, по отношению к оратору выделяются вопросы общедоступные и специальные, в связи с чем к оратору выдвигается требование иметь как широкую общеобразовательную подготовку, так и необходимую осведомленность в частных вопросах.

Все люди, так или иначе, причастны к риторике, поскольку, как объяснял Аристотель, “всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять”. В самом деле, нет таких профессий, где не пригодилось бы владение словом.

Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. О том, насколько много знаний и умений требуется от оратора, говорит простое перечисление законов риторики.

 Концептуальный закон предполагает  систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета  речи и формулирование основной  идеи сообщения. С помощью этого  закона оратор учится выделять  главное и второстепенное, располагать  материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. В нижеприведенной формуле этот закон обозначен буквой К.

Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить:

цели речевой деятельности (зачем?);

противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения;

главный тезис выступления;

собственную позицию.

 

 

 

ТЕСТ

 

 

ДА

НЕТ

  1. Речевое воздействие исследует вербальные и невербальные сигналы.
 

-

  1. Эффективное общение - это такое, которое позволяет достичь предметной и информационной цели.
 

-

  1. Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

+

 
  1. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации об отношениях участников коммуникации.
 

-

  1. Языковой паспорт собеседника может охарактеризовать только специалист-филолог.
 

-

  1. Информационная речь — это лекция.

+

 
  1. Письменная речь эффективнее устной.
 

-

  1. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе выступления.

+

 
  1. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.

+

 
  1. Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

+

 
  1. Важную информацию надо располагать в начале фразы.
 

-

  1. Лучше выступать с трибуны.

+

 
  1. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.
 

-

  1. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление.
 

-

  1. Концовка необходима в любом публичном выступлении.

+

 
  1. Тезис — это мысль, которую оратор старается обосновать.

+

 
  1. Если можно раздать слушателям наглядные пособия во время выступления, надо это сделать.

+

 
  1. Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма.

+

 
  1. Юмор — необходимый компонент свободного рассказа человека о себе.
 

-

  1. При рассказе о вымышленных событиях связность речи — основное условие успеха.

+

 
  1. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким.
 

-

  1. Похвальное слово должно содержать личное отношение оратора к человеку или организации, о которых идет речь.

+

 
  1. Развлекательная речь должна слушаться с вниманием на всем своем протяжении.

+

 
  1. Убедить аудиторию — это заставить поверить в правоту оратора.

+

 
  1. Защищаемый тезис должен быть несколько раз повторен.
 

-

  1. Дебаты должны проводиться в парламентах, а не на уровне рядовых граждан.
 

-

  1. В большой аудитории надо выступать эмоциональнее, чем в малой.

+

 
  1. В мужской аудитории нецелесообразно делать словесный вывод.
 

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007.
  2. Петров О.В. Риторика: учебник. М.: Проспект, 2009.
  3. Риторика: учебник / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: Проспект, 2008.
  4. Стернин И. А. Практическая риторика. 5-е изд., М.: Академия, 2008.
  5. http://www.ritorika.net/publ/2-1/ – Риторика: искусство и наука эффективной коммуникации.

 

 

 


Информация о работе Инвенция. Основные этапы инвенции. Концептуальный и стратегический законы риторики