Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, курсовая работа
Перед данной работой ставятся следующие цели:
— определить понятие инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;
— проанализировать инвестиционный климат сложившийся в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.
В сложившейся в республике ситуации есть только две возможности активизировать инвестиционную деятельность: мобилизовать национальные ресурсы и привлекать иностранный капитал. И в первом и во втором случае нужен благоприятный инвестиционный климат, при котором национальный и иностранный капитал будут эффективно вложены в экономику.
Каково же состояние
инвестиционного климата в
Институт исследования рыночной экономики Польши в 2005 году проводил анализ инвестиционных рисков для тринадцати стран Центральной и Восточной Европы. Беларусь входит в группу с высоким риском и занимает среди них (см. табл.) только 11-е место.
Приведенные выше данные говорят о неблагоприятном инвестиционном климате, сложившемся в республике.
О чрезвычайно выгодном географическом и геополитическом положении Беларуси, которое выступает одним из мотивов интернационализации и прямого зарубежного инвестирования у нас говорят очень много. Однако, если и допустить влияние географической составляющей на выбор местовложения капитала, то все равно на первый план при выборе государства для осуществления инвестиций выходят размеры рынка, а также степень развития
Размер рынка Беларуси невелик. Десять миллионов населения тратят сумму, сопоставимую с соответствующими расходами жителей среднего немецкого города. Такое сравнение не в пользу Беларуси.
рыночной инфраструктуры и качество сервиса, которые по западным меркам в республике невысоки.
Размер рынка определяется в первую очередь количеством субъектов, получающих доход, и размером этого дохода. Кроме того, при принятии решения о размещении инвестиций важен не только текущий размер рынка данной страны, но и ожидаемые инвестором долгосрочные тенденции его развития. При принятии решения об инвестировании в ту или иную страну важнейшим фактором являются ожидания инвестора, связанные с ее
Общий риск для стран Центральной и Восточной Европы
(по данным на февраль 2005 года).
№ п/п |
Страна |
Индекс инвестиционного риска |
Группа с наименьшим риском | ||
1 |
бывшая Восточная Германия |
1,7 |
2 |
Венгрия |
2,5 |
3 |
Чешская Республика |
2,5 |
Группа с умеренным риском | ||
4 |
Польша |
2,8 |
5 |
Словакия |
3,2 |
6 |
Словения |
3,2 |
Группа с высоким риском | ||
7 |
Эстония |
3,6 |
8 |
Литва |
3,7 |
9 |
Латвия |
3,8 |
10 |
Болгария |
4,0 |
11 |
Беларусь |
4,0 |
12 |
Украина |
4,1 |
13 |
Молдова |
4,1 |
долгосрочным развитием. С этой точки зрения Беларусь тоже является непривлекательной для инвесторов. Их в первую очередь настораживает даже не отсутствие реформ, а полная неопределенность с будущим страны. Отсутствие определенности в долгосрочном развитии заставляет инвестора отказаться от рассмотрения Беларуси как возможного региона для инвестиций, тем более, что существует множество альтернатив для инвесторов в других странах Центральной и Восточной Европы.
Распространенное мнение о высокой привлекательности Беларуси в связи с ее выгодным географическим положением, часто опирается на представление о важности снижения транспортных издержек при продвижении на рынок продукции. К сожалению, транспортные издержки не являются определяющими при выборе инвесторами направления инвестиций. Выгодность географического положения с точки зрения привлечения инвестиций является реальностью только в том смысле, что инвестор будет заинтересован в инвестировании в транспортную инфраструктуру, обслуживающую транзит товарных грузов Россия — Европа. Но Беларуси придется конкурировать с Украиной и Прибалтикой, и успех в привлечении инвестиций в эту сферу будет связан с тем, насколько политика правительства сделает транзит через нашу республику более выгодным, чем через другие регионы.
Республика Беларусь пока еще располагает очень высоким интеллектуальным потенциалом, включающим более 300 организаций, ведущих научные исследования и новые разработки: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, исследовательские и конструкторские подразделения предприятий и ВУЗов, — с общей численностью 90 тысяч работников интеллектуального труда. Из них 65% заняты прикладными разработками и новыми технологическими процессами, реализация которых может принести республике более 10 млрд. долларов США. В интеллектуальном потенциале заключается главное и наиболее доступное средство экономического подъема страны, бедной на материально-сырьевые и энергетические ресурсы.
Однако сами инвесторы придерживаются довольно невысокого мнения о профессионализме местного персонала. Правда, по мере приобретения опыта работы в бывших социалистических странах оценка профессионализма персонала растет, и в первую очередь это касается инженерного персонала. Устойчивым сохраняется невысокое мнение о профессиональных возможностях местных менеджеров, а также об уровне рыночного образования и профессиональной этики.
Беларусь, как и другие страны Центральной и Восточной Европы, не может в ближайшее время рассчитывать на приток прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в целях снижения издержек, в частности за счет низкой стоимости рабочей силы. Поскольку обычно прямые инвестиции окупаются в течении нескольких лет, то инвестиционная стратегия, нацеленная на снижение издержек, осуществляется в тех странах, где не только не высока заработная плата у рабочей силы соответствующей квалификации, но и существуют экономические условия, обеспечивающие в долгосрочной перспективе невысокие темпы роста заработной платы. Таким регионом на сегодняшний день является Юго-Восточная Азия. Страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Беларусь, на сегодняшний день не рассматриваются инвесторами как регион, подходящий для минимизации затрат на рабочую силу. В этих странах требования к росту заработной платы со стороны занятых будут оставаться завышенными. Люди стремятся сохранить сложившуюся структуру потребления, и это будет приводить к постоянной борьбе наемных работников за доходы. В то же время доля сельского населения в странах Центральной и Восточной Европы невелика. Серьезного давления на рынок рабочей силы за счет притока в город из деревни новых рабочих рук не будет, а следовательно, давление со стороны предложения рабочей силы на рост заработной платы будет невелико. Все это позволяет прогнозировать более высокий темп роста заработной платы в странах Центральной и Восточной Европы по сравнению со странами Юго-Восточной Азии, так как в азиатских странах гораздо ниже социальные ожидания населения и гораздо больше доля сельского населения, приток которого в города создает постоянное давление на рынок рабочей силы.
В условиях нестабильной экономики активность инвесторов предопределяется степенью защиты их интересов от рисков. В мировой практике существуют два варианта такой защиты — государственные гарантии и частное страхование инвестиций. Но национальная система страхования Беларуси в состоянии обеспечить лишь минимальную защиту физических рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов.
Намного сложнее обстоит дело с рисками политическими. Они могут быть минимизированы лишь внешними по отношению к стране-акцептору финансовыми институтами. Это значит, что Беларуси необходимо подключиться к международной системе страхования политических рисков в рамках международного агентства по гарантированию инвестиций при Всемирном банке (МИГА).
В республике нет
комплексной системы
При убыточности производства и торговли владелец денег (инвестор) может попытаться заработать на финансовых спекуляциях. Но фондовый рынок и банковская сфера Беларуси сами находятся на низком уровне развития. Исходя из этих соображений, инвестиционный климат в нашей стране по параметрам доходности вложений можно смело назвать крайне неблагоприятным.
§2:Роль государства в формировании привлекательной инвестиционной политики в Республики Беларусь
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической, социальной, природоохранной политики. Оно осуществляется республиканскими и местными государственными органами через разработку и утверждение программ развития как республики в целом, так и отдельных регионов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий и контроль инвестиционной деятельности. Управление государственными инвестициями должно осуществляться преимущественно экономическими методами и включает планирование, определение условий и осуществление конкретных действий по инвестированию из средств бюджета и внебюджетных фондов, других средств, привлеченных на договорной основе.
Государственное регулирование и контроль за инвестиционной деятельностью осуществляется при помощи:
-систем налогов
с дифференцированием
-проведение амортизационной политики, в том числе путем ускоренной амортизации основных фондов;
-предоставление финансовой помощи на развитие отдельных регионов, отраслей и производств;
-кредитов и цен;
-государственных норм и стандартов;
-антимонопольных мер;
-определения условий пользования землей и другими природными ресурсами;
-разгосударствления
и приватизации
-проведения
экспертизы инвестиционных
Государственное регулирование инвестиционной деятельности затрагивает и определение для иностранных инвесторов инвестиционного режима. В мировой практике выделяют несколько их видов:
— режим взаимности — инвестор получает те же права и льготы в принимающем государстве, какими пользуются компании и граждане этого государства на родине инвестора;
— национальный режим — отсутствие различий в условиях деятельности национальных и иностранных инвесторов;
— режим наибольшего
благоприятствования —
— преференциальный режим — предоставление различных льгот определенным инвесторам;
— справедливый и равноправный режим — предполагает наличие трех элементов:
- недискриминация по отношению к иностранным инвесторам,
- соблюдение к режиму для иностранного инвестора минимальных международных требований,
- обязанность
государства защищать
В Беларуси инвестиционный режим определен в части 1 статьи 34 Закона “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь” — “Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности белорусских юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, действующим на территории Республики Беларусь”. Кроме того тот же Закон предоставляет иностранным инвесторам по сравнению с национальными и ряд льгот.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляет ряд органов: Управление по иностранным инвестициям при Министерстве внешних экономических связей (координация привлечения иностранных инвестиций), Министерство по предпринимательству и инвестициям (привлечение инвестиционных средств предпринимательскими структурами), Министерство финансов и Национальный банк (в области финансово-кредитной политики) и др. Однако во многом эти органы дублируют друг друга. Роль органа, рассматривающего вопросы инвестиций в комплексе, призван выполнять Комитет по инвестициям при Министерстве экономики. Именно здесь разрабатываются экономические программы и пакеты законопроектов республики. Комитет по инвестициям должен координировать разрозненные усилия министерств и других органов управления и рассматривать все вопросы разработки инвестиционной политики в комплексе.
Говоря об участии государства в управлении потоками иностранных инвестиций, можно выделить два основных подхода. Первый заключается в установлении рамочных условий привлечения и деятельности иностранных инвесторов независимо от сфер приложения капитала. Второй подход связан с установлением такого режима, при котором требуется согласование и одобрение иностранных инвестиций уполномоченными правительственными органами. Он характерен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой и может быть принят на вооружение нашим государством.
Нельзя отдать предпочтение какому-то одному варианту. Каждая страна в силу специфики своего развития выбирает свой способ привлечения и регулирования иностранных инвестиций, наиболее точно отражающий поставленные перед собой цели реформирования экономики. Выбор конкретного направления предопределяет и структуру регулирующего и координирующего органа.
Облегчить процедуру привлечения инвестиционных ресурсов в Беларуси призвано Агентство по привлечению иностранных инвестиций, которое на рынке должно выступать в роли посредника. Агентство призвано создавать привлекательный инвестиционный имидж страны, проводить консультирование и осуществлять экспертизу инвестиционных проектов, организовывать выставки и ярмарки. Оно должно снабжать потенциальных инвесторов информацией о возможностях инвестиций, оказывать им всевозможную поддержку и отлеживать процесс заключения сделки с момента обращения инвестора до завершения переговоров. Агентство по привлечению иностранных инвестиций должно непосредственно работать с международными инвестиционными организациями и фондами, а также осуществлять патронаж деятельности негосударственных организаций, специализирующихся на привлечении внешних инвестиций. Задача Агентства в современных условиях — выработать реальную концепцию привлечения иностранных инвестиций. Эта концепция должна исходить из создания соответствующей международным стандартам инвестиционного анализа системы выявления и координации инвестиционных ресурсов Беларуси и определения их инвестиционной достоверности в структуре мировой экономики.
Программные документы
в области привлечения
Наибольшее внимание проблеме формирования благоприятного инвестиционного климата в республике уделено в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, одобренную постановлением Кабинета Министров в июле 1996 года.
Данный программный
документ определяет основные принципы
и механизмы привлечения
Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка