Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:25, реферат
В свое время И.Фишер дал определение человеческого капитала (ЧК): «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».
Сегодня же ЧК уже непросто расчет дохода от инвестирования в образование и высокую квалификацию, а возможность стабильного роста экономик развивающихся стран. От ЧК и грамотного инвестирования в него зависит переход к информационному обществу, а государства стоящие ближе всего на пути к этой цели, находятся на пьедестале мировой экономики. Поэтому актуальность данной темы невозможно переоценить.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Человеческий капитал и место его в экономической системе …………………………………………………......................................................4
Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача………................5-10
Глава III Человеческий капитал и формальное образование в российской экономике, как залог перспективного развития государства …...………11-13
Заключение………………………………………………………...………….....14
Список используемой литературы…………………………………...……..15-16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский
Кафедра: экономическая теория
Дисциплина: экономика
Реферат на тему:
Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы
Санкт Петербург
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I Человеческий капитал
и место его в экономической системе …………………………………………………...........
Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача………................5-10
Глава III Человеческий капитал и формальное образование в российской экономике, как залог перспективного развития государства …...………11-13
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………...……..
Глава I Человеческий капитал и его место экономической системе
Долгое время в экономической теории одним из ведущих факторов производства был Физический капитал, но развитие мировой экономики не стоит на месте, поэтому в рамках прогрессирующего общества на первый план выходит Человеческий капитал.
Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения различных потребностей человека и общества. Американский экономист Теодор Уильям Шульц первым употребил этот термин.
Вначале этот термин представлял собой лишь совокупность инвестиций в образование человека и в его профессиональные навыки, которые бы повышали его способность к воспроизводству каких-либо благ. Но по мере развития экономической науки и практики понятие ЧК стало трактоваться все более расширенно и универсально. Ушли в прошлое времена, отождествляющие капитал с вещественным богатством и деньгами, эксплуатацией человека и производством прибавочной стоимости. Наряду с традиционно употребляемыми «прилагательными» (денежный, финансовый) капитала, его функционирование в масштабах общества все более связывается с развитостью человеческого и социального капитала. Вместе с тем понимание общеэкономической сущности капитала сохраняется: в любом виде его развитие связывается с инвестированием, вложением средств в расчете на будущую отдачу.
Глава II Человеческий капитал: инвестирование и отдача
В современных условиях все
большую поддержку находит
В экономической науке идея человеческого капитала в том или ином виде обнаруживается достаточно давно, исторический взгляд на становление теории человеческого капитала представлен и в ряде российских авторов. Еще А.Смит использовал эту идею как исходную для объяснения различий в заработной плате, полагая, что затраты на образование и обучение можно рассматривать как капиталовложения в способность зарабатывать в будущем, которые должны экономически оправдывать себя, окупившись в течение трудовой жизни. Именно поэтому более образованные люди зарабатывает больше тех, кому хватает образовательной подготовки: «Труд, которому он (образованный человек) обучается, возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд все расходы, затраченные на обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на капитал, равной сумме этих расходов»2. Одним из первых практических применений идей классиков экономической мысли (А.Смита, Д.Рикардр, К.Маркса, А.Маршала, Л.Вальраса и др.) стало исследование Дж. Уолша: в середине 30-х годов он осуществил успешную попытку рассчитать влияние профессионального образования на уровень национального дохода США.
Формирование современной теории человеческого капитала произошло на рубеже 50 - 60-х годов ХХ века, когда видным представителем чикагской экономической школы, признанным пионером исследования человеческого капитала Т.Шульцем были опубликованы статьи «Формирование капитала образования»(1960г.), «Инвестиции в человеческий капитал»(1961г.) и «Эффективность инвестиций в человека»(1962г.). В те же публикует результаты своих исследований и Г.Беккер, фундаментальная классическая работа которого «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» вышла в 1964 году. В 1992 году за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение, Гэри С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике. Показательно, что в своей нобелевской лекции лауреат отмечал: «Понятие человеческого капитала стало настолько привычным, что сегодня уже трудно представить , с какой враждебностью в 1950-1960-е годы был встречен подход, введший в употребление этот термин. Сама концепция человеческого капитала объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей как машины. Взгляд на образование, как на инвестиции, а не как на приобщение к культурному опыту считался бессердечным и безнадежно ограниченным. И лишь постепенно экономисты, не говоря уже обо всех остальных, стали признавать понятие человеческого капитала полезным инструментом при изучении разнообразных экономических и социальных проблем»3.
В содержательном отношении теория человеческого капитала позволила не только объяснить инвестиционные аспекты поведения людей на рынке труда и проблемы распределения доходов и экономического неравенства, но и уяснить значение образования, как в экономическом росте общества, так и решение многих социально-экономических проблем (например, бедности).
Несмотря на имеющиеся в экономической литературе различия в определениях человеческого капитала, его сущность может быть выражена как сочетание, с одной стороны, принципиальных признаков капитала, с другой – специфики применительно к «человеческой форме. Безусловно аналогия между человеческим и «другим» (вещественным, денежным, финансовым) капиталом относительна: возможности человека по созданию благ (участию в процессе производства) неотделимы от него самого, человеческий капитал не может менять владельцев и не имеет цены на свои активы, его невозможно купить (продать), но возможно арендовать на различные сроки.
Однако человеческий капитал, как и любой другой, может приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования. Человеческий капитал функционирует длительное время, требует затрат на поддержание его в работоспособном состоянии, устаревает и подвержен моральному и физическому износу. Важно, что в обществе может быть как недостаток отдельных видов человеческого капитала, так и их избыток, (с учетом того и должно осуществляться инвестирование в человеческий капитал, и функционирование системы образования). И наконец, самое главное – отдельные виды человеческого капитала, а, следовательно, и инвестиций в него, различаются нормами доходности.
Субъектами инвестирования в человеческий капитал могут быть как домохозяйства (частные лица) так и предпринимательские структуры и государство. При вкладывании средств в общеобразовательную и профессиональную подготовку инвесторы должны вести себя рационально, сопоставляя соответствующие выгоды и издержки и сравнивая их соотношение с доходностью альтернативных инвестиций. При этом регуляторе направлений и величины инвестиций выступает норма отдачи инвестиций: если они высоки, существуют недоинвестирование и инвесторы увеличивают объемы вкладываемых средств, если низки – наоборот. Иллюстрацией подобных тенденций может служить сохраняющаяся инвестиционная привлекательность юридического и экономического образования: рассчитывая на высоки в будущем доходов детей, родители активно инвестируют свои средства в получение ими соответствующего образования.
Для измерения норм отдачи инвестиций в человеческий капитал существует два основных подхода, имеющих известную общность: основным видом дохода от того или иного вида образования рассматриваются заработки человека. При этом в одном случае сравниваются совокупные (прижизненные) заработки лиц с разными уровнями образования, в другом – описывается зависимость заработков человеком от уровня его образования, а также трудового стажа и некоторых других факторов. Что же касается затрат на получение образования, то в них, помимо прямых расходов, включаются, как правило, еще и потерянные заработки, то есть заработки недополученные за годы учебы.
Применительно к человеческому капталу сохраняет свою значимость закон убывающей производительности капитала (убывающей отдачей инвестиций), а именно: затраты на получение среднего образования быстрее окупаются и дают больший экономический эффект, чем на получение высшего. Несмотря на то, что отдача вложений в человеческий каптал в среднем выше, чем от вложений в каптала физический, ее существенное уменьшение (сравнительно с другими видами активов) по мере роста объема инвестиций обуславливает изменение направленности инвестиций по мере выравнимаемости доходов от различных активов: первоначально большие инвестиции в человеческий капитал постепенно переключаются на инвестиции в каптал физический (недвижимость, ценные бумаги).
Закономерность – чем выше уровень образования, тем ниже его отдача – прослеживается во всех странах. Так, например, известно, что в США нормой отдачи расходов оценивались: для начального образования – 50-100%, среднего – 15-20%, высшего – 10-15%. Уменьшение нормы отдачи у высшего образования в США в 70 –е годы ХХ века дало основание предполагать перепроизводство дипломированной рабочей силы, однако в последующем она вновь выросла.
Кроме того, исследования отмечают различия в нормах отдачи инвестиций в различные виды образования в зависимости от уровня экономического развития (душевого дохода) страны. По оценкам, норма отдачи инвестиции в среднее образование в развитых странах составляет в среднем 11%, в менее развитых – 15-18%. Для инвестиции в высшее образование эти показатели составляют, соответственно 9 и 13-16% . в то же время некоторые исследователи считают, что норма отдачи инвестиции в самых богатых странах вновь возрастает с ростом уровня образования, принимая тем самым U-образную форму. Не являются одинаковыми и нормы отдачи инвестиции в образование для различных категорий работников: у мужчин они, как правило, выше, чем у женщин.
Рыночное преобразование «восстановили» престиж и значимость образования – оценки конца 90-х годов показывают цифру 7-8%, что вполне совпадает с уровнем отдачи образования большинства стран мира. В последние годы обладание вузовским дипломом в Росси обеспечивает прирост заработков относительно работника с полным общим средним образованием на 60-70%, что также соответствует мировой практике (в промышленно развитых странах этот разрыв составляет 50-100 %).
Анализ зависимости заработков работника от уровня его образования и возраста, а также других факторов (пол, врожденные способности, опыт работы, участие в профсоюзах и т.п.) в теории человеческого капитала разработан с достаточной достоверностью и присутствует в большинстве западных учебников по экономике. Аксиоматичной стала и выявленная зависимость заработка от возраста и образования.
Заметно, что работники с более высоким образованием имеют и более высокие доходы. За исключение самых молодых возрастов, работники зарабатывают в среднем тем больше, чем выше их образовательный уровень. Вместе с тем для молодых людей с возрастом увеличивается заработная плата, с возрастом норма заработной платы становится стабильной, а с возрастом уменьшается.
В середине 90-х годов трем
ступеням образования в США
Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы