Инвестиции в интернет проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 10:02, творческая работа

Описание работы

Обратите внимание как развивается в последнее время российский венчурный фонд. Венчурные фонды начали признавать свои провальные — проекты, в которые были вложены миллионные инвестиции. Интернет-стартапы больше стали гнаться за инвесторами с целью получения денегна покупку трафика.

Файлы: 1 файл

Инвестиция провальных интернет проектов.docx

— 18.31 Кб (Скачать файл)

Инвестиция провальных интернет проектов

Обратите внимание как развивается в последнее время российский венчурный фонд.  Венчурные фонды начали признавать свои провальные — проекты, в которые были вложены миллионные инвестиции. Интернет-стартапы больше стали гнаться за инвесторами с целью получения денег на покупку трафика. Стартапы, не получившие инвестиций, больше стали критиковать и «гнобить» своих коллег, которые с большим трудом всё-таки получили средства, вместо того чтобы им радоваться. Согласитесь, ведь целью создания проекта является принос пользы обществу. И давайте задумаемся, о каком развитии может идти речь, когда, государство выделило средства на инвестиции, одновременно подняв налог для малого бизнеса, при этом не удосужилось позаботится о создании инфраструктуры для существования и развития стартапов, которые эти инвестиции получат.

Как в 2013 году закрывающихся проектов Россия ещё не видела. Конечно, стартапы умирали и раньше, но в последнее время стали особенно заметны инвестиции в проекты, стоимость которых явно раздута. И это не маленькие проекты, которые существуют за счёт собственных средств, а достаточно интересные стартапы, в которые венчурные фонды вложили миллионы долларов. А причины разные…

Или заморожены, или закрыты, или поглощены крупными игроками.

Для примера видео сервис Clipclock.com, куда было вложено $2.5 млн фондом Runa Capital закрылся. Сервис по аренде квартир TravelRent, получивший $2 млн от Fast Lane Ventures и столько же от Frontier Capital. Портал TravelMenu.ru, в который фонды Runa Capital и Almaz Capital вложили $1,6 млн. Их коллеги или же так и несостоявшиеся конкуренты Travolver.com, в который основатели, владельцы сервиса «КупиКупон», вложили $2 млн. Сервис по поиску жилья Flatora.ru, в который частные инвесторы вложили $750 000. И таких примеров достаточно много.

 

Создается впечатление, что прибыль менеджеров венчурных фондов зависят не от преумноженной стоимости развивающего проекта или же качественного, а от объема вложений. Наверно, управляющие просто не верят, что успех проекта придёт в течение тех двух-трех лет, которые они намерены провести на своей должности. И очень жаль, что ценностью становится именно размер вложений в проекты.

А выбирают они самые капиталоемкие проекты, то есть те, которые требуют больших затрат на рекламу и покупку трафика. Трафик нужен туристическому бизнесу, доскам объявлений и другим проектам в области электронной коммерции. Кстати обратите внимание, именно в эти отрасли большинство фондов и вкладывали свои средства в последние годы. Структура затрат подобных проектов выглядит так: десятая часть идет команде на операционные расходы, зарплату и масштабирование, остальное — на покупку трафика.

В России в последнее время появилось большое количество разнообразных конкурсов для стартапов. Партнерами каждого из них становится добрый десяток, а то и более венчурных фондов, бизнес-ангелов и госструктур. Результатом же большинства из них является… грамота. Очевидно, что и проводятся они вовсе не для того, чтобы выделить лучших и дать им путевку в жизнь, а чтобы просто прорекламировать венчурные фонды и хоть как-то оправдать их существование.

Вот пара примеров. Известный конкурс стартапов, который проводит Высшая школа экономики, имеет призовой фонд всего $13 000. В завершившемся недавно конкурсе StartupVillage в Сколково приняли участие 600 инвесторов, венчурных фондов и институтов развития, а три победителя в сумме получили на развитие своих проектов менее 2 млн рублей. В Сколково на кофе-брейках печенюшек съедено на большую сумму, чем выделено в итоге на работу лучшим стартапам. Остальные конкурсы, как правило, проводятся и вовсе без денежных призов. Создаётся впечатление что всё делается для галочки. Как это выглядит: сначала идет невероятный ПИАР, конкурс рекламируется везде где только можно, вбухивают не малые деньги в рекламу, а потом когда подходит Финал все как-то становится тихо и иной раз даже странно и не понятно кто же все-таки победитель, и сколько он получил, к чему такая конспирация?

А как же обстоят дела в США? В одном из бостонских небоскребов целый этаж занимает один из самых известных стартап-конкурсов MassChallenge. Оргкомитет состоит из семи человек. Остальные 150 обитателей этажа — конкурсанты, вышедшие в финал конкурса (общее количество участников ежегодно превышает тысячу). Плату за аренду помещения — $2 млн в год, с организаторов конкурса владелец здания не берет. Ведь поддержка малого бизнеса и меценатство в США — обычная практика.

В огромном коворкинге, которые все участники конкурса могут использовать в течение года, нет отделки. Да и стен фактически нет, только легкие перегородки. Это огромный бетонный этаж с панорамными окнами. Там есть кухня, комнаты для переговоров, студии для проведения простых видеосъемок. Именно тот факт, что конкурс предоставляет инфраструктуру, которая так важна стартаперам, мотивирует их участвовать в конкурсе.

Призовой фонд конкурса составляет $1 млн. А еще все участники в течение года получают разнообразные услуги от крупных американских компаний на общую сумму $9 млн. Например, авиакомпания American Airlines в течение года организует бесплатные перелеты лучших конкурсантов по стране.

 

В России все существующие коворкинги и бизнес-инкубаторы суммарно могут вместить в год не более 50 проектов, при этом в конкурсах участвуют несколько тысяч проектов. Молодым командам, просто негде обсуждать и оттачивать свои идеи. После этого не удивительно почему венчурные фонды жалуются на катастрофически малое количество «проработанных» стартапов.

Причем венчурные инвестиции А-раунда (от $1 млн) в стране, как видим, есть. Только до них мало кто дотягивает. Поэтому фонды вынуждены рассматривать не стартапы, а работающий бизнес, формирующий денежный поток.

Молодым командам приходится буквально «воевать со средой» — искать помещение, где можно зарегистрировать юридическое лицо, посевные деньги на сайт, прототип и проработку гипотезы. Все это разбивает основную идею стартапа — на воплощение идеи уже не остается ни денег, ни времени, ни энергии. Невольно вспоминаться слова Льва Озерова «…талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!..»

Вместо того чтобы тратить миллионы долларов на пару проектов, разве не разумнее было бы организовать недорогие офисы, посадить туда юридическую и бухгалтерскую фирмы, а потом запустить всех тех, кто хоть что-то придумал и прошел предварительный отбор с минимальными критериями? В этом случае можно было бы вырастить за год не две-три, а сотню команд. У стартапов появится мотивация участвовать в отборах и конкурсах — не за грамоту, а за место для работы и полезное сообщество, с которым можно выгодно сотрудничать.

Неужели лучше продолжать вливать миллионы в единичные проекты, чьи потребности ограничиваются покупкой трафика? Ведь правильнее задуматься о яблонях, чем шприцевать витаминами яблоки. 

 


Информация о работе Инвестиции в интернет проекты