Инвестиционная политика Беларуси и ее влияние на макроэкономическую ситуацию в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия «инвестиции» и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели, в курсовой работе были решены следующие задачи:
1. Изучить и проанализироватьсущность и роль инвестиций в развитии национальной экономики;
2. Изучить механизм влияния инвестиционного процесса на обеспечение макроэкономического уровня;
3. Проанализировать инвестиционную политику Беларуси и ее влияние на макроэкономическую ситуацию в стране

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……
4
1 Инвестиции: сущность, виды и роль в развитии национальной экономики.
6
1.1 Инвестиции как экономическая категория…………….…………………...
6
1.2 Классификация инвестиций……………………………………………….…
7
1.3 Факторы, влияющие на динамику инвестиций……………………………..
9
2 Механизм влияния инвестиционного процесса на обеспечение
макроэкономического уровня………………………………………….……..

12
3 Инвестиционная политика Беларуси и ее влияние на макроэкономическую
ситуацию в стране…………………………………………………………..…..

17
Заключение…………………………………………………………………………
28
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия.doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем удар будет нанесен и по осложнившемуся механизму сбережений. Их сокращение будет способствовать возврату в точку равновесия инвестиций и сбережений.

 

3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ

НА  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ

 

В настоящее  время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса.

На международном уровне:

  • международное право;
  • подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций;
  • Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвенция MIGA);
  • Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID);
  • другие международные договоры.

Рассмотрим  национальное законодательство относительно инвестиционной деятельности.Конституция Республики Беларусь -основной Закон Республики Беларусь.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году), нормами которого иностранным инвесторам закреплены не менее благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования.

В целях создания благоприятных условий для динамичного  и устойчивого развития белорусской  экономики, в целях повышения  благосостояния и качества жизни, посредством  определения правил ведения бизнеса, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в тесном контакте с международными организациями кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.

Дополнительные  гарантии и преференции инвесторам предоставлены при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в ПВТ, в специальном туристско-рекреационном парке "Августовский канал", Китайско-Белорусском индустриальном парке, в сельской местности, в малых городах, малому и среднему бизнесу.

С 2009 г. успешно  действует созданный институт «инвестиционных  договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).

Инвестиционный  договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том  числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций.

В целях совершенствования  инвестиционного климата 6 июня т.г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10», который уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

В целях его  реализации принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (вместе с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", "Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", "Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь", "Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь").

По результатам  ежегодного опроса коммерческих организаций, проводимого Минэкономики, созданные  в Республике Беларусь преференциальные режимы приветствуются инвесторами.

В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413).

Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Сегодня такой статус уже предоставлен 13 компаниям.

В настоящее  время, в целях дальнейшего совершенствования порядка определения инвестиционных агентов, а также устранения несогласованности отдельных норм Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года № 1448, нормам Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 722 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448".

В целях совершенствования  работы по привлечению иностранных  инвестиций, повышения эффективности  приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано государственное учреждение "Национальное агентство инвестиций и приватизации" (далее - Агентство) путем преобразования республиканского унитарного предприятия "Национальное инвестиционное агентство" (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 22.04.2011) "О создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации").

Активное  сотрудничество с международными организациями  создают важные предпосылки для  привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.

На сегодняшний  день Республика Беларусь значительно  продвинулась в вопросах сотрудничества сМногосторонним агентством по гарантиям инвестиций (далее – Агентство) – одним из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка, основными задачами которого являются страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности, улучшения условий жизни людей.

С целью повышения  инвестиционной привлекательности  и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).

Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

В документе  определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные  инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.

В целях привлечения  внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.

Внутренние  инвестиции. В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.

Удельный вес  инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически  каждый третий рубль является инвестиционным.

Иностранные инвестиции. Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых  иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).

 

Рисунок 5 –Прямые и иностранные инвестиции в 2006-2011 гг.

 

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных  инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Топ-10 2011 года стран-доноров  ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Наибольшие  суммы иностранных инвестиций поступили  в организации торговли (35,6% от всех поступивших инвестиций), транспорта (30,8%), промышленности (26,1%).

Структура распределения поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности представлена на рисунке 6.

Валовое поступление  прямых иностранных инвестиций составило 70,2% от всех поступивших иностранных  инвестиций. По сравнению с 2010 годом  валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,4 раза.

Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (90,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность  за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2011 год составила 11,6 млрд. долларов США, что в 2,3 раза больше, чем за 2010 год.

 

Рисунок 6 - Структура распределения поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

 

Значительные  объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (54,4% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 30,4% валового объема прямых инвестиций, Украины – 4,2%, Кипра – 2,6%.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (45% от всех прямых инвестиций), транспорта (42,8%), промышленности (7%).

Прочих иностранных  инвестиций (не от прямого инвестора) получено 5,6 млрд. долларов США, или  в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. На их долю приходилось 29,8% всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2011 год наибольшие суммы иностранные инвесторы  вложили в организации г. Минска (76,2%). На организации Минской области  приходилось 9,8% валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области – 7%.

Направление иностранных инвестиций. Из 18,9 млрд. долларов США иностранных инвестиций, поступивших в 2011 году в реальный сектор экономики республики, организациями республики было использовано 35,1%.

Неиспользованные  иностранные инвестиции в 2011 году составили 64,8% валового объема поступивших иностранных  инвестиций, в том числе задолженность  за товары, работы, услуги – 61,5%.

Данные об использовании  иностранных инвестиций в 2011 году по видам экономической деятельности представлены в таблице 1:

 

Таблица 1- Данные об использовании иностранных инвестиций в 2011 году

 по видам  экономической деятельности

Из общего объема инвестиций, направленных на прочие цели, 59,4% приходилось на оплату производственных запасов и товаров для реализации, 21,1% – на покупку ценных бумаг.

Прямые  иностранные инвестиции (ППИ) на чистой основе (без учета задолженности  прямому инвестору за товары (работы, услуги)) за 2011 год составили 4 млрд. долл. США при прогнозе на 2011 год 6,4-6,5 млрд. долларов США в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) по периодам 2011 года характеризуются следующими данными (таблица 2):

 

Таблица 2- Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)(млн. долл.США)

Прямые  иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь 2012 г. составили 66,7 млн. долларов США при прогнозе на 2012 год 1,2 млрд. долларов США (по постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. №1779).  [17]

Информация о работе Инвестиционная политика Беларуси и ее влияние на макроэкономическую ситуацию в стране