Помимо объемов инвестиций важным
для экономики также является и их эффективность.
Для ее оценки было проведено исследование
влияния ПИИ на экономику Беларуси в целом
и в различных отраслях экономики.
Причиной внимания
к данной проблеме послужили потенциальные негативные последствия
от привлечения ПИИ. В частности, в литературе
выделяют проблему аккумулирования иностранными
инвесторами более квалифицированной
рабочей силы на своих предприятиях и
вытеснение домашних конкурентов с рынка,
что может являться причиной снижения
общей конкурентоспособности.
Результаты
исследования по 21 отраслям экономики
за период с 2002 по 2011 год не показали
какого-либо общего влияния ПИИ на
производительность экономики. Если говорить
на отраслевом уровне, то направление
воздействия ПИИ оказалось весьма разнообразным.
Так топливная промышленность, машиностроение,
пищевая промышленность, отрасли строительства,
недвижимости и информационных технологий
выигрывают от привлечения иностранного
капитала в них, ситуация же в отраслях
лесного хозяйства, чёрной металлургии,
производства строительных материалов,
связи и непроизводственного обслуживания
обратная, хотя причины негативного эффекта
у них разные. Одним из интересных результатов
оказалось отсутствие какого-либо эффекта
ПИИ на производительность сельского
хозяйства.
Кроме всего
прочего, необходимо отметить, негативное
воздействие затрат труда на продуктивность
экономики. Такой результат вполне
объясним тем фактом, что на сегодняшний
день экономика Беларуси функционирует
в режиме полной занятости, что приводит
к образованию существенной избыточной
занятости, в особенности в промышленном
секторе, которая в итоге сдерживает развитие
экономики.
Почему же негативное
влияние иностранного капитала на отраслевую
продуктивность превалирует над положительным воздействием?
Основными можно считать следующие причины.
Это мировой финансовый кризис, приведший
к падению платежеспособного спроса, как
со стороны предприятий, так и населения.
Не стоит также забывать о качестве ПИИ.
Как уже было сказано, основная масса иностранного
капитала приходит из России, где уровень
менеджмента и качество технологий не
сильно отличаются от ситуации в Беларуси.
Кроме того, общий низкий объём ПИИ и малое
количество фирм с иностранным капиталом
не способствуют развитию здоровой конкурентной
экономической среды в стране, при этом
игроки скорее стремятся получить выигрыш
от закрытости рынка.
В целом, результаты
исследования наводят на мысль о
том, что Беларусь, с одной стороны,
должна более последовательно и
аккуратно обдумать, действительно ли привлечение
иностранного капитала во все отрасли
экономики будет выгодным со стороны экономического
роста, если приток ПИИ в них дает отрицательный
эффект. С другой стороны, очевидно, следует
наращивать объемы привлекаемых инвестиций
в те виды деятельности, где они будут
наиболее эффективными для страны и где
их потенциал практически не использован.
Таким образом,
можно сделать вывод, что роль
иностранных инвестиций для развития
Беларуси неоценима. Они являются одним
из ключевых источников роста во многих странах
с переходной экономикой. Помимо прямого
эффекта от увеличения капитала инвестиции
гарантируют доступ к современным технологиям,
открывают новые рынки и улучшают методы
управления и администрирования, что положительно
сказывается на общем уровне производительности.
[1, с. 4]
Подводя итоги,
можно предложить ряд мер по повышению
инвестиционной привлекательности
экономики Беларуси:
- Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры, потому что инвестор сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.
- Неопределённость существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только одно – «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других, столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.
3. Нужно развивать
все сферы и отрасли экономики,
больше внимания уделять инфраструктуре.
Анализ структуры привлечённых
иностранных инвестиций показывает
их весьма узкую отраслевую направленность. Основная
их доля направляется либо в экспортно-ориентированные
отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные
проекты с малыми сроками окупаемости
и незначительной фондоёмкостью (торговля
и общественное питание, коммуникации,
финансовые услуги). Безусловным лидером
по привлечению зарубежного капитала
является торговля и общественное питание.
В США, например, в отраслевом разрезе
основной объём иностранных инвестиций
сосредоточен в непроизводственной сфере
экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей
промышленности (около 35%).[18]
4. Одним из
наиболее перспективных путей
привлечения иностранных инвестиций
является участие инвесторов
в процессе приватизации. Но не
следует ей придавать лавинообразный
характер. Нужно рассматривать любые возможные, но взаимовыгодные
предложения.
5. Нужно усилить
работу Консультативного совета
по иностранным инвестициям. Нужно
сосредоточить усилия на установлении
равных условий для иностранных
и национальных инвесторов, на
совершенствовании системы бухгалтерского учёта и переводу её
на Международную систему, на разработке
предложений в нормативно-правовых актах
по таможенному законодательству, на совершенствовании
мер государственной поддержки малого
предпринимательства.
6. Крайне необходимо
сотрудничество с международными организациями.
Нужно продолжить последовательную работу
по унификации таможенно-тарифных систем
Беларуси и России, либерализации внешнеторговых
связей республики, связанной с вхождением
в ВТО. Факт принятия Республики Беларусь
в ВТО, несомненно, повысит привлекательность
страны для иностранных компаний.
7. Представляется
необходимым продолжение развития
СЭЗ – как одну из самых
приоритетных форм привлечения
внешних инвестиций в республику.
8. Беларусь имеет
уникальное географическое положение: через её территорию проходят
мировые транспортные коридоры. Но при
этом пока в Беларуси отсутствуют современные
транспортно-логистические центры, которые
могли бы на высоком уровне обслуживать
транзитные потоки.
9. Законодательную
базу нужно совершенствовать, развивать и принимать
законы, реально отражающие цели и задачи
государственного развития общества.
Необходимо исключить неоднозначное толкование,
противоречивость в применении законов.
10. Нужно создавать
зарубежные представительства, проводить
инвестиционные конференции, форумы,
торги, выставки инвестиционных проектов.
11. Необходимо
кадровое обеспечение реализации
инвестиционной стратегии. Требуется
подготовка квалифицированных специалистов
по инвестиционному праву, профессиональных
специалистов по инвестиционному бизнесу.
12. Для привлечения
внешних инвестиций важным является
формирование института стратегических
партнёров, связывающих развитие
своего бизнеса с развитием
территории в целом, что обеспечивает
непрерывность отношений и требует
специфических навыков для конкретной
сделки: снижение затрат на переговоры,
рационализация внутренней структуры
участников сделки и т.д.
Из всего
вышесказанного следует, что осуществление
данных мер будет содействовать
более уверенному продвижению Беларуси
по пути рыночных реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования
позволяют сделать следующие
выводы и предложения:
- В последние годы белорусское государство старалось предлагать иностранным инвесторам благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности.
- По оценкам экспертов (премьер-министра Беларуси), потребность страны в инвестициях составляет приблизительно 35 млрд. долларов США. Общий объём привлеченных инвестиций на конец 2011 года составил всего 18.8 млрд. долларов США.
- Приток иностранных инвестиций в Беларусь может обеспечить только устойчивый рост экспортоориентированной экономики страны, динамично развивающийся рынок финансовых и страховых услуг, социальную стабильность, наличие развитой инфраструктуры.
- Республика Беларусь привлекательна для иностранных инвесторов т.к. имеет выгодное географическое положение, располагает высококвалифицированной рабочей силой и значительным научно-техническим потенциалом, низким уровнем коррупции и преступности.
- В республике создана серьезная нормативная база для осуществления инвестиционной деятельности. Основным регулирующим ее законодательным актом является инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который устанавливает равные условия ведения бизнеса для национальных и иностранных инвесторов, определяет их права, гарантии защиты инвестиций и результатов инвестиционной деятельности.
- В Беларуси разработана стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси в совместном
постановлении Совета Министров и Национального
банка №51/2 от 18 января 2012 года.
- Потенциальные преимущества притока иностранных инвестиций включают передачу технологий, управляющих навыков, торговых марок; возможность экспортной диверсификации преимущества для квалифицированной рабочей силы в отраслях с высокой добавленной стоимостью; расширение связей с внешними рынками.
- Задача Беларуси - вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка "Ведение бизнеса", а также повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств: Moody'sInvestorsService, FitchRatings, TheHeritageFoundation и других.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Балашевич, М.И. Прямые иностранные инвестиции как индикатор инвестиционной превлекательности Республики Белраусь/ М.И.Балашевич, В.А. Мироненко// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. - №1. – с.4.
- Заливако,С.Г. Направления повышения эффективности деятельности белорусских СЭЗ/С.Г.Заливако, Л.Н.Груша, Е.А.Хоменков//Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010.-№4.-С.74-83.
- Игонина. Л.Л. Инвестиции: учебник. – 2-е изд., перераб.и доп./Л.Л. Игонина. – Магистр, 2010. – с.152-175.
- Ильин, А.И. Современные тенденции развития экспорта-импорта прямых иностранных инвестиций/А.И.Ильин, С.В.Касько// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009.-№5.-С.64-75.
- Миклашевская, Н.А. Международная эконмика: учебник/Н.А.Миклашевская, А.В.Холопов; под общ.ред. А.В.Сидоровича. – 4-е изд., доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – с.128-136.
- Мировая экономика и международные отношения: [в 2 ч.]. Ч.1: учебник/под ред.чл.-корр. РАН, д-ра экон.наук, проф.Р.И.Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – с.593-670.
- Петрушкевич, Е. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экон. Республики Беларусь//Банк.вестник. – 2009. - №2. – с.30-35.
- Петрушкевич, Е.Н.Совершенствование инвестиционного законодательства Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса/Е.Н.Петрушкевич//Вестник БГЭУ. – 2009. - №6. – с.17-22.
- Раковец, А.А. Иностранные инвестиции как элемент развития инновационной экономики//Вестник БГЭУ. – 2010. - №2. – с.35-40.
- Трафимович, М.Л. Об оценке эффективности прямых иностранных инвестиций с позиции страны-реципиента (на примере стран СНГ и ЦВЕ)/М.Л.Трафимович//Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010.-№7.-С.39-47.
- Тур, А.Н. Инвестиционный климат Беларуси: возможности и перспективы/А.Н.Тур//Вестник БГЭУ. – 2010. -№5.-С.5-12.
- Ульянова, Н. Механизм повышения инвестиционной привлекательности Беларуси//Банк.вестник. – 2007. - №10. – с.20-23.
- Шмарловская, Г.А. Стратегия реформирования инвестиционного климата Республики Беларусь/Г.А.Шмарловская, Е.Н.Петрушкевич//Вестник БГЭУ. – 2010. - №2. – с.5-11.
- Ярошевич, В.И. Возможности Беларуси на международном рынке инвестиций/В.И.Ярошевич// Белорусский экономический журнал. – 2009. - №3. – С.47-56.
- Ярошевич, В.И. Иностранные инвестиции в процессе постсоциалистических преобразований/В.И.Ярошевич// Белорусский экономический журнал. – 2008. - №3. – с.64.
- http://www.government.by/ru/content/4217/print
- Иностранные инвестиции http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/finance2.php
- http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2012_1/12.pdf