Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа
Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
2) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
3) определить роль инвестиций на примере Республики Карелия
Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение…………………..……4
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития
рыночных отношений в России……………………………………………………………..6
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………..…… 9
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений
экономического развития…………………………………………………………………..13
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере
производственного инвестирования
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики……………………………………………….……..17
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные аспекты инвестиционной политики…………………………..……....…26
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики
федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия
Заключение …………….…………………………………………………………….…...…32
Список литературы …..………………………………………………….….…………...…33
С целью корректировки
курса экономических реформ и
решения задач выхода страны из острого
экономического кризиса в ноябре
1998г. был принят совместный документ
“О мерах Правительства Российской
Федерации и Центрального банка
Российского Банка по стабилизации
социально-экономического положения
в стране”, который исходил из
необходимости усиления вмешательства
в экономику, в том числе и
её инвестиционную сферу. В нем было
предусмотрено повышение
Были определены
приоритеты программ развития, через
которые должна была реализовываться
структурная и производственная
политика, но её реализация осложнялась
сохранением существующих экономических
условий; преодоление же сложившихся
экономических проблем
Так, продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направления экономического роста, также аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.
Новые программные
правительственные документы, официально
отражающие экономическую стратегию
государства (план действий Правительства
Российской Федерации в области
социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 гг. в основе которой
положена стратегия развития Российской
Федерации до 2010 года), декларируют
смену приоритетов
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности
Правительственными,
независимыми структурами, коллективами
ученых, отдельными специалистами разработаны
различные концепции
Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики.
3.1 Условия усиления
роли государства в
При анализе возможностей
усиления роли государства в инвестиционной
сфере следует учитывать, что
степень расширения государственного
участия имеет объективные
продолжениеВопрос
о принципах участия
При анализе данной
проблемы возникает также вопрос
о критерии достаточности инвестиций.
В среденесрочном периоде критерием
достаточности инвестиций может
служить такой объем
Между тем возможности
обеспечения приемлемой динамики экономического
развития во многом ограничены низкими
масштабами внутренних накоплений, снижением
капиталоотдачи вложений в реальном
секторе экономики. Очевидно, что
это особенности российской экономики
в ближайшее время будут
Данная специфика
воздействует и на формы участия
государства в инвестиционной деятельности.
Как отмечалось в рыночной экономике
роль государства как
В условиях, создавшихся
в российской экономике, при ориентированности
инвестиционной стратегии в целом
на перенос центра тяжести с государственного
инвестирования на формирование инвестиционной
среды, благоприятной для частных
инвесторов и перелива капиталов
посредством совершенствования
денежно-кредитных, налоговых, амортизационных
и иных методов, обе составляющие
государственной инвестиционной политики
(как государственное
3.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования.
При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.
Инвестиции в производство
инновационной продукции будут
способствовать формированию новых
направлений перетока капитала, повышению
его производительности и стимулированию
экономического роста. Точечный характер
этих инвестиций позволит добиться экономического
оживления при ограниченности инвестиционных
источников. Такой подход признан
мировой практикой испытанным способом
преодоления ограничителей
Высокую степень
приоритетности следует придать
эффективным программам развития жизнеобеспечивающих
отраслей и сфер народного хозяйства,
поддержки отечественных
Важным условием
эффективности государственной
инвестиционной политики является разработка
концепции структурной
В российской экономике
традиционно носителями конкурентных
преимуществ являются крупные производственные
комплексы. Именно крупные корпорации,
обладающие научно-техническим
Глава II
Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные
инвестиции и поддержка
Реализация задач
современного этапа экономического
развития требует более активной
поддержки инвестиционной сферы. При
этом значение государственного инвестирования
должно возрасти не столько с точки
зрения объема централизованных источников,
сколько с позиций
1.1 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.
Необходимость решения
этой проблемы дополняется тем, что
перекосы в государственной
В противном случае
не удастся сформировать основу для
проведения общегосударственной
При анализе вопроса
о возможностях государственной
инвестиционной поддержки производителей
нельзя учитывать крайнюю
Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов.
В российской экономике, как убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера не компенсировалось соответствующим увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив оно выступало одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.