Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.
Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск, связанный с принятием того или иного решения и так далее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь…………………………………………………….……………………
3 Инвестиционная привлекательность Белорусской экономики………………........................................................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Инвестицинная политика в РБ.docx

— 52.75 Кб (Скачать файл)

Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.

В республике разработана  новая концептуальная схема стратегии  инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.

 

 

3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ  ЭКОНОМИКИ

На сегодняшний  день задача привлечения иностранных  инвестиций возведена в ранг государственных. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики требует совместных усилий государств, заемщиков и банковского сектора. Анализ ситуации в денежно-кредитной сфере, бюджете и реальном секторе показывает, что использования только процентной политики явно недостаточно для того, чтобы эффективно понизить инфляцию, укрепить национальную валюту и поддержать реальный сектор экономики. Как показывает международный опыт, необходимо также проведение глубоких структурных реформ, а при отсутствии достаточных внутренних накоплений - привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в форме прямых вложений, а также иностранных кредитов.

Учитывая, что  для обеспечения конкурентоспособности  отечественных товаров и удержания национальными производителями рынков сбыта необходимо четкое управление затратами предприятия, остро стоит вопрос переоснащения производства и внедрения новых технологий. Для реализации этих задач необходимо изыскать соответствующие финансовые ресурсы. Традиционно такими источниками выступают как собственные средства организации (прибыль, амортизация), так и привлеченные ресурсы (кредиты банков, кредиторская задолженность, средства инновационных фондов, субсидии государства).

Одним из основных направлений экономической политики Республики Беларусь является улучшение  инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что с мая 2004 г. Беларусь стала восточной границей Европейского союза и интерес к республике со стороны зарубежных предпринимателей возрос. Размещая свои производственные мощности в Беларуси, иностранный инвестор получает прямой доступ к рынку республики и 10 миллион человек и к 200-миллионному комбинированному рынку стран Евразийского сообщества: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Для европейских и других зарубежных компаний это прекрасная возможность расширить масштабы и доходность своей деятельности.


Необходимо отметить, что объем инвестиций в значительной мере зависит от размера сбережений в экономике страны. В течение ряда лет инвестиционные процессы финансировались в Беларуси преимущественно за счет бюджетного финансирования и кредитования. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует; что по мере укрепления позиций национальной экономики главную роль в инвестиционных процессах начинают играть предприятия.

Таблица 1- Структура инвестиций в основной капитал, в %

 

 

2004

2005

2006

Инвестиции в основной капитал, всего

100

100

100

в том числе за счет

     

Республиканского и местных бюджетов

25,3

22,5

20,1

Инновационных фондов

5,8

6,4

5,8

Предприятий и организаций

47,1

47,4

57,4

Населения

17,3

19,6

12,5

Иностранных кредитов

4,6

4,1

2,8


 

 

В структуре инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь (таблица. 1) традиционно превалируют собственные (внутренние) источники, на долю которых приходится около 96—97 % всех вложений. Среди всех источников финансирования лидирующие позиции принадлежат средствам предприятия, доля которых на протяжении 2004-2006 гг. стабильно увеличивалась. И, напротив, доля централизованных источников (республиканский и местные бюджеты, инновационные и другие внебюджетные фонды) снижалась: с 31,1 % в 2004 г. до 25,9 % в 2006 г. На фоне положительной динамики инвестиций в основной капитал в целом по стране необходимо отметить незначительность и сокращение доли  инвестиций за счет иностранных заимствований с 4,6 в 2004 г. до 2,8 % в 2006 г.

В Республике Беларусь в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает созданный и успешно развивающийся сектор экономики, основанный на частных иностранных инвестициях. По состоянию на 1 января 2004 г., в республике работает около 3000 компаний, организованных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий создано с Россией (579), США (419), Германией (341), Польшей (320), Литвой (205). В уставные фонды зарубежные инвесторы перечислили около 600 млн дол. США.

Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП 000 «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП 000 «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.

Совместные и  иностранные компании вносят существенный вклад в некоторые показатели белорусской экономики. Инвестиции в основной капитал совместных и иностранных предприятий в 2006 г. составили более 340 млн дол. США или 11 % от общего объема национальных капиталовложений. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, экспортируя 17 % национального экспорта и импортируя 20 % республиканского импорта

Для повышения  инвестиционной привлекательности  страны в областных центрах и городе Минске созданы свободные экономические зоны, которые представляют территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам.

В республике проводится политика поступательного развития свободных экономических зон. Увеличивается  количество зарегистрированных и действующих резидентов, объемы производства, выручка и прибыль от реализации продукции, расширяются экспортно-импортные потоки, вводятся дополнительные рабочие места, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуется нормативно-законодательная база, регламентирующая их деятельность.

Одним из наиболее перспективных путей привлечения  иностранных инвестиций является участие  иностранных инвесторов в процессе приватизации.


 

 

 

Таблица 2- Инвестиции в Республику Беларусь по отраслям экономики, млн США

 

Отрасль экономики

2005

2006

Промышленность

329000,3

423530,7

Транспорт

68922,9

57173,6

Связь

168400,6

222567,8

Торговля и  общественное питание

393279,4

464613,2

Общая коммерческая деятельность

278264,4

292158,5

Отрасль экономики

2005

2006

Прочие отрасли

68589,4

57337,6

Итого

1306457

1517381,4

 

 

 

Анализ отраслевой структуры привлеченных в 2006 г. иностранных инвестиций в Республике Беларусь показывает, что в основном они сконцентрированы в четырех отраслях экономики: торговле и общественном питании, промышленности, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и связи.

Основными странами-инвесторами  в экономику Беларуси в 2006 г. стали Швейцария (518 млн США, или 34,1 % от общего объема поступлений), Россия (306,6 млн, 20,2 %), Германия (105,8 млн, 7 %), Великобритания (100,1 млн, 5,6 %), США (83,9 млн, 5,5 %). 78,5 % общего объема накопленного иностранного капитала пришлось на 10 стран (табл.3)

 

 

 

 

 

Таблица 3- Страны - основные поставщики иностранных инвестиций

 

 

Страна

Поступления за 2006 г.

Россия

306,6

Швейцария

518

Германия

105,8

Великобритания

100,1

США

83,9


 

 

Таким образом, Республика Беларусь находится на пересечении  железнодорожных и автомобильных  магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Так же экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономика страны находится  именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим  крахом. В этой связи осуществление  комплекса мероприятий по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внутренних и  внешних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными.

От развития коллективных инвестиций в Беларуси выигрывает все  население, поскольку с их помощью  увеличится приток капиталовложений в  экономику, что создаст условия  для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит – улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности  граждан сохранять и приумножать  свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к  рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения – финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников – акционеров. Они станут реально богаче.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в белорусскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать  благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И  речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола  властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении  долгосрочных капиталовложений.

Информация о работе Инвестиционная политика в РБ