Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа
Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.
Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск, связанный с принятием того или иного решения и так далее.
Введение…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь…………………………………………………….……………………
3 Инвестиционная привлекательность Белорусской экономики………………........................................................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………….
Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.
В республике разработана новая концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
На сегодняшний день задача привлечения иностранных инвестиций возведена в ранг государственных. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики требует совместных усилий государств, заемщиков и банковского сектора. Анализ ситуации в денежно-кредитной сфере, бюджете и реальном секторе показывает, что использования только процентной политики явно недостаточно для того, чтобы эффективно понизить инфляцию, укрепить национальную валюту и поддержать реальный сектор экономики. Как показывает международный опыт, необходимо также проведение глубоких структурных реформ, а при отсутствии достаточных внутренних накоплений - привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в форме прямых вложений, а также иностранных кредитов.
Учитывая, что
для обеспечения
Одним из основных
направлений экономической
Необходимо отметить, что объем инвестиций в значительной мере зависит от размера сбережений в экономике страны. В течение ряда лет инвестиционные процессы финансировались в Беларуси преимущественно за счет бюджетного финансирования и кредитования. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует; что по мере укрепления позиций национальной экономики главную роль в инвестиционных процессах начинают играть предприятия.
Таблица 1- Структура инвестиций в основной капитал, в %
2004 |
2005 |
2006 | |
Инвестиции в основной капитал, всего |
100 |
100 |
100 |
в том числе за счет |
|||
Республиканского и местных бюджетов |
25,3 |
22,5 |
20,1 |
Инновационных фондов |
5,8 |
6,4 |
5,8 |
Предприятий и организаций |
47,1 |
47,4 |
57,4 |
Населения |
17,3 |
19,6 |
12,5 |
Иностранных кредитов |
4,6 |
4,1 |
2,8 |
В структуре инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь (таблица. 1) традиционно превалируют собственные (внутренние) источники, на долю которых приходится около 96—97 % всех вложений. Среди всех источников финансирования лидирующие позиции принадлежат средствам предприятия, доля которых на протяжении 2004-2006 гг. стабильно увеличивалась. И, напротив, доля централизованных источников (республиканский и местные бюджеты, инновационные и другие внебюджетные фонды) снижалась: с 31,1 % в 2004 г. до 25,9 % в 2006 г. На фоне положительной динамики инвестиций в основной капитал в целом по стране необходимо отметить незначительность и сокращение доли инвестиций за счет иностранных заимствований с 4,6 в 2004 г. до 2,8 % в 2006 г.
В Республике Беларусь в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает созданный и успешно развивающийся сектор экономики, основанный на частных иностранных инвестициях. По состоянию на 1 января 2004 г., в республике работает около 3000 компаний, организованных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий создано с Россией (579), США (419), Германией (341), Польшей (320), Литвой (205). В уставные фонды зарубежные инвесторы перечислили около 600 млн дол. США.
Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП 000 «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП 000 «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.
Совместные и иностранные компании вносят существенный вклад в некоторые показатели белорусской экономики. Инвестиции в основной капитал совместных и иностранных предприятий в 2006 г. составили более 340 млн дол. США или 11 % от общего объема национальных капиталовложений. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, экспортируя 17 % национального экспорта и импортируя 20 % республиканского импорта
Для повышения инвестиционной привлекательности страны в областных центрах и городе Минске созданы свободные экономические зоны, которые представляют территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам.
В республике проводится политика поступательного развития свободных экономических зон. Увеличивается количество зарегистрированных и действующих резидентов, объемы производства, выручка и прибыль от реализации продукции, расширяются экспортно-импортные потоки, вводятся дополнительные рабочие места, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуется нормативно-законодательная база, регламентирующая их деятельность.
Одним из наиболее
перспективных путей
Таблица 2- Инвестиции в Республику Беларусь по отраслям экономики, млн США
Отрасль экономики |
2005 |
2006 | |
Промышленность |
329000,3 |
423530,7 | |
Транспорт |
68922,9 |
57173,6 | |
Связь |
168400,6 |
222567,8 | |
Торговля и общественное питание |
393279,4 |
464613,2 | |
Общая коммерческая деятельность |
278264,4 |
292158,5 | |
Отрасль экономики |
2005 |
2006 | |
Прочие отрасли |
68589,4 |
57337,6 | |
Итого |
1306457 |
1517381,4 | |
Анализ отраслевой структуры привлеченных в 2006 г. иностранных инвестиций в Республике Беларусь показывает, что в основном они сконцентрированы в четырех отраслях экономики: торговле и общественном питании, промышленности, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и связи.
Основными странами-инвесторами в экономику Беларуси в 2006 г. стали Швейцария (518 млн США, или 34,1 % от общего объема поступлений), Россия (306,6 млн, 20,2 %), Германия (105,8 млн, 7 %), Великобритания (100,1 млн, 5,6 %), США (83,9 млн, 5,5 %). 78,5 % общего объема накопленного иностранного капитала пришлось на 10 стран (табл.3)
Таблица 3- Страны - основные поставщики иностранных инвестиций
Страна |
Поступления за 2006 г. |
Россия |
306,6 |
Швейцария |
518 |
Германия |
105,8 |
Великобритания |
100,1 |
США |
83,9 |
Таким образом, Республика
Беларусь находится на пересечении
железнодорожных и
Заключение
Экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. В этой связи осуществление комплекса мероприятий по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внутренних и внешних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными.
От развития коллективных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит – улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.
Кроме того, расширятся возможности
граждан сохранять и
На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения – финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников – акционеров. Они станут реально богаче.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.