Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:57, доклад
После второй Мировой Войны Япония начала активно привлекать зарубежные капиталы на свою территорию, одна по-прежнему оставалось множество ограничений для поглощения прямых инвестиций. Только те компании, которые приносили в страну новые технологии и разработки, допускались до рынка; им было позволено создавать совместные предприятия с японскими компаниями, но с долей в уставном капитале не более 50%. Кроме того, японское правительство устанавливало правила для таких компании начиная с ее поведения, на рынке заканчивая внутриорганизационными вопросами. Например, совместные предприятия должны были избирать граждан Японии в качестве президента компании, а также иностранные инвесторы не обладали решающим правом голоса при принятии управленческих решений.
Послевоенная инвестиционная политика Японии:
После второй Мировой Войны Япония начала активно привлекать зарубежные капиталы на свою территорию, одна по-прежнему оставалось множество ограничений для поглощения прямых инвестиций. Только те компании, которые приносили в страну новые технологии и разработки, допускались до рынка; им было позволено создавать совместные предприятия с японскими компаниями, но с долей в уставном капитале не более 50%. Кроме того, японское правительство устанавливало правила для таких компании начиная с ее поведения, на рынке заканчивая внутриорганизационными вопросами. Например, совместные предприятия должны были избирать граждан Японии в качестве президента компании, а также иностранные инвесторы не обладали решающим правом голоса при принятии управленческих решений.
С одной стороны японское правительство надеялось привлечь и использовать иностранные инвестиции, но с другой стороны, они должны были применять ограничивающие действия, чтобы предотвратить монополизацию японских рынков иностранными оккупантами.
В течение послевоенного периода времени Япония была ориентирована главным образом на покупку иностранных облигаций и внедрение и новейших технологий. И почти ни одна компания не имела возможности пользоваться льготным положением в стране.
С конца 1990-х годов в Японии наблюдается глубокий экономических спад, который заставляет Государство привлекать иностранные инвестиции и идти на сотрудничество с транснациональными корпорациями, ослабив некоторые ограничения. После 1997 года в Японию вливалось все больше зарубежных прямых инвестиций, а следовательно создавалось больше компаний учрежденных иностранцами.
Японское расширение иностранных инвестиций были нацелены на приобретение торговых марок зарубежных производителей, а также на их технологии.
Режим Прямых иностранных инвестиций в Японию:
Основу правоотношений в области иностранных инвестиций в Японии составляет закон «О контроле за внешней торговлей и валютными операциями». Закон очерчивает круг субъектов, подпадающих под понятие иностранный инвестор, регламентирует виды деятельности, которые признаются в Японии иностранными инвестициями, и, наконец, определяет принципы и общий порядок допуска иностранных инвестиций на японский рынок. Еще одним важным нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере является закон 1992г. «О чрезвычайных мерах по содействию импорту и облегчению доступа прямых иностранных инвестиций в Японию», The Law on Extraordinary Measure for Promotion of Imports and Facilitation of Foreign Direct Investment in Japan.
Поскольку уровень ограничений при учреждении бизнеса, а также в процессе изменения форм осуществления деловой активности можно рассматривать как составную часть инвестиционного климата страны, то к инвестиционному законодательству Японии следует также отнести корпоративное законодательство. В 2005г. корпоративное законодательство Японии претерпело существенные изменения, целью которых было упрощение процедуры открытия предприятия и как результат – повышение инвестиционной привлекательности страны.
Коммерческий кодекс, как часть системы корпоративного права Японии, несколько раз претерпевал изменения, последнее и наиболее существенное из них – принятие нового корпоративного закона Японии. Принятый в янв. 2005г. и введенный в действие в 2006г. новый корпоративный закон, является результатом системного (коренного) пересмотра существующих законов, определяющих корпоративные формы деловой активности. До принятия корпоративного закона система норм корпоративного права Японии основывалась на положения коммерческого кодекса (Commercial Code), закона об обществах с ограниченной ответственностью (Yugen Gaisha Law) и некоторых других. Корпоративный закон «связал» все эти законы в единое целое, т.е. была произведена систематизация японского законодательства в сфере корпоративного регулирования, осуществленная в форме кодификации. В результате систематизации были окончательно устранены существующие только формально правовые конструкции. Пересмотр норм корпоративного права является законодательным оформлением особенностей складывающихся в современной Японии корпоративных от ношений в условиях глобализации корпоративной активности, а также произошедших изменений социально-экономической ситуации в стране.
Существует четыре основных преимущества нового правового регулирования корпоративных отношений:
упрощение процедуры учреждения новых компаний;
большая гибкость правил менеджмента в акционерных компаниях;
введение новой организационно-правовой формы юридического лица и новой формы ведения бизнеса;
упрощение процессов реструктуризации компаний.
Упрощение учреждения новых компаний выразилось в том, что корпоративный закон устранил некоторые правила и ограничения, относящиеся к минимальному размеру уставного капитала, обязательному подтверждению банком факта внесения суммы минимального уставного капита ла в виде депозита, а также требование о проверке схожести торгового наименования. Отменены требования о минимальном капитале в 10 млн. иен для Kabushiki_Kaisha (акционерное общество) и 3 миллиона для Yugen_Kaisha (общество с ограниченной ответственностью). Учитывая тот факт, что в результате специальных мер, проведенных законами 2003г. с целью увеличения числа новых предприятий и позволявших создавать новые предприятия с уставным капиталом в 1 иену (при условии, что капитал будет увеличен в течение пяти лет), в Японии было создано 24 000 новых компаний, можно предположить, что окончательная отмена корпоративным законом требований о минимальном уставном капитале будет способствовать значительному упрощению создания новой компании и, как следствие, увеличению деловой активности. Предполагается, что с отменой требования об обязательном подтверждении банком внесения денежных средств на депозит и требования о проверке схожести торгового наименования также упростится процедурная составляющая создания нового юридического лица.
Другие изменения касаются открытия филиала иностранной компанией. Ранее нормами японского законодательства предусматривалось требование
о наличии у каждого лица, представляющего японское отделение иностранного юридического лица, местопребывания в Японии (Japanese residency). По новому закону данное требование распространяется только на представителя (главу) филиала. Корпоративный закон для расширения возможностей деловой активности ввел новые организационно-правовые формы, ранее не известные японскому законодательству: Godo Gaisha или
японский тип компании с ограниченной ответственностью (Japanese_style limited liability company (LLC) и партнерство с ограниченной ответственностью (limited liability partnership (LLP). Последнее не имеет корпоративного статуса, т.е. не является юридическим лицом. LLC была смоделирована на основе форм коммерческих организаций с ограниченной ответственностью, существующих в США и Великобритании. Форма является гибридом, сочетающим, с одной стороны, свойства корпорации, в которой посредством ограниченной ответственности защищаются права ее членов, и, с другой стороны, свойства партнерства, допускающего большую гибкость в установлении внутренних правил, касающихся распределения права голоса среди менеджмента и соглашений о разделе прибыли.
Японии большинство отраслей экономики либерализовано и открыто для прямых иностранных инвестиций. Закон «О контроле за внешней торговлей и валютными операциями», являющийся основным нормативным правовым актом, регламентирующим общие правила допуска иностранных инвестиций вне зависимости от инвестируемой отрасли, проводит различие между прямыми иностранными инвестициями и портфельными инвестициями, устанавливая различный правовой режим допуска инвестиций на японский рынок в зависимости от того, является ли инвестиция прямой или портфельной. Как правило, при прямых иностранных инвестициях представление последующего уведомления является необходимым и достаточным условием для осуществления большинства видов деловой активности. Вместе с тем, в отраслях промышленности, в которых деятельность иностранных инвесторов может привести к угрозе национальной безопасности, нарушению общественного порядка, причинить вред общественной безопасности или иметь серьезное негативное влияние на
национальную экономику, например, в сельском хозяйстве, лесной и рыбной промышленности, перерабатывающей промышленности, производстве кожи, самолетов, оружия, ядерной энергетике, развитии космоса, императивным правилом является подача предварительного уведомления. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии приступило в 2006г. к рассмотрению вопроса о расширении критериев обязательного уведомления государственных органов при приобретении японских предприятий иностранными компаниями.
Система уведомлений призвана не допустить бесконтрольной утечки за границу технологий, которые могут быть использованы в военных или террористических целях. Согласно закону «О контроле за внешней торговлей и валютными операциями», уведомление подается в случае, если иностранный инвестор приобретает 10% акций японской компании. Если МЭТП и министерство финансов приходят к выводу, что в результате сделки появляется риск утечки технологии за границу, либо возможны иные формы ущемления национальных интересов Японии, они могут своим постановлением потребовать изменения содержания сделки или ее приостановления.
Согласно результатам опроса, проведенного Организацией по содействию внешней торговле в марте 2006г. среди иностранных компаний, почти 50% респондентов ответили, что «высокая стоимость рабочей силы и высокие цены на землю» являются преградой для иностранных инвестиций в Японию. В «Белой книге по торговле», опубликованной в 2006г. МЭТП Японии, подчеркивается, что причиной сокращения иностранных инвестиций также являются высокие издержки производства и сложность в обеспечении предприятий квалифицированными кадрами.
В международной практике принято, что при покупке крупных иностранных компаний не обязательно выплачивать огромные суммы денежных средств. Процесс слияния и поглощения происходит путем обмена акциями. В Японии же это возможно только между национальными компаниями.
В целях более равномерного распределения притока иностранного капитала по территории страны и стимулирования развития регионов за счет создания новых производств в Японии создана система специальных Зон развития импорта. На Зоны развития импорта распространяется действие специальных льготных условий, включающих снижение налогов на недвижимость и основные средства, специальные скидки на амортизацию, освобождение от специальных налогов на владение землей. К территориям с особым экономическим статусом в Японии можно отнести «зоны свободного импорта» (foreign access zones (ЗСИ), «зоны свободной торговли» (special free trade zones (ЗСТ) и «города науки» технополисы.
Финансирование создания ЗСИ осуществляется как из бюджета местных органов власти, так и за счет частного сектора. Наиболее распространенными формами деловой активности в ЗСИ являются развитие складского хозяйства, сооружение и обеспечение деятельности выставочных павильонов, мощностей по перевалке грузов, что помогает работе оптовых и розничных продавцов, а также компаний, занимающихся первичной обработкой продукции, закупаемой в других странах.
В Японии созданы и функционируют 23 ЗСИ префектурального или городского подчинения. Их финансирование осуществляется главным образом местными властями и предпринимателями, рассчитывающими на значительное увеличении объемов как морских, так и воздушных перевозок.
В Японии также действуют такие разновидности ЗСТ, как «бондовые зоны» (таможенные склады, на которых хранятся товары с неуплаченной пошлиной) пяти категорий.
1. Бондовые зоны, в ведении министерства финансов. Иностранные грузы в этих зонах могут быть выгружены, транспортированы и хранимы в течение месяца. Эти территории используются на период заполнения таможенных документов. Ими может воспользоваться любой участник ВЭД за установленную плату.
2. Бондовые ангары, в ведении начальника таможни и выполняющие те же функции, что бондовые зоны.
3. Таможенные склады, где иностранные грузы могут храниться в течение двух лет (при наличии специального разрешения и больший срок). В течение всего времени пока груз хранится он не облагается таможенной пошлиной.
4. Бондовые предприятия, где разрешено производить товары из иностранных материалов, не уплачивая за них таможенную пошлину.
5. Бондовые выставочные зоны – специально отведенные территории для проведения международных выставок (находятся в ведении начальника таможни).
Инвестиции внутри страны:
В Японии, как и во многих других индустриальных стран, наблюдается тенденция к постепенному снижению нормы накопления. Данная тенденция характерна как для сектора государственных сбережений, так и для сектора домашних хозяйств.
Государственные сбережения являются суммой сбережений правительства и фондов социального обеспечения (ФСО). Норма сбережений фондов социального обеспечения является относительно стабильной, колебания нормы правительственных сбережений почти целиком определяют тенденции в области государственных сбережений. Крупнейшей статьей правительственных доходов являются налоговые поступления, которые зависят от состояния экономики и уровня установленных налогов. Другим важным детерминатором объема сбережений правительства являются его расходы, которые во многом зависят от характера его финансовой политики.
Особенностью японской модели сбережений домашних хозяйств является тот факт, что значительная их часть аккумулируется на банковских депозитах, из которых существенная доля принадлежит почтово-сберегательному банку. В конце 2006г. на банковских депозитах было сосредоточено 700 трлн. иен личных средств населения. В этой связи одной из основных задач правительства является максимально эффективное использование данных средств, являющихся основным перспективным источником национального капитала.
Почтовые сберегательные и страховые счета граждан, остатки на счету государственных базовых пенсий и облигации, выпускаемые под гарантии государства учреждениями и предприятиями являются важными источниками финансирования инвестиционной политики государства, осуществляемой через программу госзаймов и инвестиций («дзайто»). Данная программа создавалась для финансирования крупномасштабных проектов развития инфраструктуры, в которых частный сектор не имеет прямого коммерческого интереса. Активно кредитуя конкретные отрасли под низкий процент, государство дает «сигнал» частным кредитным институтам относительно направлений отраслевой политики, как бы приглашая их следовать за собой. Кредитование государственным институтом той или иной отрасли или группы предприятий уменьшает кредитный риск и свидетельствует об их перспективности и надежности в качестве деловых партнеров. К процессу присоединяются частные кредиторы, в результате чего происходит многократное увеличение объемов кредитования.