Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:13, курсовая работа
Цель работы: оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и инвестиционной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты инвестиционной деятельности.
2.Изучить инвестиционную ситуацию в РФ.
Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности........................5
1.1. Основные принципы инвестиционной политики. .............................................5
1.2. Внутренние источники инвестиций.....................................................................7
2. Инвестиционная ситуация в РФ. ...........................................................12
2.1. Анализ инвестиционной ситуации, складывающейся в рамках российской экономики в условиях привлечения прямых зарубежных инвестиций.................12
2.2. Инвестиционный потенциал российских регионов: перспективы инвестиционной активности......................................................................................15
Заключение..................................................................................................22
Список используемых источников............................................................24
2.2. Инвестиционный потенциал российских регионов: перспективы инвестиционной активности.
В последнее время происходящие в России
радикальные социально-экономические
преобразования приобретают всё большую
региональную направленность. Ниже рассмотрим особенности
инвестиционного процесса и меры, предпринимаемые
для его оживления, в отдельных округах
и областях РФ. [12]
Центральный федеральный округ (ЦФО). Здесь
расположено большинство российских предприятий
ВПК и научных центров. Хотя его площадь
(650,7 тыс.кв. км) составляет менее 4 % территории
России, в нём проживает почти четверть
населения страны, при этом почти 79% его
жителей – горожане. Субъекты РФ, входящие
в ЦФО, прежде всего заинтересованы
в развитии отраслей, представленных в
разных областях округа: в Курской, Костромской,
Смоленской, Тверской и Рязанской это
электроэнергетика; в Белгородской и Липецкой
– черная металлургия; в Брянской, Владимирской,
Калужской, Тульской, Ярославской – машиностроение.
Общей проблемой для всех областей является
необходимость восстановления разорванных
в начале 90-х годов кооперационных связей
между областями округа. На территории
ЦФО представлены интересы всех крупнейших
финансово-промышленных групп (ФПГ) и компаний,
часто конкурирующих между собой без учёта
интересов округа и его регионов. Несогласованность
и слабость позиций ряда региональных
и местных властей приводит к «непрозрачной»
борьбе за инвесторов с предоставлением
необоснованных налоговых льгот, отсрочек
от уплаты местных и даже федеральных
налогов. В структуре капиталовложений по источникам
финансирования значительный удельный
вес в ЦФО занимают собственные средства
предприятий. Это сдерживает рост предприятий,
поскольку сумма собственных средств,
как правило, недостаточна для реализации
серьёзных инвестиционных проектов или
модернизации производства. В целях организаций
системы привлечения инвестиций и управления
ими в интересах межрегионального развития
недавно было предложено создать некоммерческое
партнёрство «Инвестиционное агентство
ЦФО» Воронежская область. Эта область с богатейшими чернозёмами,
высокотехнологичной промышленностью
и развитой наукой за последние годы фактически
стала банкротом. В ней почти не осталось
инвестиционно привлекательных предприятий.
Поскольку область существует в едином
экономическом пространстве страны, нужны
согласованные действия «сверху и снизу».
Сегодня главное богатство области –
чернозём не используется должным образом:
более 1 млн. га пахотной земли не обрабатываются,
а на остальных площадях урожайность упала
до 12-14 ц. с гектара. Но область не в состоянии
самостоятельно освоить эти земли на современной
агротехнической основе. Администрация
области готова предоставить необрабатываемые
пахотные земли в бесплатное пользование
любому, кто готов организовать на них
сельскохозяйственное производство. Мэр
Москвы готов найти инвестиции для производства
продовольствия в Воронежской области,
тем более что отечественные продукты
пользуются всё большим спросом у населения.
Мурманская область. [13] По оценке Комитета экономической
политики Мурманской области, в 2009г.
Объём инвестиций в основной капитал за
счёт всех источников составил 8,35 млрд.
руб.. наиболее масштабные инвестиционные
программы развёрнуты на предприятиях
ориентированного на экспорт горно-металлургического
комплекса. Основной источник финансирования
инвестиций (более 70%) – собственные средства
предприятия.
Санкт-Петербург и Ленинградская область. По
оценке экспертов, в 2010 г. признаков инвестиционного
бума в Санкт-Петербурге не наблюдалось,
был лишь восстановлен докризисный уровень
инвестиций.
В последнее время отмечается всё большее
смещение инвестиций из Санкт-Петербурга
в Ленинградскую область, поскольку для
проектов, связанных с новым строительством,
там легче можно получить земельные участки.
Наиболее крупными инвестиционными проектами
на территории Ленинградской области
являются сборочные производства Ford и Caterpilla
Республика Коми. За девять месяцев 2002 года объём
инвестиций в предприятия республики
превысил 9 млрд. руб.. наиболее инвестиционно
емкими предприятиями Коми являются «Севергазпром»
- дочерняя структура «Газпрома», нефтяная
кампания «Коми ТЭК», Сыктывкарский лесопромышленный
комплекс, а также ряд лесозаготовительных
компаний. Примером крупных иностранных
заимствований под инвестиционные проекты
может служить Сыктывкарский ЛПК, который
в 1999 г. получил от австрийского банка под
гарантии американского Eximbank кредит в 54 млн. долларов на реконструкцию
бумаго и картонодетальных машин. На территории
Коми имеются большие запасы угля, недавно
началась разработка Средне-Тиманского
месторождения бокситов. И если освоение
и существование Печорскго угольного
бассейна во многом зависит от планов
федерального правительства, то бокситовый
проект обещает стать привлекательным
и для частных инвестиций. Сегодня инвестиции
в него осуществляет Сибирско-Уральская
алюминиевая компания. Компания «Лукойл» будет увеличивать
объем инвестиций в Республику Коми,2014г.
Самарская область. [14]По экономическому потенциалу
и перспективам развития область занимает
одно из ведущих мест в РФ. Немалые конкурентные
преимущества обеспечивает области её
географическое положение. По оценкам
инвестиционной привлекательности, Самарская
область постоянно входит в первую пятёрку-десятку
российских регионов. В январе – апреле 2014 года социально-экономическая
ситуация в Самарской области характеризуется
позитивной динамикой развития инвестиционно-
строительной сферы и агропромышленного
комплекса. Относительно благоприятная
ситуация складывается во внешнеэкономической
деятельности. Растет среднемесячная
заработная плата населения. Вместе с
тем отмечено снижение промышленного
производства, хотя темпы снижения по
сравнению с началом года замедляются. Но
по данным 2014 г. Самарская область в течение
двух ближайших лет не сможет наращивать
объем капиталовложений. Бюджетные инвестиции
из региональной казны будут снижаться.
Новосибирск. В этом городе сосредоточено
много предприятий машиностроения, в которых
наблюдается настоящий инвестиционный
бум. Отмечая инвестиционный подъём в
области машиностроения, специалисты
обращают внимание на изменившееся отношение
к техническим вузам города – руководители
предприятий начинают вкладывать деньги
в образование. В настоящее время в Новосибирске
чётко обозначился сформировавшийся спрос
на обновление основных фондов.
Ханты-мансийский автономный округ. Округ занимает первое место
в РФ по добыче нефти, второе - по выработке
электроэнергии, третье – по добыче газа.
Он является вторым после Москвы донором
федерального бюджета. Все программы социально-экономического
развития округа реализуются за счёт финансовых
ресурсов, остающихся в его распоряжении
после отчислений в федеральный бюджет.
Решению проблем округа способствует
сложившаяся на мировых рынках конъюнктура
в отношении главной продукции округа
– нефти. Доля ТЭКа в экономике округа
составляет 97%. За последние годы нефтедобыча
упала в 2 раза, время «лёгкой», дешёвой
нефти уходит, конъюнктура мировых цен
нестабильна. Но даже несмотря на падение
добычи, в округе добывается 58% российской
нефти, или 5% мировой. Самым глобальным проектом является
переоснащение Уренгойской ГРЭС, которая
планируется осуществить с участием нефтяных
и газовых компаний. В округе есть и другая
альтернатива нефти: здесь заготавливалось
до 13 млн. куб. м древесины, которая поставлялась
нераспиленной. В округе работают основанный
в 1992 г. Ханты-мансийский банк (ХМБ), а также
4 филиала иногородних банков. [15]
Республика Татарстан. Сегодня Татарстан пытается
сформировать социально ориентированную
рыночную, но регулируемую государством
экономику. За последние 10 лет по объёму
промышленной продукции Татарстан переместился
с 13 на 4 место после тюменской области,
Москвы и Красноярского края. Сегодня
он входит в первую тройку наиболее инвестиционно
привлекательных регионов РФ. В последнее
время в Татарстане наблюдается всплеск
инвестиционной активности.
Как
показывают представленные выше материалы,
несмотря на различия условий в различных
областях и регионах РФ, все они сталкиваются
со сходными проблемами, от решения которых
зависит возобновление и ускорение инвестиционного
процесса. Прежде всего решение этих проблем
связано с существенным улучшением инвестиционного
периода для отечественных и иностранных
инвестиций. Как считают некоторые специалисты,
если государство не будет проводить разумную
и активную промышленную, инвестиционную,
налоговую и научно-техническую политику,
то темпы экономического роста при существующем
потенциале регионов не превысят в ближайшие
годы 2,5-3%, и опасность углубления кризиса
станет реальной. Ликвидировать эту опасность
можно только при совместном и результативном
сотрудничестве власти и бизнеса. Анализ
макроэкономической ситуации и инвестиционной
политики последних лет позволяет сделать убеди
Главная трудность экономических прео
Чтобы улучшить инвестиционны
Изучение мирового опыта орг
Расходы
Бюджета развития направляются:
во-первых, на прямые инвест
во-вторых направление расходов Бюджета развития - кредитование экспортных операций, включая пополнение оборотных средств такие кредиты также должны предоставляться по конкурсу на срок до одного года.
в - третьих направление - капитальные вложения на мероприятия, связанные с санацией предприятий распределение средств по предприятиям также имеется в виду проводить на конкурсной основе.
в - четвертых направление - покрытие
Улучшение инвестиционного кл
Прежде всего о новом На
использования предприятиями
осуществляется
вне Государственной инвестиционной программы, а
России
действительно нужны инвестиции, но не
просто максимализация их объёма, а эффективные
инвестиции. Такой эффект будет зависеть
от выбранных инвестиционных проектов
к финансированию за счёт средств Инвестиционного
Фонда России. Учитывая, что в России ещё нет
достаточного опыта реализации инвестиционных
проектов на условиях государственно-частного
партнёрства, механизм государственной
поддержки проектов в рамках Инвестиционного
Фонда будет постоянно совершенствоваться
с учётом результатов его функционирования
и полученного при реализации проектов
опыта. В рамках проведения финансово-бюджетной
политики, ориентированной на увеличение
ВВП, подавляющая часть государственных
финансовых резервов должна быть направлена на
стимулирование долгосрочного экономического
роста. При этом стабильность «правил
игры» и предсказуемость их изменения
являются ключевым условием устойчивого
экономического роста. [16]
Заключение
В настоящее время Россия занимает
по привлечению инвестиций далеко не первое
место. В развивающиеся рынки ежегодно
инвестируются свыше 500 млрд. долларов
США. Мы же получаем чуть менее 5 млрд. долларов ежегодно.
Менее 1% - это, конечно же, несопоставимые
масштабы инвестиционной активности по
сравнению с тем, каким потенциалом мы
обладаем. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный
показатель с точки зрения тех темпов
социально-экономического развития, которые
необходимы Российской Федерации для
того, чтобы вернуть себе достойное место
среди развитых государств мира. Для модернизации
реального сектора отечественной экономики
необходимы ежегодные инвестиции в объеме
до 100 млрд. долларов.[6] Экспорт нефти и газа, внутренние
источники накопления такого уровня инвестиций
дать не могут. Поэтому активная интеграция
России в мировые рынки – в первую очередь,
в рынки капитала – рассматривается Правительством
РФ как приоритетная задача государственной
инвестиционной политики. Наиболее существенную
роль в повышении интереса иностранных
инвесторов к нашим проектам помимо макроэкономических
факторов такие составляющие инвестиционного климата,
как налоговое законодательство, реструктуризация
банковской системы, решительная позиция
правительства по выработке законодательства,
гарантирующего и обеспечивающего права
инвесторов. Хочется верить, что при сохранении нынешней
динамики преобразований Россия в ближайшее
время станет страной с благоприятными
условиями для ведения бизнеса, строгим
соблюдением прав и законных интересов
собственников. При достижении этой цели
наша страна станет не только привлекательным
реципиентом иностранных инвестиций,
но и более тесно интегрируется в международную
экономическую и политическую систему. Правительством
Российской Федерации будет продолжена
целенаправленная политика по выработке
и реализации мер, обеспечивающих равенство
условий конкуренции; развитие финансовой
инфраструктуры и иных условий стабильного
развития экономики, причем проводиться
данная политика будет с учетом мнений
граждан, иностранных и российских бизнесменов.
Список используемых источников
1) Российская банковская энциклопедия, под редакцией Лаврушина О.И.,т.6
2) Авдокушин Е. Ф. Международные
экономические отношения: Учеб. для вузов
- М.: Юристъ, 2009.- 368 с.
3) Адрианов
В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный
потенциал, - М.: Национальный Фонд подготовки
кадров, 2010.
4) Анисимов
С.А. Бюджетная политика как источник экономического
роста // Финансы. 2012. №5. С. 16.
5) "Большой
экономический словарь". М.,
6) Виленский
Г.Л. Оценка эффективности инвестиционных
проектов. М.: Финансы и Статистика, 2010
7) Гитман
Л. Дж., Джон М.Д. Основы Инвестирования
/пер. с англ., М.: Дело 2011.
8) Глазьев
С. "Стабилизация и экономический рост"
М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2009 .
9) Доклад
о мировых инвестициях 2010. Прямые иностранные
инвестиции и проблема развития: Обзор/Конф.
ООН по торговле и развитию. – Нью-Йорк;
Женева: ООН, 2010 – VI, 92 с. – Библиогр.: с. 85-91.
10) Жаркова
Н. Республика Коми // Эксперт. – М., 2013 -
№42
11)Жуков
М.И. Воздействие капитальных расходов
бюджета на экономический рост // Финансы
и Кредит. 2010. №6. С.52.
12)Зубченко
П.М. Инвестиционный потенциал России.
М., 2002.
13)Иностранцы
предпочитают российское // Аргументы
и Факты.- М., 2001. - №17. – С5.
14)Иностранные
инвестиции в России: современное состояние
и перспективы./Под редакцией И.П. Фаминского.
- М: Международные отношения - 2005.
15)Инвестиционная
деятельность: Сб. законодат. актов: Офиц.
текст по сост. на 1 сент. 2000 г.- М.: Юрист, 2000.- 34 с.
16)Инвестиционный
климат в России //общество и экономика.-
М., 2004.-№12. – С 175-231.