Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:30, контрольная работа
Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий. С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения
Иностранным инвесторам запрещено осуществлять инвестиции, затрагивающие национальную безопасность Китая, причиняющие ущерб социально-экономическому развитию страны и общественным интересам, загрязняющим окружающую среду.
Как сообщается, за годы после начала проведения в Китае политики реформ и открытости объем освоенных Китаем иностранных инвестиций превысил 700 млрд. долларов. Свыше 100 отраслей индустрии услуг Китая открыты для зарубежного капитала.18
Важным
фактором, обусловливающие приток
ПИИ в Китай является быстро
развивающаяся экономика
По опубликованным оценкам, в рейтинге всемирного индекса инвестиционной уверенности привлечения иностранных инвесторов в 2002 году, ежегодно составляемом консалтинговой фирмой А.Т. Kearney, первое место занимает Китай, опередивший бессменного лидера – США. Ключевыми факторами этого успеха авторы индекса называют стабильную политическую обстановку, вступление страны в ВТО и успех в конкурсе на проведение Олимпийских игр 2008 года Предпринимателей не смутило ни состояние банковской системы, пораженной проблемными долгами, ни сомнительная государственная статистика. «Большинство опрошенных говорили, что Китай дает им то, что они особенно ценят: размер рынка и последовательную политику государства по поддержке бизнеса» сказал Пол Лодисина, вице-президент A.T. Kearney и главный координатор проекта19.
По мнению многих экономистов, в частности российских, к важным факторам для зарубежных инвесторов при размещении своих капиталов в других странах необходимо относить размер рынка. Китай, население которого составляет 1,3 млрд. человек20, является страной с огромным потенциалом рынка. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай, прежде всего, чтобы занять этот рынок, а затем уже извлекать прибыль. Такой стратегии придерживаются инвесторы США.
Особенностью деятельности компаний США в КНР является реализация продукции, произведенной на предприятиях с участием американского капитала, на территории самого Китая. Для инвестиционной политики фирм Японии основной фактор вложения капиталов в экономику Китая – дешевая и высококвалифицированная рабочая сила, а также низкие издержки производства.
Вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) - фактор значительного повышения интереса транснациональных корпораций к долгосрочному инвестированию в Китае. Это обусловлено следующими причинами:
- во-первых, вступление в ВТО приводит к радикальному изменению инвестиционной среды в целом для зарубежных инвесторов. Китай, соблюдая принципы ВТО и выполняя соответствующие соглашения, перестраивает нормативно—законодательную базу, регулирующую вопросы международных отношений и обеспечивающую систему защиты собственности иностранных инвесторов в Китае. С начала 2002 года Китай снизил импортные пошлины на 5000 видов товаров с 15,3% до 12%, отменил лицензии на объем импорта зерновых, овечьей шерсти, удобрений и т.д.;
- во-вторых, вступление Китая в ВТО расширяет сферу деятельности ТНК. Разрешение транснациональным корпорациям осуществлять капиталовложения в китайскую экономику в форме слияния и поглощения - одной из самых распространенных форм инвестирования в мире - позволяет им более широкомасштабно инвестировать капитал в китайскую экономику. Открытие для ПИИ таких сфер, как банковское дело, страхование, электронные коммуникации, фондовый рынок, туризм и др., создают более обширное пространство для инвестирования ТНК;
- в-третьих, после вступления Китая в ВТО китайские экспортные товары смогут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, льготами по снижению таможенных пошлин и отмене нетаможенных барьеров, получить больше возможности для развития торговли, для подъема национальной обрабатывающей промышленности21.
Необходимо
обратить внимание на то, что динамика
иностранных инвестиций в Китай
отличается от тенденций, связанных
с движением международных
Подобная закономерность обусловлена, следующим:
- во-первых, несмотря на спад мировой экономики в последние годы, китайская экономика стабильно растет, поэтому Китай стал выгодным местом вложения иностранных инвестиций. В 2001г. прирост ВВП Китая составлял около 7,3%, т.е. был в три раза выше, чем в экономически развитых странах. Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США;
- во-вторых, по данным китайских и западных специалистов, новое изменение промышленной структуры в мировом масштабе эффективно влияет на привлечение иностранных инвестиций в Китай. Стабильный рост экономики зависит в настоящее время не столько от научно-технического прогресса, сколько от снижения издержек и расширения рынка.23 Это вызвало изменения направленности инвестиций в глобальном масштабе. В развитых странах рынок относительно насыщен, и требуется выход на новые рынки. Все это предоставило Китаю хороший шанс привлечь иностранные инвестиции;
- в-третьих, когда улучшалась ситуация инвестирования в мире, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китае не вызывали притока зарубежного капитала, но когда ситуация инвестирования в мире ухудшалась, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китай проявлялись весьма заметно;
Политика
Китая на привлечение иностранных
инвестиций остается необратимой, страна
продолжит расширять сферу
Отсюда,
однако, не следует, что в Китае
все проблемы, связанные с формированием
инвестиционного климата и
Инвесторы
продолжают сталкиваться с отсутствием
прозрачности, непоследовательно
Противоречив
механизм урегулирования споров, ни один
из которых не независим от правительства.
Правительство часто
Широкая открытость внешнему миру влечет усиление зависимости национальной экономики от мировой. Это становится особенно опасным в моменты резких колебаний мировой конъюнктуры. Многие иностранцы, пострадавшие от кризиса, закрывают свои предприятия.
С самого
начала политики реформ Пекин делал
ставку на использование своего основного
сравнительного преимущества - гигантских
ресурсов дешевой рабочей силы для
производства дешевых товаров на
экспорт. Такие товары поставляют прежде
всего предприятия с
Китай предлагает инвесторам комплексную систему стимулов на национальном, региональном и местном уровнях. В особых экономических зонах (ОЭЗ) в Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Сямынь и Хайнань, 14 прибрежных городах, зонах развития для инвесторов сокращаются национальные и местные подоходные налоги, сборы землепользования и импортные, экспортные пошлины, а также в приоритетном порядке в получении базовых инфраструктурных услуг. Многие предлагают высокий уровень поддержки и услуг для предприятий. Китайские власти также создали целый ряд свободных портов. Наконец, Китай обладает многочисленными национальными парками науки. В наукопарках обеспечена инфраструктура, управление и финансирование поддержки для начинающих иностранных фирм.
В декабре
2003 года Всемирный Банк (ВБ) опубликовал
рапорт на тему «Улучшение инвестиционного
климата и повышение
Рейтинг
200 наиболее привлекательных для
инвестиции городов рассчитывался
согласно «жесткому» и «мягкому»
индексам. Вице-президент ВБ Кейт Серра
отметила, что «жесткие индексы» подразумевают
объекты инфраструктуры, предназначенные
для обеспечения
В рапорте 2003 года Всемирный Банк выделил требования инвесторов к инвестиционному климату: стабильная макроэкономика и политическая обстановка, стабильная внешнеторговая инвестиционная политика, эффективная система государственного контроля и надзора, гибкость отношений между работодателями и рабочими, эффективность и прозрачность финансирования и системы налогообложения, а также эффективность исполнения соответствующих законов и нормативных актов в сферах экологии, безопасности, здравоохранения и других областях, количество и качество инфраструктуры в электроэнергетике, в сфере транспорта, коммуникаций и банковского обеспечения. Для оценки инвестиционного климата были использованы индексы развития инфраструктуры, ограничения возможности выезда за границу, уровень технической квалификации на рынке рабочей силы, степень интеграции в мировой рынок, доля частных инвестиций, налоговой нагрузке, правовой эффективности и финансировании. Позиции всех городов были определены с учетом вышеперечисленных факторов.28
Публикуемые
Всемирном банком «Обзоры инвестиционного
климата» свидетельствует, что Китай
создал в основных промышленных центрах
такой инвестиционный климат, которому
многие развивающиеся страны могут
лишь завидовать, и это относится
не только к уровню зарплат и ставкам
валютного курса. Как показывают
названные исследования, в ведущих
индустриальных центрах издержки, вызванные
недостатком инфраструктуры, преступностью,
взяточничеством, правовым регулированием
и трудностями обеспечения
Государство
поощряет иностранных инвесторов за
участие в китайских