Инвестиционный климат и его составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сущности инвестиционного климата, изучение его составляющих, а также исследование управления им в России. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность инвестиционного климата как экономической категории и исследовать его составляющие;
- выявить факторы, влияющие на инвестиционный климат;
- проанализировать сложившиеся инструменты формирования привлекательности инвестиционного климата;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы формирования инвестиционного климата…………5
1.1.Инвестиционный климат как экономическая категория и его составляющие……………………………………………………………………..5
1.2.Факторы, влияющие на инвестиционный климат…………………………11
1.3.Анализ сложившихся инструментов формирования привлекательности инвестиционного климата………………………………………………………13
2.Анализ инвестиционного климата Российской Федерации на современном этапе развития и возможности его улучшения………………………………...20
2.1.Оценка состояния инвестиционного климата РФ ……………...................20
2.2.Анализ влияния внешней среды на инвестиционный климат региона……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………...............33

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат.docx

— 133.41 Кб (Скачать файл)

Следующую группу инструментов, способствующих формированию привлекательного инвестиционного климата, составляют финансовые инструменты, основными формами которых являются субвенции и субсидии из бюджетов различных уровней, бюджетные кредиты и кредиты под низкие проценты, и предоставление государственных гарантий инвесторам. Данные инструменты применяется во многих субъектах РФ, таких как Республика Татарстан, Томская область и др.

Как правило, основная часть выделяемых таким образом средств приходится на сферы, которые нуждаются в специальной помощи государства. Но такая поддержка обычно предоставляется при условии, что наряду со средствами, которые выделит государство, в проект будет вложена значительная сумма из частных источников. Такими сферами обычно являются9:

         - освоение конкретных регионов страны, как правило, депрессивных;

         - развитие отсутствующих в стране отраслей промышленности;

         - создание объектов инфраструктуры;

         - поддержка НИОКР и др.

Последнюю группу инструментов составляют нефинансовые инструменты или инструменты, связанные с организацией процесса и эффективным функционированием. Данные инструменты преследуют цель создания условий для эффективного функционирования инвестора и включают обеспечение инвестора необходимыми факторами производства, информацией и службами управления, вплоть до развития транспорта, связи и других коммуникаций, т.е. создания инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ инвестиционного климата Российской Федерации на современном этапе развития и возможности его улучшения

2.1. Оценка состояния инвестиционного климата РФ

Многим известны национальные рейтинги инвестиционного климата и рисков, периодически публикуемые ведущими экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, The Economist), а также наиболее именитыми экспертными агентствами (Moody's, Standart & Poor, IBCA). Результаты таких усредненных рейтингов показывают, что в "очереди за инвестициями" Россия занимает весьма незавидное место в начале второй сотни стран.

Ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России занимает рейтинговое агентство «Эксперт». Им в ходе оценки составляющих инвестиционного климате - инвестиционного риска и потенциала - используется около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками являются собираемые ежегодно по всем регионам и по единой методике данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Центробанка РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства внутренних дел РФ, а также базы данных Рейтингового агентства "Эксперт РА" и новостных лент российских информационных агентств.

Рейтинговое агентство «Эксперт» формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес развивать.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. По результатам исследования последних лет все регионы распределились между следующими группами:

- максимальный потенциал - минимальный риск (1А);

- высокий потенциал - умеренный риск (1В);

- высокий потенциал - высокий риск ( 1С , в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

- средний потенциал - минимальный риск (2А, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

- средний потенциал - умеренный риск (2В);

- средний потенциал - высокий риск ( 2С );

- низкий потенциал - минимальный риск (ЗА);

- пониженный потенциал - умеренный риск (ЗВ1);

- пониженный потенциал - высокий риск (ЗС1);

- незначительный потенциал - умеренный риск (ЗВ2);

- незначительный потенциал - высокий риск (ЗС2);

- низкий потенциал - экстремальный риск (ЗБ).

Ключевую роль в формировании инвестиционного климата играют политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов (например, географические) едва ли подвластны правительству страны, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению (реализуемые как внутри страны, так и на ее границах), создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления, например, уровень коррупции.

Общество получает огромную выгоду от деятельности компаний. Тем не менее, их интересы не во всем совпадают с интересами общества, и этот конфликт наиболее ярко проявляется в сфере налогообложения и государственного регулирования.

Можно выделить несколько противоречий:

- недовольство компаний высокими налогами, однако, за счет налоговых поступлений идет финансирование предоставляемых государством услуг, которые способствуют улучшению инвестиционного климата и решению других социальных задач;

- многие компании предпочли бы работать в условиях менее жесткого регулирования их деятельности, однако рациональная система регулирования помогает устранять сбои рыночного механизма, способствуя тем самым улучшению инвестиционного климата и защите иных интересов общества.

Создание здорового инвестиционного климата требует от правительств обеспечения баланса этих интересов.

Согласно данным Всемирного банка, имеющиеся у компаний возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению производства определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями. Влияние органов государственного управления на эти факторы обеспечивается сочетанием официальной политики в определенных областях — обеспечение стабильности и безопасности, нормативно-правовое регулирование и налогообложение, финансы и инфраструктура, а также рабочая сила и рынки труда — и практической деятельности государственных органов, а также более общими параметрами системы государственного управления. К числу последних относятся пресечение попыток рентоориентированного поведения, укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами, должно стать расширение возможностей и стимулирование компаний всех типов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнеса. Речь идет не только об увеличении объемов инвестиций, но и о повышении производительности, что представляет собой основное условие обеспечения устойчивого экономического роста. Цель состоит в улучшении инвестиционного климата в интересах всех слоев общества. Благоприятный инвестиционный климат выгоден обществу в целом, а не только компаниям, и распространяется на все компании, а не только на крупные или располагающие серьезными политическими связями.

Улучшение инвестиционного климата является главным направлением общей стратегии самого Всемирного банка в области развития. С ним связана другая очень важная задача, нашедшая свое отражение во втором направлении стратегии Банка, а именно, инвестирование в людские ресурсы и расширение прав и возможностей населения, с тем, чтобы люди могли воспользоваться возникающими возможностями.

 

2.2. Анализ влияния внешней среды на инвестиционный климат региона

Внешняя среда представляет собой совокупность таких объектов, не являющихся элементами данной системы, взаимодействие с которыми учитывается при изучении системы. Взаимодействие выступает фактором, посредством которого происходит объединение частей в целое. Без взаимодействия частей система перестает существовать. Взаимодействие обеспечивает передачу информации от одного элемента системы другому, от входа воздействия из внешней среды до передачи во внешнюю среду соответствующей информации. Внешняя среда воспринимается организацией одновременно и как система, содержащая благоприятные для организации параметры, и как система, включающая неблагоприятные факторы. Благоприятные параметры воспринимаются организацией как возможности (развития, повышения эффективности и т.д.), а неблагоприятные — как угрозы.

Внешняя среда состоит из ближнего и дальнего окружения. Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее — опосредованное. Дальняя внешняя среда (или макроокружение, рисунок 2.1) является частью внешней среды, но частью универсальной: общей для всех организаций. Реакция каждой конкретной организации на воздействие макроокружения оказывается специфической, отражающей особенность каждой организации и ту конкретную ситуацию, в которой она находится. Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политика, экономика, общество, технология, институты, природно-географические подсистемы10.

Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политика, экономика, общество, технология, институты, природно- географические подсистемы и т.д.

Чаще всего проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв четырех английских слов Policy - политика, Economy - экономика, Society - социум, Technology — технология).

Все четыре указанных компонента внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменения одного из факторов может, как создать новые возможности для организации, так и нести новые угрозы. Приоритетность указанных факторов для каждой организации имеет свою специфику.

Анализ влияния ближней внешней среды (рисунок 2.1) обычно проводится по следующим параметрам:

- Анализ влияния поставщиков;

- Анализ влияния потребителей;

- Анализ конкурентной позиции; 

- Анализ воздействия местного сообщества.

 Анализ влияния дальней внешней среды (рисунок 2.2) обычно проводится по следующим параметрам:

- Политические;

- Экономические;

- Социокультурные;

- Технологические.

 



Рисунок 2.1. Структура параметров ближней внешней среды

Рисунок 2.1. Структура параметров ближней внешней среды

 

Результаты анализа влияния параметров ближней и дальней внешней среды позволяет определить возможности (таблица 2.1) и угрозы (таблица 2.2) для области в части создания привлекательного инвестиционного климата.

 

 

Рисунок 2.2. Структура параметров дальней внешней среды

 



Теперь необходимо ранжировать имеющиеся угрозы и возможности, для того чтобы выделить наиболее значимые из них, которые будут использоваться при построении матрицы решений.

Рисунок 2.2. Структура параметров дальней внешней среды

 

Теперь необходимо ранжировать имеющиеся угрозы и возможности, для того чтобы выделить наиболее значимые из них, которые будут использоваться при построении матрицы решений.

Для этого воспользуемся методикой «Бери-индекса». При проведении ранжирования списка имеющихся возможностей имеет смысл учитывать методику оценки инвестиционного климата для стран с переходной экономикой, известную как метод «Бери-индекс».

Таблица 2.1

Возможности региона

Формулировка

1

Стабильная финансовая ситуация в экономике страны позволяет рассчитывать на приток инвестиций

2

Ситуация во властных структурах страны остается стабильной и прогнозируемой, что имеет положительный эффект как для привлечения инвестиций, так и для продолжения реализации крупных инвестиционных

проектов

3

Законодательные нормы совершенствуются, однако необходимо продолжать данный процесс с целью формирования законодательной базы, позволяющей реализовывать потенциальные возможности на уровне

развитых стран

4

Во многих странах мира растет доля высокотехнологических секторов экономики в формировании ВВП, это возможно использовать для привлечения различных технологических компаний для размещения своих

производств на территории РФ

5

Увеличение числа госкорпораций в стране позволяет сохранить эффективные предприятия для улучшения инвестиционной привлекательности в будущем

6

В течение последнего года Банк России постепенно снижает ставку рефинансирования, что в итоге должно привести к доступности кредитных ресурсов и позволит организовать дополнительное финансирование инвестиционной деятельности

7

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, создает предпосылки для привлечения «технологических» инвестиций

8

Близость мегаполисов транснациональной магистрали Москва — Нижний Новгород - Западная Сибирь создают возможности для развития

логистического бизнеса

9

Ожидаемое вступление РФ в ВТО снимет многие административные препятствия на пути свободного перемещения капиталов, что усилит поток

зарубежных инвестиций

10

Реализация федеральных проектов и программ улучшает инвестиционную

привлекательность региона.

11

Туристической потенциал региона позволяет ускорить развитие инфраструктуры экономики

12

Доля населения, имеющего высшее образование, постоянно увеличивается, что создает основу для роста квалификации персонала




 

 

13

Наличие нескольких государственных институтов развития способствует формированию привлекательного инвестиционного климата российской

экономики.

14

Становление рубля полностью конвертируемой валютой создает основу для формирования на территории РФ международного финансового центра.




 

 

Таблица 2.2

Угрозы для региона

Формулировка

1

Инвестиции крупных ФПГ маловероятны из-за неразвитой инвестиционной

инфраструктуры

2

Ограничения в энергопотреблении региона и отсутствие собственных генерирующих мощностей сдерживает приток инвестиций

3

Уровень недобросовестной конкуренции между субъектами РФ за привлечение инвестиций очень высокий, что затрудняет развитие инвестиционной деятельности в регионе

4

Среди субъектов РФ Владимирская область не входит в группу экономических «лидеров», что негативно сказывается на репутации региона и осложняет привлечение инвестиций

5

Субъекты РФ используют различные инструменты для привлечения инвесторов, часть из которых во Владимирской области не предлагается, что снижает ее привлекательность.

6

Давление на бизнес со стороны административных органов снижает инвестиционную привлекательность страны.

7

Создание в РФ госкорпораций негативно сказывается на конкуренции в соответствующих отраслях экономики и делает их непривлекательными для

инвестиций

8

По оценкам экспертов сальдо торговых операций РФ в ближайшие 3 года может стать отрицательным, что создает серьезные риски для экономического развития

9

Сырьевая направленность российской экономики при отсутствии во Владимирской области энергоресурсов несет в себе угрозу для инвестиционной привлекательности

10

Уровень жизни населения растет в связи с увеличением реальных доходов в течение длительного периода, но по-прежнему у значительной части населения нет возможности формировать накопления, что снижает инвестиционную активность населения

11

Демографическая ситуация остается сложной, поскольку население страны продолжает сокращаться, что является сдерживающим фактором для инвестирования в экономику региона

12

Ужесточение требований «по экологии» снижает приток инвестиций, ориентированных на «старые» технологии

13

Рост цен на энергоносители приводит к удорожанию конечной продукции и делает ее менее конкурентоспособной для территорий, не обладающих большими запасами полезных ископаемых, что снижает их инвестиционную привлекательность

14

Исчерпание пропускной способности магистральных газопроводов

Информация о работе Инвестиционный климат и его составляющие