ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате
проведенной работы, мы выяснили,
что в последнее время роль
инвестиций в социально-экономическом
развитии значительно возросла.
Улучшение инвестиционного климата
является одной из ключевых
задач, стоящих перед страной.
В последнее время в стране
произошли ряд изменений, направленных
на улучшение инвестиционного
и предпринимательского климата
в России. Усилия Правительства
Российской Федерации и всей
системы власти сконцентрированы
на обеспечении равных условий
конкуренции, защите прав собственности,
снятии избыточных административных
барьеров для предпринимательской
и инвестиционной деятельности,
повышении финансовой прозрачности
предприятий и организаций. Все
это должно позволить уже в
ближайшее время создать условия
для значительного притока долгосрочных
инвестиционных ресурсов в экономику
России и, в первую очередь,
в промышленный сектор экономики,
в развитие новых отраслей, радикальное
обновление старых предприятий,
продукция которых неизменно
пользовалась спросом и на
внутреннем и на внешнем рынке.
Одним из важных условий решения
проблем экономического роста
и интеграции страны являются
иностранные инвестиции. Для их
привлечения немалую роль
играет кредитный рейтинг России,
который с 2000 года возрос от
'CCC' до 'B' по оценке международного
рейтингового агентства Fitch. По
данным международного рейтингового
агентства Standard & Poor's кредитный
рейтинг России в иностранной
валюте в 1999 году составлял
"SD" (что означает “выборочный
дефолт по отдельному выпуску
или классу обязательств при
продолжении своевременного исполнения
платежных обязательств по другим
выпускам”). За последние три
года он повысился на 4 пункта
и сегодня составляет "B+"(т.е.
имеется тенденция к повышению),
что говорит о возможности
исполнения финансовых обязательств,
но все еще существует уязвимость
при наличии неблагоприятных
деловых, финансовых и экономических
условий. Однако уже это стимулирует
иностранные инвестиции. Положительным
итогом происходящего можно считать
повышение активности предприятий
и их желание вкладывать собственные
средства в дальнейшее развитие.
Согласно результатам опроса
руководителей базовых промышленных
предприятий страны, проведенного
Госкомстатом России, предпринимательский
климат в стране сейчас наиболее
благоприятный за последние 5
лет. Возрос приток иностранных
инвестиций в российскую экономику.
По итогам 2001 года общий объем
иностранных инвестиций, направленных
в российскую экономику вырос
по сравнению с 2000 годом почти
на 23 процента. Из общего объема
поступивших инвестиций около
30 % приходится на прямые . В стране
ведется постоянная работа по
формированию базовых законодательных
основ, обеспечивающих новые условия
хозяйствования, и приведению обязательств
государства в соответствие с
его ресурсами. Новые законодательные
инициативы направлены на то,
чтобы сделать нашу экономику
более прозрачной, создать благоприятные
условия для ее интеграции
в мировое хозяйство. Это позволит
не только существенно ускорить
темпы нашего экономического
роста, но и повысить привлекательность
России для иностранных инвестиций.
Одной из основных и наиболее
болезненных проблем, стоящих
на пути развития России и
отталкивающих от нас иностранных
инвесторов, является отсутствие
должной защиты прав и интересов
собственников, в том числе
от действий государства, связанных
с принудительным изъятием имущества
в его собственность, без которой
невозможно развитие рыночной
экономики, основанной на равноправии
всех форм собственности. Для
решения этой проблемы разрабатываются
четкие законодательные нормы,
исключающие возможность произвольного
и некомпенсируемого изъятия
имущества, и обеспечивающие гарантии
защиты прав и интересов его
владельцев. На решение этой же
задачи направлено принятие и
введение в действие Земельного
кодекса, регулирующего оборот
земли. Утверждены Правила кадастрового
деления территории Российской
Федерации и Правила присвоения
кадастровых номеров земельным
участкам. Подготовлены предложения
о порядке передачи владельцам
зданий и предприятий в собственность
земельных участков, на которых
они расположены. Также решается
задача защиты прав на интеллектуальную
собственность, решение которой
необходимо для обеспечения благоприятных
условий для активизации инновационной
деятельности. С этой целью внесены
изменения в Патентный закон
Российской Федерации, гарантирующие
соблюдение прав заявителей и
патентообладателей, и направленные
на повышение привлекательности
и безопасности патентования
в Российской Федерации. Многие
положения Патентного закона
будут приведены в соответствие
с Соглашением по торговым
аспектам прав интеллектуальной
собственности (TRIPS), т.е. принятие
данного федерального закона
будет реальным шагом на пути
к присоединению Российской Федерации
к Всемирной торговой организации
(ВТО), что в полной мере отвечает
политическим и экономическим
интересам России. Ни для кого
не секрет, что одним из наиболее
высоких барьеров на пути инвестиций
в России является чрезмерная
усложненность процедуры согласования
технико-экономических обоснований
и проектов строительства, а
также получения разрешительной
документации на реализацию инвестиционных
проектов. Законодательные инициативы
Правительства Российской Федерации
направлены, в том числе, на
устранение этих недостатков.
Необходимо упрощение системы
регистрации юридических лиц,
упорядочение системы государственного
контроля, сокращение лицензируемых
видов деятельности, упорядочение
и упрощение единого порядка
лицензирования на территории
Российской Федерации. Одной из
важнейших задач по улучшению
инвестиционного климата и повышению
инвестиционной привлекательности
страны является сближение российских
и мировых норм регулирования
экономической деятельности. На
решение этой задачи направлены,
в первую очередь, мероприятия
по реформированию бухгалтерского
учета и приведению его в
соответствие с международными
стандартами финансовой отчетности.
Формирование в Российской Федерации
цивилизованного рынка ценных
бумаг является одной из основных
целей модернизации экономики,
т.к. без этого невозможно ускорить
процесс привлечения инвестиций
в российскую экономику. Одной
из основных целей государственной
политики в сфере рынка ценных
бумаг является создание стимулов
для привлечения сбережений населения
на российский фондовый рынок
и использования этих сбережений
российскими предприятиями, нуждающимися
в дополнительных источниках
финансирования. Продолжается совершенствование
и общей правовой базы по
следующим направлениям: выравнивание
условий конкуренции, реформирование
банковской системы, развитие
фондового рынка и инвестиционных
институтов, рынка страховых услуг,
биржевого товарного рынка, улучшение
информационного обеспечения бизнеса.
В заключение хотелось бы сказать,
что сегодня, несмотря на множество
проблем, которые существуют в
России, в стране осуществляются
реальные шаги, направленные на
улучшение инвестиционного и
предпринимательского климата.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Табл.1
Иностранные инвестиции
в экономику России, млн. долларов США |
14258 |
10958 |
в том числе:
прямые |
3980 |
4429 |
в % ко всем инвестициям из-за
рубежа |
27,9 |
40,4 |
Портфельные |
451 |
145 |
в % ко всем инвестициям из-за
рубежа |
3,2 |
1,3 |
Прочие |
9827 |
6384 |
в % ко всем инвестициям из-за
рубежа |
68,9 |
58,3 |
из них:
торговые кредиты: |
1835 |
1544 |
в % ко всем инвестициям из-за
рубежа |
12,9 |
14,1 |
кредиты правительства иностранных
государств под гарантии Правительства
РФ |
36 |
23 |
в % ко всем инвестициям из-за
рубежа |
0,3 |
0,2 |
прочие кредиты |
7904 |
4735 |
в % ко всем инвестициям из-за
рубежа |
55,4 |
43,2 |
Табл. 2
|
Поступило |
В том числе инвестиции |
всего |
в %
к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие |
Российская Федерация, млн.долларов
США |
6684 |
100 |
2509 |
238 |
3937 |
Центральный федеральный
округ |
3253213 |
48,7 |
1273212 |
184953 |
1795048 |
Северо-Западный федеральный
округ |
809974 |
12,1 |
220610 |
13058 |
576306 |
Южный федеральный округ |
516231 |
7,7 |
420091 |
1393 |
94747 |
Приволжский федеральный
округ |
442471 |
6,6 |
156967 |
1883 |
283621 |
Уральский федеральный округ |
774725 |
11,6 |
142289 |
198 |
632238 |
Сибирский федеральный округ |
504098 |
7,6 |
97309 |
35727 |
371062 |
Дальневосточный федеральный
округ |
383718 |
5,7 |
198675 |
1219 |
183824 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруков
В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура
инвестиционного рынка. // Экономист,
2001 г., № 7, стр. 3-5.
2. Берзон Н.
Формирование инвестиционного климата
в экономике.// Вопросы экономики,
2001 г., № 7, стр. 104-107.
3. Глазьев С.
Пути преодоления инвестиционного
кризиса.// Вопросы экономики, 2000 г.,
№11, стр. 13-16.
4. Матеров И.С.
Доклад на заседании Рабочей
группы Консультативного совета
по иностранным инвестициям в
России по улучшению инвестиционного
климата (Москва, 23 марта 2001 г.)
5. Научные доклады.
Инвестиционный климат в России.//
Общество и экономика, 1999 г., №12, стр.
175-176.
6. Самуэльсон
П. Экономикс, 1992, стр. 447-478.
7. Тастевен
М. Условия формирования благоприятного
регионального инвестиционного
климата. // Экономист, 2001 г., №11, стр. 44.
8. Я. Уринсон.
О мерах по активизации инвестиционного
процесса.// Вопросы экономики, 1997, №
7, стр. 11-14.
9. Сборники
Госкомстата РФ.
10. www.economy.gov.ru/sprinv.htm