Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:41, реферат
В 2010 финансовом году объем прямых иностранных инвестиций в Японию составлял 9,2 миллиарда долларов США (на основании данных о балансе международных платежей). Несмотря на то, что по сравнению с предыдущим годом эта цифра увеличилась приблизительно на 50%, она все еще является низкой по сравнению с другими развитыми странами.
В 2010 финансовом году объем прямых иностранных инвестиций в Японию составлял 9,2 миллиарда долларов США (на основании данных о балансе международных платежей). Несмотря на то, что по сравнению с предыдущим годом эта цифра увеличилась приблизительно на 50%, она все еще является низкой по сравнению с другими развитыми странами.
Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции в экономику ведущих стран в 2002 г.
Учитывая продолжительную стагнацию национальной экономики, правительство Японии полностью признает жизненно важную роль иностранных инвестиций и начинает активно проводить меры по стимулированию инвестиций в Японию. В своем выступлении в январе 2010 г. премьер-министр объявил, что цель правительства – удвоить совокупный объем привлекаемых прямых иностранных инвестиций в Японию за пять лет.
Экспертная комиссия при Совете Японии по инвестициям1, в состав которой входят профессора университетов, опытные ученые и государственные чиновники, проводит исследование среди иностранных компаний и частных групп управления, чтобы выяснить, как лучше всего стимулировать инвестиции в Японию, а также составляет программы по стимулированию инвестиций и представляет их на рассмотрение правительства. На основании этих программ государственные министерства, управления и другим правительственные организации работают над мерами по содействию инвестициям в Японию. В январе 2003 г. Экспертная комиссия предложила следующие меры по содействию инвестициям в Японию: (1) распространение информации как внутри страны, так и за рубежом, (2) созданиям среды, в которой могут работать компании, (3) упрощение административных процедур, (4) создание среды для жизни и работы и (5) учреждение региональных и общенациональных организаций и структур.
Рис. 2. Шесть регионов, отобранных для участия в проекте содействия прямым иностранным инвестициям на 2003 финансовый год
Одновременно с данными мероприятиями, которые проводятся в масштабах страны, местные органы власти проводят собственную политику стимулирования инвестиций в Японию. Местные органы власти прилагают огромные усилия по привлечению иностранных компаний, инициируя программы, направленные на концентрацию компаний определенной отрасли, оказывая специальную всестороннюю поддержку и предлагая различные льготные по сравнению с Токио условия, такие как невысокая стоимость аренды, земли и рабочей силы. В рамках этой инициативы местные органы власти организуют информационные бюро, открывают бизнес-центры для иностранных компаний и создают системы поддержки иностранных компаний, желающих развивать свой бизнес в Японии.
Таблица 1. Основные формы деятельности местных органов власти по привлечению иностранных компаний (по состоянию на сентябрь 2003 г.)
Город |
Информационное бюро для иностранных компаний |
Характер помощи | ||
Комплексное обслуживание |
Предоставление помещений иностранным компаниям |
Прочие услуги | ||
Иокогама |
Комитет г. Иокогамы по поддержке размещения бизнеса |
Нет |
С помощью посольств
и других организаций введены
в строй помещения для |
Предоставление информации, содействие в совершении официальных процедур, семинары и т.д. |
Кобе |
Центр префектуры Хёго по поддержке инвестиций, г. Кобе |
Да |
Международный бизнес-центр г. Кобе |
Предоставление информации, содействие в совершении официальных процедур, семинары и т.д. |
Осака |
Центр поддержки бизнеса и инвестиций г. Осака |
Да |
Нет |
Привлечение главным образом компаний из Азии (Китая и Южной Кореи). Консультирование, содействие в совершении официальных процедур и т.д. |
Нагоя |
Бюро поддержки инвестиций префектуры Аити |
Да |
Нет |
Предоставление информации, поиск деловых партнеров для компаний и т.д. |
Фукуока |
Центр развития иностранных инвестиций Фукуока |
Да |
Нет |
Предоставление информации, консультирование и т.д. |
Киото |
Контактная группа Киото
по привлечению иностранных компан |
Да |
Нет |
Взаимодействие с местными компаниями и т.д. |
Тиба |
Центр Тиба по организации
новых филиалов иностранных предприятий
(предварительный |
Нет |
Центр Тиба по организации новых филиалов иностранных предприятий |
Консультации советников отделения ДЖЕТРО в г. Тиба и т.д. |
Сэндай |
Всемирный бизнес-центр |
Нет |
Нет |
Бюро сотрудничества между префектурой Мияги и отделением ДЖЕТРО в г. Сэндай. Предоставление информации, организация мероприятий и т.д. |
Центр префектуры Хёго по поддержке инвестиций, расположенный в г. Кобе, предоставляет комплексное обслуживание иностранным компаниям, заинтересованным в размещении своего бизнеса в префектуре Хёго. В 2000 г. им был учрежден Международный бизнес-центр г. Кобе для иностранных компаний, инвестировавших капиталы в Японию, которая оказывает новым иностранным компаниям поддержку на многих уровнях. Комплексные информационные бюро для иностранных компаний также открылись в г.г. Осака, Нагоя, Фукуока, Киото и Сэндай. (Подробное описание деятельности в г.г. Кобе и Фукуока см. в Главе II). Город Иокогама положил начало организации в Японии бизнес-центров, ориентированных на компании конкретных стран. Первым таким учреждением стал Центр немецкой промышленности и торговли, который был открыт в 1987 г. в качестве офисного центра для немецких компаний. За ним последовали Британский промышленный центр для компаний из Великобритании в 1997 г., центр. «Долина технологического партнерства» (Technology Village Partnership) для американских компаний в 1998 г. и Канадский торгово-промышленный центр, открытый в 2001 г. в сотрудничестве с Канадской торгово-промышленной палатой в Японии. (Подробное описание этих учреждений см. в Главе III). В г. Тиба Центр по организации новых филиалов иностранных предприятий, организованный при комплексе «Макухари Синтосин», предоставляет иностранным компаниям офисные помещения с невысокой стоимостью аренды.
Администрации других префектур, таких, как Ибараки и Гумма, имеют постоянные экспозиции в Токио и Осака, предназначенные для иностранных компаний, а в таких префектурах, как Гифу, Симанэ, Ямагата и Эхимэ, при административных органах префектур организованы исследовательские комиссии или советы и разрабатываются стратегии привлечения иностранных компаний.
После краха «экономики мыльного пузыря» 80-х гг. такие факторы, как рост безработицы, ухудшение экономического положения регионов вследствие чрезмерной зависимости от государственных инвестиций, а также упадок промышленности привели к острой необходимости создания новой промышленности в каждом регионе Японии. В последние годы особое внимание уделялось организации центров развития бизнеса – методу, доказавшему свою эффективность в США в 80-е годы.
В результате этого в феврале 1999 г. был принят Закон «О содействии созданию нового бизнеса» и под официальным руководством Министерства экономики, торговли и промышленности была проведена подготовка к началу содействия созданию нового бизнеса в масштабах всей страны. Целью нового закона было формирование интегрированной структуры поддержки («Региональных Платформ»1) для создания нового бизнеса по всей Японии. В соответствии с этим в июне 1999 г. была учреждена Японская ассоциация организаций по развитию нового бизнеса (ДЖАНБО), задачей которой является объединение всех Региональных платформ для создания нового бизнеса.
Помимо проведения исследований отечественных центров развития бизнеса ДЖАНБО занимается также изучением и распространением успешного зарубежного опыта. Еще не так давно главной тенденцией в Японии было предоставление офисных площадей, где компании могли вести свою хозяйственную деятельность. Однако ДЖАНБО определяет центры развития бизнеса как учреждения, которые предоставляют в аренду офисные площади и предлагают компаниям-арендаторам практическую поддержку в виде помощи в управлении, предоставляемой менеджерами по развитию (МР). Начиная с 2000 г., ДЖАНБО также осуществляет программы подготовки менеджеров по развитию и распределяет квалифицированных МР по центрам развития бизнеса во всей стране, стремясь сделать помощь менеджеров по развитию как можно более широко доступной.
Таблица 3 демонстрирует, что с 2010 г. существенно возросло как общее число бизнес-центров, так и число центров, оказывающих практическую поддержку.
На рис. 3 приведена классификация учредителей и владельцев центров. Показано, что 80% учредителей – государственные (некоммерческие) организации и что большинство составляют местные органы власти, такие, как администрации префектур или городов. В то же время, самый распространенный тип владельцев – это фонды и корпорации (31,6%). Таким образом, очевидно, что местные органы власти, как правило, учреждают центры развития бизнеса, а затем управляют ими с помощью фондов или корпораций. Для сравнения: частные коммерческие организации составляют всего 13,5% учредителей центров развития бизнеса и 15% их владельцев.
Рис. 3. Учредители и владельцы центров развития бизнеса
3-2 Тенденции в аренде
Основная цель учреждения центров развития бизнеса – создание нового бизнеса в Японии, и они предназначены для венчурных предприятий. Первоначально в задачи этих бизнес-центров не входило оказание помощи иностранным компаниям. Поскольку большинство таких центров учреждено местными органами власти, расчет часто делается на то, что помощью будут пользоваться в первую очередь местные компании.
Тем не менее многие центры развития бизнеса заявляют, что они открыты и для иностранных компаний без всяких дополнительных условий. Из 266 центров развития бизнеса, указанных в справочнике ДЖАНБО, примерно 60 не предоставляют помещений в аренду иностранным компаниям, а оставшиеся 200 (приблизительно 75%) открыты для иностранных компаний. (Эта цифра включает также центры, которые еще не определились по данному вопросу, и центры, не давшие никакого ответа.) Очень немногие центры предоставляют помещения только иностранным фирмам. Приблизительно 15 центров готовы принимать иностранные фирмы в качестве арендаторов на определенных условиях. Самое распространенное из этих условий: головной офис компании должен находиться в данной префектуре или городе. На втором месте по распространенности стоит требование о том, чтобы персонал компании владел японским языком.
В связи с тем, что привлечение иностранных инвестиций никогда не являлось основной задачей центров развития бизнеса, немногие из них специально набирают в свой штат сотрудников, владеющих английским языком. Многие из иностранных компаний, арендующих помещения в японских центрах развития бизнеса, уже имеют в своем штате сотрудников-японцев (например, менеджеров высшего звена) или лиц, длительно проживающих в Японии и владеющих японским языком.
По данным справочника ДЖАНБО, 43,8% центров развития бизнеса не использовали отраслевой критерий как условие приема любой компании, японской или иностранной. Центры, использующие отраслевой критерий в качестве условия приема, более всего приветствовали представителей таких отраслей, как информационная технология, производство и услуги (именно в таком порядке). Судя по числу арендаторов, среди них пока еще мало компаний, представляющих другие передовые отрасли – биотехнологию, медицину, социальное обеспечение, охрану окружающей среды. Многие японские компании-арендаторы, особенно в операциях информационной технологии и производства – это фирмы, находящиеся в начальной стадии развития, которые учреждены талантливыми инженерами, «отколовшимися» от крупных компаний. Этим подчеркивается тот факт, что в определенных областях жизненно важно, чтобы компании, желающие выйти на японский рынок, сначала обеспечили международную конкурентоспособность своего инженерного опыта. Более того, недостаточно просто реализовать на рынке технологию или продукт; компания должна разработать убедительную стратегию продвижения продаж, полностью учитывающую тенденции японского рынка.
Центры развития бизнеса значительно отличаются друг от друга. Среди них есть уже давно существующие центры, такие, как Научный парк г. Канагава, который уже в 1997 г. насчитывал 19 иностранных компаний-арендаторов, и такие учреждения, как Центр развития бизнеса Тиба-тюо в г. Тиба – относительно новый центр, с самого основания имевший в своем штате иностранных сотрудников. Компаниям, рассматривающим возможность переезда в центр развития бизнеса, необходимо познакомиться с особенностями этого центра, чтобы выяснить, подойдет ли он для современной стадии развития компании.
Более 80% центров развития бизнеса в Японии – это государственные (некоммерческие) организации. Административные расходы на содержание центров развития бизнеса, которые предоставляют также практическую поддержку, разумеется, высоки. Однако затраты на содержание государственных организаций могут возмещаться за счет национального или местного бюджета. Поэтому многие государственные центры развития бизнеса предоставляют льготы, такие, как низкая стоимость аренды помещений и полный комплекс услуг по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. В то же время некоторые из этих центров принимают только компании, повышающие уровень занятости в регионе.
Ассоциация ДЖАНБО проводит ежегодную пропагандистскую кампанию под девизом «Центры развития бизнеса в Японии открыты для всего мира», в рамках которой собирает информацию о центрах развития бизнеса, принимающих иностранные компании, и на платной основе публикует описания этих центров на английском языке на интернет-сайте ДЖАНБО. В 2003 финансовом году ДЖАНБО опубликовала в рамках этой кампании данные о девяти центрах развития бизнеса. Более подробную информацию можно получить в разделе «Центры развития бизнеса в Японии» (Business Incubators in Japan)
В таблице 4 представлены различные государственные центры развития бизнеса в Японии. Все это организации, готовые предоставить компаниям всестороннее содействие, включая практическую поддержку, на основании личных встреч и различных справочных материалов. В то же время имеется много центров, не включенных в этот список, которые также предоставляют широкий спектр услуг по поддержке компаний. Поэтому компаниям, намеревающимся арендовать помещения, можно порекомендовать собрать как можно больше информации об этих и других центрах в соответствии со своими деловыми задачами.
Таблица 4. Ведущие государственные центры развития бизнеса в Японии
Центр |
1) Научный центр Канагава (KSP) | |||
Местоположение |
г. Кавасаки, префектура Канагава |
Год основания |
1989 | |
Описание |
Первый научный парк в Японии. Учрежден при финансовом участии префектуры Канагава, г. Кавасаки, частных компаний и др. организаций. Управляется некоммерческим фондом KSP. Поддерживает компании, занимающиеся научными исследованиями и проектно-конструкторскими разработками. Два штатных менеджера по развитию. Помимо комплексного сервисного центра по поддержке бизнеса имеются фонды, выделяемые инвестиционными ассоциациями. Предоставлялись услуги ряду иностранных компаний. | |||
Адрес в Интернет |
http://www.ksp.or.jp/ (на японском языке)
http://www.ksp.or.jp/english/ | |||
Центр |
2) Научно-исследовательский | |||
Местоположение |
г. Киото, префектура Киото |
Год основания |
1989 | |
Описание |
Управляется некоммерческой корпорацией ASTEM VIL. Разрабатывает операции на основе инжекционных логических схем с вертикальной геометрией (VIL) для поддержки венчурных компаний, занимающихся научно-конструкторскими разработками. Два штатных менеджера по развитию. В 2002 финансовом году в сотрудничестве с компанией Kyoto Research Park Co. Ltd. был также учрежден центр поддержки венчурных предприятий, работающих в области биотехнологии «Лаборатория развития биотехнологического венчурного бизнеса г. Киото». | |||
Адрес в Интернет |
http:// www.astem.or.jp/ (только на японском языке) | |||
Центр |
3) Центр развития бизнеса Симая | |||
Местоположение |
г. Осака, префектура Осака |
Год основания |
1990 | |
Описание |
Учрежден и управляется | |||
Адрес в Интернет |
http://www.toshigata.ne.jp (только на японском языке) | |||
Центр |
4) Научно-исследовательский | |||
Местоположение |
г. Тоёхаси, префектура Аити |
Год основания |
1992 | |
Описание |
Создан по проекту индустриального развития Science Create 21, направленному на создание промышленного центра в южной части Тоёхаси. Учрежден администрацией префектуры Аити, администрацией г. Тоёхаси, частными компаниями и другими организациями. Управляется некоммерческим фондом Science Create, Inc. Имеется одиннадцать менеджеров по развитию. Оказывается практическая поддержка, в том числе имеется бизнес-школа, программа фонда, предоставляются технические и административные консультации. | |||
Адрес в Интернет |
http://www.tsc.jp/ (только на японском языке) | |||
Центр |
5) а. Центр развития бизнеса Хинамаки (HIC); б. Центр поддержки деловых предприятий Хинамаки | |||
Местоположение |
г. Ханамаки, префектура Иватэ |
Год основания |
a. 1996 b. 2002 | |
Описание |
Управляются Отделом коммерции Департамента промышленности г. Ханамаки, префектура Иватэ. В общей сложности 5 менеджеров по развитию в 2 центрах. Центры развивают рынки для новых продуктов и создают структуру поддержки бизнеса, используя прочные связи с университетом Иватэ и торговыми компаниями. | |||
Адрес в Интернет |
a.b.) http://www.incubate.city. | |||
Центр |
6) Центр развития бизнеса | |||
Местоположение |
г. Сагамихара, префектура Канагава |
Год основания |
1999 | |
Описание |
Управляется некоммерческим фондом Sagamihara Incubation Center Ltd, который учрежден и финансируется администрацией г. Сагамихара, Японской корпорацией регионального развития, частными компаниями и другими организациями. Три менеджера по развитию. Используется система записи к консультанту для оказания разнообразных форм практической поддержки. | |||
Адрес в Интернет |
http://www.sssc.co.jp/ (только на японском языке) | |||
Центр |
7) Центр Китакюсю-Телеуорк | |||
Местоположение |
г. Китакюсю, префектура Фукуока |
Год основания |
2000 | |
Описание |
Управляется Фондом прогресса промышленности, науки и технологии г. Китакюсю – организацией, развивающей промышленное сотрудничество в Китакюсю. Оказывает содействие венчурным компаниям, работающим в области информационных технологий, предоставляя им «зону малых офисов», состоящую из небольших отсеков. Имеется один менеджер по развитию, предоставляющий консультации. | |||
Адрес в Интернет |
http://www.k-twc.gr.jp/ (на японском и английском языках, Power Point) | |||
Центр |
8) Бюро развития бизнеса Сёнан | |||
Местоположение |
г. Фудзисава, префектура Канагава |
Год основания |
2001 | |
Описание |
Управляется Фондом промышленного
развития г. Фудзисава. Имеется фонд
для пожертвований граждан и
система поддержки | |||
Адрес в Интернет |
http://www.shonanconsortium. | |||
Центр |
9) Бюро развития бизнеса Тиба-тюо | |||
Местоположение |
г. Тиба, префектура Тиба |
Год основания |
2001 | |
Описание |
Управляется Фондом развития промышленности г. Тиба, учредителем которого является городская администрация. (2 центра в г. Тиба – Центр развития бизнеса Тиба-фудзими и Центр развития розничной торговли Тиба-фудзими – управляются той же организацией). Содействие венчурному бизнесу в г. Тиба. 8 менеджеров (1 из которых – менеджер по развитию) предоставляют всестороннюю поддержку. | |||
Адрес в Интернет |
http://www.chibashi-sangyo.or. | |||
Центр |
10) Комплекс SKIPCITY | |||
Местоположение |
г. Кавагути, префектура Сайтама |
Год основания |
2003 | |
Описание |
SKIPCITY состоит из нескольких | |||
Адрес в Интернет |
http://www.skipcity.jp/flash. |
Информация о работе Инвестиционный климат в Японии: услуги центров развития бизнеса