Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:22, реферат
Являясь одним из крупнейших мировых инвесторов, Япония, тем не менее привлекает крайне мало прямых иностранных инвестиций. В реферате дается оценка позиций Японии на мировом рынке прямых иностранных инвестиций (ПИИ), анализируются причины дисбаланса между японским экспортом и импортом ПИИ, особенности инвестиционного
Введение…………………………………………………………………….…….3
Япония как экспортер и импортер прямых инвестиций: количественные
оценки……………………………………………………………………………...4
Особенности японского рынка и инвестиционного климата Японии…………9
Основные направления правительственной политики по привлечению в страну иностранных инвестиций…………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………...19
2)улучшение
3) пересмотр административных процедур;
4) повышение качества
жизни для иностранцев,
5) развитие общенациональных
и местных организаций,
Позиция правительства, была, в основном, поддержана и крупным японским бизнесом, о чем свидетельствуют, в частности, заявления наиболее влиятельных японских предпринимательских организаций – Ниппон Кэйданрэн и Кэйдзай Доюкай.
Так, в политическом докладе Кэйдзай Доюкай, обнародованном весной 2005 г., прямо говорилось, что достижения в долгосрочной перспективе 10%-ного уровня накопленных ПИИ по отношению к ВВП Японии отвечает национальным интересам страны. Предлагаемая организацией политика в отношении иностранных капиталовложений предлагает не делать различий между внутренними и иностранными инвесторами и провести реформирование в трех областях:
1) внести изменения в
коммерческое и налоговое
2) либерализовать сферу медицинского обслуживания, а также рынки фармацевтики и медицинского оборудования;
3) на основе сотрудничества
правительства, местных
Ниппон Кэйданрэн также
высказалась в поддержку
Цели правительственного плана удвоения прямых иностранных инвестиций были достигнуты к 2005 г., когда кумулятивные ПИИ в Японии выросли до 101 млрд. долл. (50,3 млрд. долл. в 2000 г.). Столь динамичный рост был обусловлен сочетанием как «постоянно действующих», так и конъюнктурных факторов.
К первым следует отнести
базовые характеристики японского
рынка, делающими его потенциально
привлекательным для
Среди других базовых характеристик
японского рынка следует
В инвестиционном же «буме» начала 2000-х годов сыграли свою роль весьма существенные обстоятельства конъюнктурного порядка и, прежде всего, экономический подъем в Японии 2002-2007 гг., а также динамичный рост других азиатских экономик. Многие иностранные компании рассматривают Японию как «плацдарм» для укрепления своих позиций на азиатских рынках, что повышает их интерес к различного рода партнерствам с японскими компаниями. И, наконец, на фоне общемировой тенденции к росту числа и стоимостных объемов сделок по слияниям и поглощениям в Японии также начался процесс либерализации подобных сделок. И что, еще более важно в японской предпринимательской среде и в обществе начало меняться отношение к такого рода сделкам. В Японии традиционно достаточно настороженно относились к «захвату» японских компаний иностранцами, поэтому здесь очень важен демонстрационный эффект, а именно важен факт улучшения ситуации в компаниях, работающих с иностранными партнерами. Самым ярким примером такого рода является успешный альянс «Ниссан» с «Рено» Пример этот, однако, не единственный. В 2004 г. ДЖЭТРО опубликовало обзор по данному вопросу «M&A Case Studies for “Invest Japan”. Successful Alliances with Japanese Companies», в котором анализируются примеры успешных партнерств японских и иностранных компаний более в 10 отраслях японской экономики.
Об условиях ведения бизнеса в Японии в настоящее время (в том числе и для иностранных компаний) можно судить, опираясь на результаты исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. В рейтинге 2012 г, составленном на основе комплексного показателя, который в целом отражает и инвестиционный климат в стране, Япония заняла весьма достойное 20 место среди 183 обследованных стран. При этом важно отметить, позиция страны не изменилась по сравнению с 2011 г. Рейтинги Японии по отдельным составляющим предпринимательской среды указаны на рисунке 3. Однако, по таким субиндексам как условия открытия бизнеса и уровень налоговой нагрузки Япония имеет низкие показатели, что важно, конечно, не только для национального бизнеса, но и зарубежных предпринимателей.
Рисунок 3. Рейтинги Японии по отдельным составляющим
предпринимательской среды.
В другом рейтинге, составленном по индексу экономической свободы, составляемом Wall Street Journal и Heritage Foundation по 184 странам мира, Япония также занимает высокое место – 22 (2012 г.) с общей оценкой 71,6 (из 100). Однако, что важно в контексте тематики данной статьи, у Японии гораздо более низкий показатель по такой составляющей индекса как «свобода инвестиций», который оценивает как раз свободу для иностранных инвесторов. При этом отмечается, что хотя формально иностранные инвестиции приветствуются, но сделки по слияниям и поглощениям с участием японских и иностранных компаний по-прежнему чрезмерно зарегулированы.
Таким образом, результаты международных сопоставлений подтверждают мысль о том, что японский рынок потенциально привлекателен для зарубежных инвесторов или может быть таковым, учитывая поддержку иностранного предпринимательства со стороны японского правительства на национальном и региональном уровне, которая имеет системный и комплексный характер и охватывает законодательную, организационную, финансовую сферы.
В 2005 г. Экспертный комитет
Совета по иностранным инвестициям
представил доклад о продвижении
Программы привлечения
1.Улучшение условий для осуществления трансграничных слияний и поглощений.
2.Продвижение реформы медицинского обслуживания.
3.Активизация PR-кампаний, связанных и с привлечением в страну иностранных инвестиций и с инвестированием японских компаний за рубежом.
4.Ускорение процесса заключения двусторонних соглашений, имеющих отношение к ПЗИ, таких, как соглашения о социальной защите и налогообложении.
5.Реализации практики контакта с государственными органами по электронным сетям («электронное правительство») и упрощение административных процедур.
6.Содействие развитию «частной финансовой инициативы» (PFI) в целях привлечения иностранных компаний в сектор общественных услуг;.
7.Реформа, касающаяся правил пребывания и работы иностранцев в Японии (в первую очередь, либерализация иммиграционных процедур для квалифицированных специалистов).
8. Использование «специальных зон структурной реформы» для устранения препятствий для ПЗИ.
9. Перевод законов, приказов и постановлений японских административных органов на иностранные языки.
10. Ускорение реформ, связанных
с привлечением ПЗИ, на
11. Продолжение политики стратегического государственного инвестирования в научно-техническую сферу с целью повышения привлекательности Японии как сферы приложения иностранного капитала.
12. Содействие реформам в других сферах.
Даже простое перечисление основных направлений реализации государственной программы по привлечению иностранных инвестиций свидетельствует о комплексном и многоуровневом характере политики в этой области. Эта политика стала составной частью долгосрочной стратегии глобального экономического роста Японии. При следующих (после Дз. Коиздуми) программы привлечения в Японию иностранного капитала корректировались или принимались новые документы, но в целом политическая линия на большую открытость страны для иностранных инвестиций подтверждалась.
Не стала исключением и последняя на сегодняшний день обнародованная в ноябре 2010 г. была очередная Программа содействия импорту инвестиций (Inward Investment Promotion Program), в которой провозглашается цель формирования в Японии наилучшего инвестиционного климата на путях либерализации законодательства и снижения уровня налогообложения. Особый упор в соответствии с новыми реалиями делается на идею превращения Японии в главную базу для азиатского бизнеса, для чего предусматривается предоставление различных финансовых льгот иностранному бизнесу, реформирование иммиграционного законодательства, осуществление административных процедур на английском языке, улучшение социальной инфраструктуры для иностранцев.
Кроме того, превращение Японии в привлекательное место для иностранного бизнеса связывается также с превращением страны в инновационный центр на основе увеличения государственных капиталовложений в НИОКР, субсидирование «низкоуглеродных отраслей», улучшение бизнес-инфраструктуры.
Несмотря на предпринимаемые правительством меры, иностранные предприниматели в ходе опросов по-прежнему указывают на такие неблагоприятные особенности инвестиционного климата Японии, как высокие цены на недвижимость, закрытость предпринимательской практики и сложность административных процедур[7], и думается, что Японии предстоит пройти большой путь, прежде чем она действительно станет центром притяжения для международного бизнеса.
Вместе с тем здесь важна сама тенденция: происходят сдвиги в сфере экономического взаимодействия Японии с окружающим миром и изменения, касающиеся характера участия страны в глобализационных процессах. Страна, по-видимому, «решила» сделать новый шаг на пути либерализации своей хозяйственной жизни, повышения степени открытости своего рынка и извлечь определенную пользу из неизбежных последствий глобализации.
Эта политика отражает ясно выраженную волю политической и экономической элиты страны и носит системный и комплексный характер, что выражается в формулировании системы целей и приоритетов, создании организационного, финансового и технического инструментария, наличии трех уровней – общенационального, (государственного), регионального и корпоративного – охватывающих всех основных участников процесса.
Сочетание ряда объективных факторов и первые результаты государственной политики привели к некоторому увеличению притока прямых зарубежных инвестиций в Японию в первые годы нового тысячелетия. Вместе с тем позитивные показатели динамики притока и накопления ПИИ в Японии (до кризиса 2008-2010 гг. и катастрофы 2011 г.) не должны вводить в заблуждение. Стартовый уровень этого процесса был очень низким. Поэтому и в настоящее время кумулятивные объемы ПЗИ в Японии на порядок ниже, чем в других промышленно развитых странах и не соответствуют масштабам экономики страны.
Определенное сдерживающее влияние на рост иностранных капиталовложений в Японии оказывает и ряд характеристик, имманентно присущих японскому рынку, которые очень трудно или даже невозможно нивелировать. Среди них – высокие издержки на труд,приобретение земельных участков и строительство, высокие трансакционные издержки, языковой барьер, относительная закрытость предпринимательской структуры Японии и японского общества в целом, высокая стоимость жизни в Японии.
При этом важно иметь в виду, что приток-отток ПИИ, а также их накопление во многом зависят от стратегии и политики крупных иностранных компаний в данной стране, поскольку размеры отдельных сделок могут быть настолько велики, что способны существенным образом изменить и макроэкономические показатели. В целом же важнейший вывод касательно перспектив роста ПИИ в Японии состоит в том, что правительством Японии задан определенный вектор политики в данной сфере, что, однако, не является гарантией активизации ТНК на японском направлении, хотя потенциальная привлекательность японского рынка достаточно высока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сайт «Statistics Bureau». Режим доступа:
[http://www.stat.go.jp/
2. Сайт «World Investment Report». Режим доступа:[www.unctad.org/wir 19.10.2013 ].
3.Сайт «World Investment Prospects Survey».
Режим доступа: [http://pt.scribd.com/doc/
4.Сайт «http://www.meti.go.jp/
5.Сайт «UNCTAD». World Investment Report 2011.
Режим доступа : [http://www.unctad.org/
6.Сайт «Japan Assosiation of Corporate Executives». Режим доступа:
[www.doyukai.or.jp 19.10.2013].
7.Сайт «Jetro». Режим доступа : [www.investjapan.org 19.10.2013].