Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:11, реферат
В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно
развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается
прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в
мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило,
чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем
выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.
Введение 3
1. Сущность инвестиционного климата 4
2. Факторы, воздействующие на инвестиционный климат 8
3. Состояние инвестиционного климата в России и пути его стабилизации 17
Заключение 23
Список литературы 24
Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.
Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.
Есть несколько
Все же еще раз надо задаться вопросом, есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции?
Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. В тоже время частные инвестиции чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, степени гармонизации национальных стандартов с международными, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Отсюда - безальтернативность самых серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.
Что мы больше предпочитаем - эффективность инвестиций или их объем?
При всех положительных качествах частных инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема. Поэтому государство должно отдать предпочтение эффективности. Не все инвестиции одинаково полезны. Значительная доля инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешних жалких объемах остаются “советскими" по показателям эффективности. Нередко это просто выброшенные деньги. Конечно, чем больше объем инвестиций, тем ниже показатели их эффективности даже при жестком отборе и качественном исполнении проектов: просто с увеличением объемов растет и число проектов, которые могут быть включены в список финансируемых. Но важно, чтобы в этом списке первые места занимали самые эффективные. Сейчас это не так.
Будем ли стимулировать потребительский спрос или сбережения?
Это также непраздный вопрос, ибо в последнее время получила хождение точка зрения, что сейчас стимулирование потребительского спроса и увеличение денежных доходов населения способствует экономическому росту. Есть даже предложения сразу удвоить зарплату. Но доходы населения могут реально расти только в меру роста производства и производительности труда. Иной способ один - печатать деньги и ожидать роста цен, съедающего номинальные денежные доходы. Или брать взаймы, что для нас уже недоступно.
Другой способ стимулирования спроса - поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское общество не нуждается в поощрении потребления. Вопреки официальным данным, реальные национальные сбережения крайне низки, может быть за исключением только очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан. Поэтому в поощрении нуждаются именно сбережения, именно вложения в инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты, чтобы они стали важным элементом улучшения инвестиционного климата.
Инвестиции в тех объемах, которые необходимы для реструктуризации российской экономики, не удастся мобилизовать без этого.
Здесь также два принципиально разных ответа, которые, однако, в известной мере дополняют друг друга. Ответ первый - административные ограничения и усиление государственного контроля.
Более важен и перспективен второй путь - создание экономических и правовых условий для того, чтобы вывозить капитал было невыгодно. Надо, однако, учитывать структурные особенности оттока капитала, разные его составляющие. А они таковы:
отток легального или полулегального (т.е. готового стать легальным, платить налоги) капитала, который просто ищет более надежного и прибыльного помещения, стремится уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек;
утечка капитала криминального, заработанного незаконным путем с целью его отмывания. Именно против криминальных доходов и отмывания денег нужны административные и силовые меры.
Должны быть выделены и меры на ближайшую перспективу: что можно сделать в кратчайшие сроки, чтобы создать эффект постоянного движения вперед.
Следующие далее рекомендации не претендуют, разумеется, на полноту.
1. Совершенствование налоговой системы.
Налоговая система современной России является одной из самых молодых в мировой практике. При своем формировании (1990-1992 гг.) она опиралась на опыт многих стран (Германии, Канады, США, Швеции). Однако если по видам налогов она отвечает рыночному характеру экономики, то по своей структуре ей не соответствует.
Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих налоговых режимов в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.
Для этого в первую очередь следует предусмотреть исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые допустимо применять в РФ, с сокращением общего числа налогов и сборов (до 60 вместо более 200). Перечень региональных и местных налогов должен быть с четкой регламентацией распределения источников доходов между уровнями власти. Введение несовместимых налоговых схем в регионах сильно осложняет положение налогоплательщиков в связи с необходимостью уплаты налогов в бюджеты различных территорий.
Важное значение имеет включение в состав единой налоговой системы платежей, предусмотренных законами, не регулирующими в целом вопросы налогообложения: таможенные пошлины, плата за использование природных ресурсов, отчисления в социальные фонды и т.д.
2. Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации.
Предпринимательский климат
регионов России изучен недостаточно.
По данным Российского союза
По данным центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики, трудности при реализации инвестиционных проектов возникают в таких, казалось бы, простых вопросах, как распределение получаемого дохода, степень участия каждой из сторон, формы финансирования. Как показывает в последнее время практика общения администраций регионов с зарубежными инвесторами, установить деловое сотрудничество удается в том случае, когда и инвестор, и администрация региона четко представляют и формулируют свои цели, учитывают свои и чужие интересы. Об этом говорит опыт Татарстана и Алтайского края, где переговоры о непосредственном вложении средств со стороны американских компаний начались лишь после того, как на предварительной стадии были решены все основные вопросы: от перечня отраслей и предприятий, нуждающихся в инвестициях, до технических параметров проектов.
Для привлечения иностранных инвесторов регионы используют законодательно предоставленную возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу "Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения", подготовленному группой экономистов по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых льготах принимаются на один год. Это вынуждает иностранных инвесторов действовать очень осторожно, поскольку они опасаются, что в дальнейшем льготы могут быть отменены.
3. Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам.
Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, отчетность российских организаций непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще "непрозрачна и ненадежна".
Представляется важным
при использовании
4. Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России.
Здесь возможны следующие основные направления:
Активизация разъяснительной работы представителей зарубежных бюро среди предполагаемых инвесторов о необратимом характере экономических преобразований в РФ, улучшающемся инвестиционном климате в стране в связи с ожидаемым экономическим ростом, предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что должно способствовать уверенности в получении прибыли от реализации конкретного инвестиционного проекта.
Создание мощной информационной базы (банка данных) о возможных направлениях инвестирования (регион - отрасль - подотрасль - предприятие - проект). Подбор заинтересованных инвесторов, предоставление необходимой информации о них, обеспечение деловых контактов.
Усиление работы по поддержке
и сопровождению уже
Привлечение иностранных инвестиций не только в крупномасштабные инвестиционные проекты, но также в сферу малого и среднего бизнеса, где возможности российской стороны практически не ограничены.
Организация и проведение регулярных встреч заинтересованных инвесторов и реципиентов в целях укрепления взаимного доверия и деловых контактов.
Проведение маркетинга
различных сегментов
Привлечение к экспертным оценкам предполагаемых инвестиционных проектов ведущих консультационных компаний и фирм, известных ученых и практиков.
Расширение издательско-рекламн
5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг.
В России до последнего времени основной упор в привлечении инвестиций делался на создание совместных предприятий. В условиях приватизации большого количества предприятий важной формой привлечения инвестиций становится продажа иностранным компаниям акций и других ценных бумаг. В связи с этим особое значение приобретает развитие фондового рынка на федеральном и региональном уровне.
Развитию финансового рынка и рынка ценных бумаг могло бы способствовать следующее:
акцент на долгосрочное развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов при сокращении доли кредитного рынка (более 90% которого составляют краткосрочные ссуды), становление масштабного и ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг;
сокращение рынка
запуск крупных инвестиционных программ (экспортное производство, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т.д.), связанных с улучшением качества жизни населения (для выполнения этих программ наравне с государственными средствами могут использоваться частные);
ограничение на достигнутом уровне военных расходов при развитии экспортных военных производств;
стимулирование и расширение экспорта, прежде всего его несырьевой составляющей;
поощрение неспекулятивных иностранных инвестиций, связанных с долгосрочным переносом в Россию капитала и современных технологий.
Пoнятиe "инвecтициoнный климaт" oтpaжaeт cтeпeнь блaгoпpиятнocти cитyaции, cклaдывaющeйcя в тoй или инoй cтpaнe (peгиoнe, oтpacли) пo oтнoшeнию к инвecтициям, кoтopыe мoгyт быть нaпpaвлeны в cтpaнy (peгиoн, oтpacль). Оцeнкa инвecтициoннoгo климaтa ocнoвывaeтcя нa aнaлизe фaктopoв, oпpeдeляющиx инвecтициoнный климaт cпocoбcтвyющиx экoнoмичecкoмy pocтy. Обычнo для этoгo пpимeняютcя выxoдныe пapaмeтpы инвecтициoннoгo климaтa в cтpaнe (пpитoк и oттoк кaпитaлa, ypoвeнь инфляции и пpoцeнтныx cтaвoк, дoля cбepeжeний в ВВП), a тaкжe вxoдныe пapaмeтpы, oпpeдeляющиe знaчeниe выxoдныx и xapaктepизyющиe пoтeнциaл пo ocвoeнию инвecтиций и pиcк иx peaлизaции. К ним oтнocятcя: