Инвестиционный климат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:35, реферат

Описание работы

Макро- и микроуровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку, например, практически любые законодательные усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства.

Содержание работы

Понятие инвестиционного климата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2 Инвестиционный климат в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Файлы: 1 файл

Реферат_инвестиции.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Иностранные инвестиции»

на  тему: «Инвестиционный климат» 
 

                  Выполнил:

                  Студент 080105

                               Специальность   

                          

                    Научный руководитель: 
                   

 

Содержание 

1 Понятие инвестиционного климата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2 Инвестиционный климат  в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 

 

      1 Понятие инвестиционного  климата 

      Инвестиционный климат - весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона). Каждый из них играет важную роль для характеристики инвестиционного климата страны.

      Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. Оно может реализовываться как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций. На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой. 

      Макро- и микроуровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку, например, практически любые законодательные усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства. 

      В основе теории инвестиционной привлекательности страны с точки зрения ПЗИ лежит концепция ОЛИ (ownership-specific advantages – location-specific variables – internalization advantages – OLI)11, разработанная Дж. Даннингом и названная им эклектической парадигмой.

      Концепция ОЛИ предполагает:

      • сравнительные преимущества фирмы, представленные ее нематериальными активами, в частности собственными технологиями или преимуществами, связанными с управлением;

      • национальные сравнительные преимущества, например емкий внутренний рынок, низкие издержки производства, высокоразвитая инфраструктура, высокая квалификация и низкая стоимость рабочей силы;

      • преимущества интернализации — наличие  аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и реципиентами.

      Первое  и третье условия характеризуют специфику компании, второе — особенности страны в целом. Если принимающую страну отличает только первое условие, то инвестор избирает стратегию лицензирования или продажи патентов, чтобы проникнуть на ее внутренний рынок. Если же присутствуют первое и третье условия, то ПЗИ становятся самой предпочтительной формой инвестиций в экономику принимающей страны. Однако важно учитывать национальные сравнительные преимущества.

      Между странами существуют экономические  и политические различия. Поэтому инвестиционная привлекательность страны чаще всего трактуется широко, т.е. учитываются макроэкономические факторы, правовой режим регулирования, меры по содействию и стимулированию инвестиций.

      Оценка  инвестиционного климата предполагает учет:

      • экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

      • государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки  иностранных инвестиций, возможности  национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

      • нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

      • информационного, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.

      Оценка  различных составляющих инвестиционного  климата позволяет определить уровень  инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления  вложений. Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в "Ежегодной статистической карте".

      Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами: "Euromoney", "Fortune", "The Economist". В частности, рейтинг журнала "Euromoney" определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги (IBCA, Moody's, Standard & Poor's и др.). 

 

     2 Инвестиционный климат  в РФ 

     Основная причина незначительных объемов привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

     В последнее время произошло улучшение  макроэкономической ситуации. Стала  более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд  проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного  климата.

     Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

  • наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;
  • недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;
  • несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;
  • дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

     Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют  эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

     Однако  оценка инвестиционного климата  иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его  комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

     Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества1.

     Мировая экономика все основательнее  становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.

     Набирает  силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.

     Таким образом, требования к благоприятности  инвестиционного климата в связи  с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

     К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных  инвестиций.

     Однако  Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

     Кроме того, Закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций – национальный режим. В то же время международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций – национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Право выбора предоставлено инвестору.

     В целом новый Закон об иностранных  инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

     Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

     Однако  работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе  продукции, нельзя считать завершенной.

     Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Информация о работе Инвестиционный климат