Инвестиционный рынок, его двойственное содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить инвестиционный рынок Республики Мордовия и перспективы его развития.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи :
- рассмотреть понятие, сущность, конъюнктуру и функции инвестиционного рынка;
- разобрать инвестиционную политику Республики Мордовия;
- описать сущность инвестиционного рынка Республики Мордовия;
- провести анализ инвестиционного рынка Республики Мордовия.;
-рассмотреть перспективы развития инвестиционного рынка Республики Мордовия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы инвестиционного рынка 5
1.1 Понятие и сущность инвестиционного рынка 5
1.2 Конъюнктура инвестиционного рынка 8
1.3 Функции инвестиционного рынка 11
2. Инвестиционный рынок 14
2.1 Инвестиционная политика Республики Мордовия 14
2.2 Анализ инвестиционного рынка Республики Мордовия 18
3. Основные направления развития инвестиционного рынка Республики Мордовия 22
3.1 Система комплексных целевых программных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Мордовия 22
3.2 Оценка социально-экономической эффективности Программы 25
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложения 31

Файлы: 1 файл

курсовая инвестиции.docx

— 66.21 Кб (Скачать файл)

     Кризис – не лучшее время ни для снижения рисков, ни для наращивания инвестиционного потенциала. По самым очевидным показателям получается вполне ожидаемая картина. По результатам пятнадцатого рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, приводимом Рейтинговым агентством «Эксперт РА», индекс интегрального инвестиционного риска в 2014 году увеличился сразу у 43 регионов. Одновременно по сравнению с прошлогодним рейтингом несколько увеличилось число регионов в группах с повышенным риск. Что же касается более инертной динамики инвестиционного потенциала, то только 24 субъекта РФ имеют заметный позитив в этой сфере. Фактором успеха в большинстве случаев стали не масштабные прорывы, а предотвращение серьезных провалов в социально-экономическом положении региона.

     Инвестиционная привлекательность Республики Мордовия как любого другого региона Российской Федерации характеризуется двумя основными интегрированными параметрами: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском. Здесь характерна обратная зависимость между показателями потенциала и риска и их динамики. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов за 2013-2014 годы, проводимому Рейтинговым агентством «Эксперт РА», выявился ряд регионов, обладающих наименьшими интегральными инвестиционными рисками, и созданы наиболее благоприятные условия для инвесторов. Это Ростовская, Липецкая и Воронежская области.

     В 2009-2010 годах республика относилась к группе регионов с наименьшими интегральными инвестиционными рисками. В настоящее время по рейтингу инвестиционного климата Республика Мордовия относится к числу регионов России с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском (3В2). Ее ближайшими соседями по рейтинговой категории являются такие регионы, как Курганская область, Республика Алтай и Республика Бурятия.

     В 2005-2014 годах в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперт РА» Республике Мордовия удалось подняться на одно место (с 63-го на 62-е) в ранге инвестиционного потенциала среди субъектов Федерации, и на шестнадцать мест (с 37-го на 21-е) по уровню инвестиционного риска.

     Как показывает практика, сохранение тенденции снижения инвестиционных рисков должно постепенно привести и к росту инвестиционного потенциала Республики Мордовия. В настоящее время позиции республики по частным видам потенциалов довольно «ровные». Основными моментами, препятствующими повышению инвестиционного потенциала, являются крайне слабые позиции по рангам потребительского и финансового потенциала, за ними стоят природноресурсный, туристический, институциональный и производственный ранги. Немного лучшие места республика занимает в стране по инфраструктурному, инновационному и трудовому потенциалу, а несколько более худшие – финансовому и потребительскому. Наиболее серьезным аспектом положительной динамики рангов частных инвестиционных потенциалов стало значительное повышение места республики по инновационному потенциалу.

     Имеющиеся предпосылки инвестиционного климата позволит Республике Мордовия занять достойное место среди российских регионов.

     В настоящее время республика имеет среди субъектов федерации крайне низкие экологический и управленческий риски, минимальный социальный риск, низкий криминальный риск. По сочетанию позитивных аспектов инвестиционного риска Республику Мордовию следует охарактеризовать как регион с хорошей экологией и высоким качеством государственного управления, спокойный в криминальном отношении регион России.

     Анализ инвестиционной деятельности Республики Мордовия за 2005-2014 годы позволяет установить основную системную проблему, которая заключается в том, что темпы развития и структура инвестиционной деятельности в Республике Мордовия не в полной мере отвечают потребностям полноценного развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности; при этом положительная динамика факторов формирования инвестиционного климата (четкое законодательство в области инвестиционной деятельности, низкий уровень экономического риска) в должной мере не способствуют привлечению инвестиций в регион. В тоже время перед Республикой Мордовия стоит вполне посильная задача снижения инвестиционных рисков, но трудная проблема обеспечения роста потенциала. Это еще раз подчеркивает необходимость серьезных и долговременных усилий по улучшению параметров инвестиционного климата Республики Мордовия. В настоящее время экономические и социальные процессы в Республике Мордовия благоприятствуют улучшению инвестиционного климата региона. Положительная динамика показателей экономического развития и объемов инвестиций ведут к процессу обновления основных фондов.

     В динамике рангов частных инвестиционных рисков наблюдается постепенное улучшение за последние 9 лет мест республики почти по всем видам рисков. По законодательному риску республика постепенно переместилась с 56-го места в 2005 году на 43-е место по итогам 2014 года, по экономическому – с 67-го на 38-е, по социальному – с 65-го на 18-е, по экологическому – с 29-го на 3-е. Вместе с тем, настораживает снижение рангов республики в 2005-2014 гг. по финансовому риску. Стабильны позиции региона среди субъектов федерации по управленческому и политическому рискам. Финансовый риск в значительной степени зависит от кредитного рейтинга региона. Данное значение рейтинга показывает значительную зависимость финансов республики от заимствований.

     С точки зрения инвестиционных рисков наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, имеются факторы, свидетельствующие об их снижении, что объясняется совершенствованием законодательной базы, с другой – наблюдается целый ряд моментов, свидетельствующих о повышении уровня риска.

     Анализ положения субъекта федерации в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов и тенденции его изменения позволяют выработать систему мер по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвесторов в регион.

 

3. Основные  направления развития инвестиционного  рынка Республики Мордовия

3.1 Система комплексных целевых программных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Мордовия

 

      Республика Мордовия имеет все предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности. Реализация этих предпосылок связана с комплексом мер по снижению отдельных составляющих инвестиционных рисков и повышению инвестиционного потенциала.

    Система мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Мордовия исходит из :

1.  Основных положений Стратегии  социально-экономического развития  Приволжского федерального округа  на период до 2020 года.

2.  Основных задач улучшения параметров  инвестиционного климата, вытекающих  из проведенной оценки инвестиционного  климата республики.

3.  Требований потенциальных инвесторов  к системе регулирования инвестиционной  деятельности на территории.

 

     Ключевой целью Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года является повышение инвестиционной привлекательности территории и развитие существующих секторов в регионе. Основными направлениями инвестиционной политики республики должны стать:

-  развитие современной производственной  инфраструктуры;

-  активный маркетинг территории;

-  инфраструктурное развитие.

     Основными мероприятиями, направленными на активизацию инвестиционной деятельности и улучшение инвестиционного климата в Республике Мордовия, должны стать следующие:

-  организация парковых и  особых экономических зон интенсивного  развития, включающих элементы транспортной, инженерной и деловой инфраструктуры;

-  развитие механизмов государственно-частного  партнерства при реализации инвестиционных  проектов с целью снятия основных  инфраструктурных рисков;

-  заключение соглашений с  потенциальным частным инвестором  по реализации инвестиционных  проектов;

-  концентрация государственной  поддержки инвестиционной деятельности  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития;

-  создание института развития, направленного на привлечение  инвестиций и работающего по  принципу «одного окна»;

-  активность информационной  политики, позволяющей в полной  мере раскрыть инвестиционный  потенциал и позиционировать  Республику как инвестиционно- привлекательный регион.

    Перечень программных мероприятий.

   Для достижения поставленной цели и решения задач необходимо реализовать в соответствии с поставленными задачами следующие мероприятия:

     1.Разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику республики.

    Для решения данной задачи должны быть реализованы следующие мероприятия:

-  мониторинг инвестиционных  процессов в разрезе видов  экономической деятельности, в том  числе мониторинг реализации  инвестиционных проектов. В результате  мониторинга будет получена информация  об основных факторах, оказывающих  положительное или отрицательное  влияние на развитие инвестиционных  процессов в разрезе видов  экономической деятельности, и о  ходе реализации инвестиционных  проектов;

-  разработка и осуществление  пилотного проекта по формированию  системы связанного кредитования  с использованием залогового  обеспечения.

      2.Реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций в малое и среднее предпринимательство республики и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

-    предоставление субъектам  малого и среднего предпринимательства  субсидий на оплату части процентов  за пользование кредитами российских  кредитных организаций;

-    содействие развитию  лизинга оборудования субъектами  малого и среднего предпринимательства;

-    развитие системы микрофинансирования;

-    поддержка начинающих  предпринимателей;

-    развитие системы предоставления  гарантий субъектам малого и  среднего предпринимательства;

-    поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и  внедрение инновационной продукции.

     3.Формирование позитивного имиджа Республики Мордовия как инвестиционно привлекательной территории и информационное обеспечение участников инвестиционной и инновационной деятельности. Для решения данной задачи должны быть реализованы следующие мероприятия:

-  размещение информации об  инвестиционном климате Республики  Мордовия на сайтах ведущих  российских информационных агентств  и в ведущих федеральных средствах  массовой информации. О преимуществах  инвестиционного климата республики  должно быть достаточно широко  известно, так как это способствует  увеличению внимания со стороны  инвесторов;

-  подготовка и трансляция  телевизионных программ, посвященных  социально-экономической ситуации  в регионе, реализации инвестиционных  проектов в приоритетных отраслях  экономики;

-  организация пресс-туров на  стабильно работающие предприятия, реализующие инвестиционные проекты;

-  поддержка и актуализация  раздела «Инвестиционная политика»  на сайте Министерства экономики  Республики Мордовия, включающие  перевод материалов на английский  и немецкий языки;

-  организация проведения семинаров, конференций и «круглых столов»  по инвестиционной и инновационной  тематике:

-  обучающих семинаров для  специалистов в области привлечения  инвестиций, а также подготовки  и переподготовки кадров органов  исполнительной власти для работы  в сфере инвестиций (повышение  квалификации, обучение и другое),

-  семинара по вопросу брендирования  территорий.

     Таким образом, принятие Программы, реализация мероприятий которой позволит повысить инвестиционную привлекательность республики, создать благоприятные условия для инвестирования и обеспечит эффективное использование имеющегося инвестиционного и инновационного потенциала.

 

 

3.2 Оценка социально-экономической  эффективности Программы

 

     Повышение инвестиционного потенциала республики за счет инициирования и разработки республиканских целевых программ, обеспечение эффективного использования имеющегося в республике инвестиционного потенциала, снижение инвестиционного риска, в частности за счет обеспечения информационной открытости в области инвестиционной деятельности, активизация информационной политики, позитивное позиционирование Республики Мордовия на национальном и мировом уровнях, повышение уровня информирования общественности о федеральных и региональных инвестиционных программах, позволяет решить комплекс задач по повышению инвестиционной привлекательности Мордовии, формированию и продвижению имиджа Республики Мордовия как инвестиционно-привлекательной территории и обеспечат положительную динамику позиции Республики Мордовия в национальных рейтингах инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Инвестиционный рынок, его двойственное содержание