Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:59, реферат
Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложе¬ниях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, до¬рог, аэропортов и прочих полезных объектов.
Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложениях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, дорог, аэропортов и прочих полезных объектов. Именно о последних пойдет речь в настоящей главе/
Инвестиции, предназначенные
для создания объектов, принято именовать
капитальными вложениями, а инвестиционная
деятельность представляет собой вложение
инвестиций и осуществление последующих
практических действий для получения
искомого результата.
В зависимости от источника происхождения,
инвестиции делятся на государственные,
муниципальные и частные. Россия, ее субъекты
и муниципальные образования инвестируют
строительство тех или иных объектов,
исходя из своих, законодательно очерченных,
задач. Частные лица свободны в выборе
объектов инвестиций, за исключением случаев,
когда присутствие частного капитала
в инвестировании недопустимо по той причине,
что определенные сферы деятельности
для него закрыты (производство боеприпасов,
выпуск государственных денежных знаков
и т.п.).
Государственное регулирование
инвестиций, начиная с федерального
уровня, направлено на создание для них
благоприятных условий и осуществляется
путем совершенствования системы налогов;
установления специальных налоговых режимов,
не носящих индивидуального характера;
защиты интересов инвесторов, т.е. лиц,
вкладывающих средства в строительство
(они в данном случае и являются ключевыми
фигурами в инвестиционном процессе);
предоставления льготных условий пользования
землей и другими природными ресурсами;
создания и развития сети информационно-аналитических
центров, осуществляющих регулярное проведение
рейтингов и публикацию рейтинговых оценок
субъектов инвестиционной деятельности;
принятия антимонопольных мер и т.п.
Все это свидетельствует об интересе государства
к инвестициям и его возможностях по созданию
общего благоприятного фона для их вложений.
Такой интерес объясняется тем, что инвестирование
означает превращение денег в предприятия,
жилые комплексы и прочие полезные объекты.
И если движение частных средств плохо
поддается контролю со стороны государства
и они могут легко уйти из страны, то построенные
за их счет объекты, напротив, вполне контролируемы,
в том числе в смысле взимания налогов.
Кроме того, создание объектов, особенно
производственных, ведет к увеличению
национального богатства страны, созданию
новых рабочих мест и повышает конкурентные
возможности России на мировых рынках.
Однако для инвестора как лица, вкладывающего
средства в строительство, одного интереса
государства было бы недостаточно. Необходимы
государственные гарантии, и в настоящее
время они, независимо от форм собственности
на инвестиции, сводятся, во-первых, к обеспечению
равных прав при осуществлении инвестиционной
деятельности. Иными словами, объем правомочий
инвестора не зависит от его субъектных
характеристик либо характера возводимого
объекта
Инвестиционный рынок Кыргызстана.
Введение :
Заключение:
Введение:
На сегодняшний день инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики угрожают несколько факторов. Во-первых, политическая нестабильность внутри государства, как субъекта международных отношений. Вот уже два десятка лет мы строим государство не с фундамента – экономики, а с политики – крыши. Отсюда и проблемы. Кому интересно вкладывать деньги в страну, где каждый пришедший к власти меняет правила игры, как того захочет его левая нога?
Вторая проблема – качество
законов. У нас они, что признано
давно, отстают от экономической
ситуации, которая меняется в мире
едва ли не ежечасно. По идее, раз уж
мы отказались от административно-планового
хозяйства (кстати, кто-нибудь объяснит
внятно, зачем?), то законы в Кыргызстане
должны работать на защиту частной
собственности в рыночной экономике.
И не имеет значения, что за собственность:
пивной ларек или фабрика по выпуску
мужских трусов. Но наши нормативные
документы имеют массу
В-третьих, так называемое рейдерство. В Кыргызстане оно давно приобрело устойчивый характер. Причем пример подают сами властьимущие. Сначала был «зять всего кыргызского народа» Адиль Тойганбаев. Потом – «принц» Максим Бакиев. А теперь – временное правительство со своими проектами национализации. По сути, это ограбление. Но это слово очень уж некрасивое. Поэтому назвали это «возвращением незаконно приобретенных прежними властями в личную собственность объектов».
Четвертая проблема - зависимость судебной системы государства от воров и взяточников. По итогам общественного опроса за 2008-2009 годы, взятки среди судей составляют до 85%.
Пятое - отсутствие контроля
над эффективностью работы программ
экономического развития и целевого
использования бюджетных и
В общем, по всем этим причинам, инвестиционная привлекательность Кыргызстана находится на нулевой отметке. А тут еще смена власти и последующие за ней кровавые события явно не прибавили у инвесторов желания вкладывать сюда свои денежки.
Общий анализ прямых иностранных
инвестиций в сравнении I квартала 2009
года с аналогичным периодом 2008 года
указывает прирост инвестиций на
15 процентов по всем видам экономической
деятельности в Кыргызской Республике.
Однако в настоящее время
Несмотря на то, что в 2009 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2008 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным. Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития. Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.
В целом, несмотря на значительный
прогресс, среднесрочные перспективы
Кыргызстана характеризуются
Конечно, финансовый и экономический кризис, заставил многие казахстанские компании пересмотреть свои планы. К тому же настораживают прецеденты, связанные с конфликтами вокруг лакомых кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны. Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия.
Инвестиционное и торговое сотрудничество с Кыргызстаном
Внутренние экономические сложности у Казахстана привели к некоторому охлаждению его инвестиционных и торговых отношений с самым близким партнером по Центральной Азии.
Казахстанские инвесторы выводят активы
С 2005 по 2008 год казахстанские инвестиции в экономику Кыргызстана возросли более чем в 8 раз – с $16 млн. до $133 млн. в год (по данным Национального банка РК). На конец 2007-го общий объем инвестиций Казахстана в соседнюю республику (накопленный итог) составил $309 млн., на конец 2008 года – $474 млн. Относительно объемов казахстанской экономики эти цифры невелики, но для Кыргызстана наша республика в последние годы стала инвестором №1, занимая более 40% в общем объеме иностранных инвестиций в эту страну. Казахстанские инвесторы контролировали более 60% банковской системы Кыргызстана, владели активами в ключевых секторах промышленности и в энергетике. Все это дало основание говорить о высоких рисках экономической зависимости Кыргызстана от своего ближайшего соседа. Сегодня, когда в Казахстане избыток ликвидности сменился дефицитом, происходит реализация этих рисков.
После инвестиционного бума в середине 2007 года инвесторы резко сократили объемы вложений в экономику Кыргызстана, а в I квартале 2008 года начали выводить свои активы из этой страны.
Пока никто из наших крупных инвесторов не сообщил о продаже аффилированных компаний в Кыргызстане. Однако необходимо отметить, что, помимо притока капитала, существуют еще несколько факторов зависимости Кыргызской Республики от Казахстана:
1. Объем киргизского экспорта в Казахстан только с 2000 года по 2007-й увеличился более чем в 3 раза – с $33 млн. до $116 млн. (по данным бишкекского Центра экономического анализа). В общем объеме экспорта КР доля нашей страны за это время возросла с 6% до 20%. Это произошло главным образом за счет поставок строительных материалов и потребительских товаров. Сейчас, когда многие стройки в Казахстане остановлены, а уровень потребительского спроса значительно снизился, часть киргизских предприятий потеряла свой основной рынок сбыта.
2. По отдельным оценкам, киргизские трудовые мигранты в последнее время зарабатывали в России и Казахстане и переправляли на родину до $800 млн. ежегодно (эта сумма превышает общий объем иностранных инвестиций в КР). Многие гастарбайтеры сегодня вынуждены возвращаться домой, соответственно, повышается уровень безработицы и сокращается потребительский спрос в стране.
3. Пока казахстанский капитал осваивался в Кыргызстане, киргизская буржуазия вкладывала деньги в Казахстан, в том числе в алматинскую недвижимость и другие спекулятивные инструменты, которые в итоге оказались замороженными. В целом в 2007 году инвестиции Кыргызстана в РК составили $67 млн. Впрочем, официальная киргизская статистика сообщает неплохие новости по итогам I полугодия 2008 года. По данным Нацстаткома КР, реальный рост экономики в стране без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения «Кумтор» (крупнейшего в стране производства, занимающего, по официальным данным, около 5% ВВП КР) составил 6,5 % (в I полугодии 2007 года – 11 %). Рост производства отмечен в сфере услуг (на 9,2%), промышленности (на 6%), строительстве (на 7,5%), сельском хозяйстве (на 2,9%). Производство промышленной продукции в реальном выражении возросло на 6% (в январе-июне 2007 года на 4,8%). Рост в основном был обеспечен за счет предприятий «Кумтора». Без учета «Кумтора» в промышленности наблюдался незначительный рост на 1,4% (в январе-июне 2008 года – на 15,7%).
По официальным данным,
в Кыргызстане за этот период даже
снизилась безработица и
В связи с опережающим ростом объемов импорта над экспортом отрицательное сальдо торгового баланса выросло в 1,7 раза, достигнув без малого $1 млрд.
На смену Казахстану идет Китай
Отрицательное сальдо торгового баланса Кыргызстана за первые 5 месяцев текущего года достигло почти $1 млрд. Главными торговыми партнерами КР являются Россия, Китай и Казахстан (см. таблицу). Причем доля Китая во внешнеторговом обороте Кыргызстана быстро растет.
С кем Кыргызстан торгует в первую очередь
(данные за январь-май 2009 года)
Доля в общем внешне-торговом обороте КР (%) |
Двусторонний торговый оборот ($ млн.) |
Доля оборота к январю-маю 2007 г. (%) |
Экспорт ($ млн.) |
Доля экспорта к январю-маю 2007 г. |
Импорт ($ млн. |
Доля импорта к январю-маю 2007 г. | |
Россия |
33,3 |
657 |
150 |
111 |
33,3 |
546 |
150 |
Китай |
11,7 |
231 |
190 |
19 |
126 |
212 |
200 |
Казахстан |
11,7 |
230 |
138 |
70 |
104 |
160 |
160 |