Экономическая оценка инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

В истории британской экономики есть примеры торговой практики, напоминающей франчайзинг. Примером является учреждение системы гильдии в Лондонском Сити XII века или продажа королем представителям знати прав взимать налоги и другие сборы на определенной территории в обмен, например, на вербовку солдат для королевской армии. Даже сейчас в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить ярмарки, содержать рынки, предоставлять паромы, мосты и сооружать броды через реки и водные потоки.

Файлы: 1 файл

крэои.docx

— 156.52 Кб (Скачать файл)

1. Франчайзинг.

Франчайзинг – особая форма развития бизнеса, которая объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу) и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы - в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д.

История франчайзинга берет свое начало в Европе, а еще точнее, в средневековой  Франции. Само слово «франчайз» обозначало в те времена особую привилегию или  «вольность», даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских  лесах или эксклюзивное право  торговать какими-то товарами, право  держать рынки и ярмарки, право  на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов.

В истории британской экономики  есть примеры торговой практики, напоминающей франчайзинг. Примером является учреждение системы гильдии в Лондонском Сити XII века или продажа королем  представителям знати прав взимать  налоги и другие сборы на определенной территории в обмен, например, на вербовку солдат для королевской армии. Даже сейчас в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить  ярмарки, содержать рынки, предоставлять  паромы, мосты и сооружать броды  через реки и водные потоки.

В дальнейшем эта идея получила распространение  по всей Европе и мэры многих городов  стали давать франчайзы рыночным торговцам - исключительные права торговать  чем-то в пределах того или иного  рынка.

Первым примером франчайзинга в  США можно считать законодательное  предоставление прав частному бизнесу  в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства  исключительное право давало стимул частному бизнесу вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся определенный государственный контроль за работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись определенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Например, передача права на землепользование лицу, которое  обеспечит снабжение армии, или  передача полномочий определенному  лицу на сбор налога от имени правительства. Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и  качественно развивать предприятия  разных сфер услуг без привлечения  государственных средств.

Еще более интересные примеры использования  франчайзинга частным бизнесом были в 50-х годах XIX столетия, когда в  США были предоставлены исключительные права изготовителям. В 1851 году ряд  крупных предприятий, например, компания Зингер, франчайзируют право на продажу  своих изделий (швейных машин) по всей территории США. Поскольку денег  у компании для найма продавцов  не было, молодой Зингер придумал систему, когда независимые продавцы (дилеры) могли получить право на продажу  швейных машин на определенной территории. Дилеры платили 60 долларов за машину, а  продавали за 125 долларов. В течение  нескольких лет сотни дилеров  стали богатыми людьми.

Инициатором производства безалкогольных напитков в системе франчайзинга стала "Соса-Со1а" (1886). Затем ее примеру последовали "Pepsi", "Dr.Реррег" и "Royal Crown". В данном случае, независимому предприятию передается патентованный сироп или концентрат, либо право на производство фирменного напитка и его сбыт на определенной территории.

Одна из первых успешных франчайзинговых  систем была применена компанией General Motors. В 1898 году молодая компания, не имеющая достаточно наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу паровых двигателей и автомобилей через систему  франчайзинга. Оптовый продавец приобретал право продавать продукцию только этой фирмы на определенной территории. Ему гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних конкурентов. Франчайзер не имел права предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав для их использования на закрепленной за франчайзи территорией, а также должен был воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой же территории. Франчайзи, в свою очередь, не имел права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вкладывать в дело часть своих средств, а также поддерживать репутацию компании и высокий уровень обслуживания. Эта система по сей день остается основным способом продажи автомобилей.

Необходимо отметить, что развитие франчайзинга в Западных странах  происходило на фоне организационно-правового  закрепления договорных норм, а также  таких аспектов как налогообложение, кредитование, антимонопольное законодательство и защита интеллектуальной собственности.

В 60-70-х годах прошлого века в  Соединенных Штатах разразилась  франчайзинговая революция, открыв франчайзингу путь к семидесяти областям бизнеса: от авторемонта и пекарен-кондитерских до картинных галерей и оздоровительных  центров для похудания. Впереди  был феномен "Баскин-Роббинса" и "МакДоналдс", перенявшего секрет успеха у мороженщиков.

Вплоть до 1970-х годов франчайзинг  рассматривался как эффективный  метод распределения продукции  и услуг. Франчайзер (оптовый продавец) давал возможность франчайзи (розничные  торговые организации) получать выгоду от скидок, использовать товарный знак, при этом франчайзи сохранял свою независимость. Покупатель же воспринимал  франчайзи как продавца товара известного качества. Более того, такие взаимоотношения  в бизнесе выгодны для франчайзи  тем, что позволяли ему занимать лучшие места в торговых рядах.

Широкое развитие франчайзинга наблюдалось  в конце восьмидесятых годов  и относится ко второму поколению  франшиз, которые стали известны как «бизнес — формат» или  деловой франчайзинг. Деловой франчайзинг  — это метод ведения коммерческой деятельности таким образом, что  франчайзер получает выгоду от быстрого роста при ограниченных затратах и риске, а франчайзи — от того, что получает право использовать проверенную коммерческую систему. Это обоснованно тем, что в современных условиях, когда резко возрос поток новой информации, и перед каждой фирмой встала необходимость постоянно генерировать различные новшества, повсеместно заметно энергичное стимулирование корпорациями предпринимательства в своих стенах.

Франчайзинговая классическая форма организации бизнеса предполагает использование трех основных составляющих:

· франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и  развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую  репутацию и узнаваемый имидж (называемый брендом). После того, как компания доказала работоспособность своей  бизнес-концепции и успешную воспроизводимость  этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые  хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

· франчайзи – это человек  или компания, которая покупает возможность  обучения и помощь при создании бизнеса  у франчайзера и выплачивает  сервисную плату (роялти) за использование  товарного знака, ноу-хау и системы  ведения работ франчайзера. Франчайзи  сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет весьма выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные  средства). Эти скидки всегда дают возможность  франчайзи покупать продукты у франчайзера  по более низкой цене и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать  бизнес без франчайзера. Франчайзи  принимает на себя обязанность выплачивать  ежемесячные взносы за право пользования  торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет  успешный бизнес, и его прибыль  превосходит затраты.

· франшиза – это франчайзинговый  пакет, который франчайзер продает  франчайзи. Этот пакет обычно включает пособия по ведению работ и  другие важные материалы, принадлежащие  франчайзеру. Любой вид бизнеса  можно превратить во франшизу. Международная  Ассоциация Франчайзинга выделяет 75 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга, например, бухгалтерский  учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда, строительство, небольшие  продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлторские компании, туризм и развлечение  и т.д.

В связи с большим разнообразием  форм и видов франчайзинговой  деятельности возникает необходимость  их классификации. Франчайзинговые  схемы ведения бизнеса могут  быть классифицированы по двум критериям:

1. В каком виде и  на какой стадии франчайзер  предоставляет франчайзи товар  для реализации.

2. На какой базе строится  система отношений и какие  льготы предоставляются покупателю  франшизы.

1. По первому критерию  франчайзинг можно классифицировать  по четырем основным видам  деятельности: в производственной  и строительной области, товарный, в сфере деловых услуг и  в сфере сервисного обслуживания.

1.1. Товарный франчайзинг  – взаимоотношения сторон франчайзи  в сфере торговли, при которых  франшизодатель предает, а владелец  франшизы получает эксклюзивное  право, ограниченное конкретной  территорией, на реализацию под  торговым знаком франшизодателя  выпускаемой им продукции. Такого  рода отношения в большинстве  случаев выгоды франчайзеру, так  как они обеспечивают ему продвижение  товарного знака, расширение системы  сбыта и непрерывную связь  с потребителями через систему  сбыта. Франчайзи при этом является  частью контролируемой франчайзером  системы сбыта. Пример товарного франчайзинга – дилерские сети по продаже автомобилей.

1.2. Производственный франчайзинг  – отношения в рамках договора  франчайзинга, которые дают право  франшизополучателю на производство  и сбыт продукции под торговым знаком франшизодателя с использованием поставляемых им сырья, материалов или технологий. Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья, осуществляет обеспечение сырьем конечного производителя и передает права на использование этой технологии. Главная особенность и в то же время центральная проблема производственного франчайзинга – обеспечение требуемого качества продукции по всем предприятиям франчайзи, так как снижение качества как один из способов максимизации прибыли ведет к подрыву торговой марки со всеми вытекающими последствиями для головной компании и франчайзинговой сети в целом. Примеры производственного франчайзинга – производство прохладительных напитков «Кока-кола», «Пепси» и т.д.

1.3. Деловой франчайзинг  (или франчайзинг бизнес –  услуг) подразумевает продажу  права на организацию малой  фирмы, которая будет носить  название материнской корпорации  и изберет тот же профиль  деятельности. При деловом франчайзинге  бизнес – формат является наиболее  популярным способом сетевой  организационной структуры, так  как наиболее комплексно охватывает практически все элементы производственно-хозяйственных схем и методов отчетности. Деловой франчайзинг бизнес – формата открывает для бизнеса новые возможности, предусматривает взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием технологий, ноу-хау, товарного знака, опыта предпринимательства, с учетом стратегического менеджмента.

1.4. Другие виды услуг  и бизнеса (сервисный франчайзинг)  – это понятие включает не  только вид деятельности (предоставление, в основном, социальных сервисных  услуг) и форму ее осуществления  (заключение франчайзингового договора), но и способ организации взаимодействия. Основная направленность сервисного  франчайзинга – высокий уровень  обслуживания потребителей, благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи. Потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Именно указанные обстоятельства позволили сервисному франчайзингу получить широкое распространение и стать перспективной технологией ведения бизнеса.

2. Что касается второго  критерия классификации – взаимоотношений  франчайзера и франчайзи, то  здесь различают классическую  модель и такие модификации,  как региональный франчайзинг,  субфранчайзинг, развивающийся франчайзинг  и др.

2.1. Классическая модель  состоит в следующем: франчайзи  напрямую заключает с франчайзером  договор на поставку его товаров  или оказание услуг в обмен  на обязательство выплатить первоначальный  взнос, а затем вносить определенные  суммы, исчисляемые в процентах  от объема продаж (роялти). При  этом все франчайзи имеют одинаковый  статус и заключают прямые  франчайзинговые соглашения с  головной компанией. В последние  годы классическая модель франчайзинга  изменилась в направлении обеспечения  франчайзера дополнительными возможностями  быстрого развития с наименьшими  затратами. 

Информация о работе Экономическая оценка инвестиций