Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:34, контрольная работа
Хотя в Российской Федерации имеются объективные возможности для привлечения инвестиций, включая природные ресурсы, наличие квалифицированных работников и значительное количество действующих предприятий, тем не менее в стране отсутствует ряд важнейших условий, необходимых для притока иностранных инвестиций. Инвестиционный климат в ряде стран мира более благоприятен, чем в Российской Федерации. Именно туда и устремляется иностранный капитал.
Прежде чем произвести инвестиции, инвестор ожидает разумного, приемлемого для него уровня рисков в стране.
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Финансы и кредит
Контрольная работа
по дисциплине: «Иностранные инвестиции»
Выполнил: |
Кирьянова Людмила Витальевна | ||
Группа: |
Ф-10-ВС(И) | ||
Контактная информация: |
Lw1@yandex.ru тел. 89655741498 | ||
Отметка о регистрации: |
|||
Проверил: |
Мухин Алексей Георгиевич | ||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2013г.
Содержание
Глава 1
Среди факторов становления и развития рыночных отношений в России важнейшее место занимает привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций. В настоящее время повышение инвестиционной активности стало ключевой проблемой экономической политики российского государства. Без эффективных инвестиций невозможна структурная перестройка народного хозяйства России, затруднителен успешный выход из экономического кризиса.
Существует возможность привлечения прямых иностранных инвестиций. За счет притока иностранных инвестиций ряд стран, в том числе Турция, Польша, Словакия, Бразилия, Китай, осуществили модернизацию своей промышленности. К примеру, в Китае совокупные прямые иностранные инвестиции превышают 200 млрд. долл. В недалеком будущем, когда Китай будет принят во Всемирную торговую организацию (ВТО), приток инвестиций в страну еще более увеличится.
Однако для привлечения прямых иностранных инвестиций в любую страну необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Создание благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации способствовало бы привлечению иностранных инвестиций и интеграции страны в мировую экономику. По оценкам иностранных финансовых экспертов, для обеспечения долгосрочного роста российская экономика должна ежегодно получать 60—70 млрд. долл. иностранных инвестиций. Реальные иностранные инвестиции в российскую экономику составляли в 2000 г. примерно 2 млрд. долл.
В настоящее время большая часть российских предприятий в реальном секторе экономики страдает от отсутствия инвестиций на капитальные затраты, снижения капитализации, роста неплатежей и системной коррупции. Российская промышленность могла бы получить необходимые инвестиционные средства из источников внутри страны или из-за рубежа.
Из внутренних источников развития российских предприятий в настоящее время покрывается 53,5%, а из привлеченных средств — 46,5% капитальных затрат. При этом 60% привлеченных инвестиционных средств приходят из федерального и местного бюджета, банки предоставляют только 4% инвестиций2. Принятие нового Налогового кодекса положительно повлияло на собираемость налогов и вместе с высокими ценами на нефть обеспечило профицит бюджета. Однако в настоящее время Российское государство не обладает достаточными денежными средствами для бюджетного финансирования долгосрочных программ развития отечественной промышленности.
Как же в настоящее время обстоит дело с прямыми иностранными инвестициями в Российской Федерации? Инвестиционный климат в стране в последнее время улучшился, однако в целом он все еще не способствует притоку прямых иностранных инвестиций.
Пришло время перейти от абстрактных призывов к созданию благоприятных условий для инвесторов в стране. Прежде всего нет определенности в экономической политике государства. Должен быть определен основной курс в отношении иностранных инвестиций, обязательный для всех государственных органов исполнительной власти. Необходимо активизировать процесс интеграции в мировую экономическую и финансовую систему. Безусловно, существуют альтернативные варианты. Можно вести курс на самоизоляцию и опору на собственные ресурсы, стремиться к альянсу со странами, к примеру, Юго-Восточной Азии либо, как предлагал Джеффри Сакс, ввести Валютный совет (Currency Board) и изменить политику в отношении свободной конвертируемости валюты.
В законодательство следует ввести соответствующие нормы, направленные на привлечение инвестиций, содержащие юридические механизмы их реализации. Необходимо создать федеральный орган исполнительной власти специальной компетенции для привлечения инвесторов, улучшить работу существующих органов для привлечения инвестиций, ввести в федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации нормы, обязывающие все государственные органы исполнительной власти способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций.
Инвесторов можно привлечь только в том случае, если удастся решить вопрос о создании благоприятного инвестиционного климата на реальном юридическом и экономическом уровне. На формирование инвестиционного климата в стране сильное влияние оказывает внутреннее законодательство, с помощью которого государство регулирует поведение хозяйственных субъектов. Следует хорошо представлять, что само по себе провозглашение курса на привлечение иностранных инвестиций, при всей его важности, еще не создает объективно необходимых для его осуществления условий. Деклараций в отношении того, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным направлением экономической политики Российского государства, недостаточно. Необходимо ввести в законодательство нормы, стимулирующие прямые иностранные инвестиции. В нормах должны быть юридические механизмы их реализации. Иначе нормы не будут работать и инвестиции останутся на прежнем уровне. В настоящее время реально существующие отношения между государственными органами исполнительной власти и инвесторами зачастую ущемляют интересы инвесторов. Так называемые “личные” интересы конкретных чиновников входят в противоречие с интересами государства и общества, заинтересованных в привлечении инвестиций.
Хотя в Российской Федерации имеются объективные возможности для привлечения инвестиций, включая природные ресурсы, наличие квалифицированных работников и значительное количество действующих предприятий, тем не менее в стране отсутствует ряд важнейших условий, необходимых для притока иностранных инвестиций. Инвестиционный климат в ряде стран мира более благоприятен, чем в Российской Федерации. Именно туда и устремляется иностранный капитал.
Прежде чем произвести инвестиции, инвестор ожидает разумного, приемлемого для него уровня рисков в стране. В настоящее время в мире идет соревнование за привлечение инвестиций. Из международного опыта известно, что основная роль в сфере привлечения иностранных инвестиций принадлежит государству, которое влияет на формирование инвестиционного климата, в том числе издавая законодательство, регулирующее положение иностранного инвестора в стране. Нельзя создать благоприятный инвестиционный климат в России, а также благоприятные условия для интеграции Российской Федерации в мировую экономику без улучшения инвестиционного климата, в том числе правовой базы в отношении инвестиций. Необходимо изменить законодательство в отношении иностранных инвестиций, включая закон об иностранных инвестициях. Следует предусмотреть институты, нормы и юридические механизмы, благоприятствующие иностранным инвестициям, решить ряд организационных задач, в том числе поставить ясные цели экономической и финансовой политики государства, выработать и внедрить соответствующие процедуры, обеспечить возможность сравнения желаемого с достигнутым.
Без решения этих вопросов нельзя создать благоприятный инвестиционный климат в Российской Федерации. Инвестор не сможет рассчитывать на приемлемые для него риски без обеспечения реальных гарантий безопасности инвестиций со стороны государства и приемлемой рентабельности (к примеру, для нефтяной отрасли этот показатель составляет в настоящее время около 18% годовых).
В результате существующей инвестиционной политики в 1998 году Российская Федерация получила наименьшее количество прямых иностранных инвестиций из всех стран с переходной экономикой, определенных в процентном отношении по отношению к ВНП3. В настоящее время положение с прямыми инвестициями немного улучшилось. Однако притоку иностранных инвестиций в РФ все еще мешает ряд моментов в политической, экономической и социальных сферах.
Прежде всего притоку инвестиций в Россию сильно мешает то обстоятельство, что юридические, экономические, политические, организационные и социальные риски в РФ оцениваются на Западе достаточно высоко. Международные рейтинговые агентства не ставят России суверенный рейтинг по внешним долговым обязательствам, позволяющий, по их мнению, надеяться на то, что РФ погасит когда-либо свою внешнюю задолженность.
Международный валютный фонд требует от Российской Федерации отчета по поводу уже предоставленных в ельцинскую эпоху кредитов и не спешит с предоставлением новых. Международные организации, в частности Международная финансовая корпорация, входящая в систему Всемирного банка, осуществляющая страхование политических рисков в отношении инвестиций более чем в 100 странах мира, не идет на страхование политических рисков в РФ. При осуществлении страхования в РФ иностранными страховыми компаниями экономические риски в отношении России (в том числе кредитные риски, риск потери активов, риск потери репутации, страховой, базисный и опционный риски, риск криминальных операций) автоматически умножаются на коэффициент два.
Внутренние факторы, мешающие
притоку прямых иностранных инвестиций
в РФ, включают, помимо всего прочего,
политическую и социальную нестабильность,
системную коррупцию в
Но особенно беспокоят потенциальных инвесторов юридические и организационные риски. В российском законодательстве, регулирующем положение инвестора, имеется ряд неточностей, пробелов и неясностей, которые оперативно не исправляются. Такое положение дел отдает ряд вопросов, в том числе в отношении регистрации, лицензирования, получения определенных разрешений, на субъективное усмотрение чиновников различного ранга, приводит к многочисленным злоупотреблениям и влечет за собой еще большее распространение коррупции в регистрирующих, таможенных, надзорных, налоговых, правоохранительных и других органах власти. В рейтинге международных антикоррупционных организаций в отношении коррупции государственных и муниципальных служащих РФ уже несколько лет занимает одно из первых мест.
Собственники российских предприятий зачастую стремятся захватить контроль над предприятием и изъять из него активы. Используя бартер, взаимозачеты и наличные платежи, предприятие уходит в “серую экономику”, а о реальном положении дел на нем не сообщается мелким акционерам. Иногда подобное положение дел на предприятии становится источником личной выгоды для его руководителей и местных чиновников. Порой руководители предприятий, являющиеся их владельцами, создают искусственные барьеры потенциальным покупателям. Даже владея значительными пакетами акций, иностранные инвесторы практически не могут добиться защиты своих интересов со стороны государства.
Слабый приток инвестиций в российскую экономику вызывается также отсутствием прозрачности в деятельности российских предприятий. Российская бухгалтерская система имеет усложненный формат. Вместе с тем из бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами, трудно, а иногда и невозможно получить данные, необходимые для полноценного анализа экономического и финансового положения предприятия с использованием общепринятых в мировой практике экономических и финансовых моделей. Зачастую на предприятии отсутствует бухгалтерская отчетность, выполненная по международным стандартам, отсутствуют юридические механизмы, обеспечивающие надежную защиту инвесторов в том числе в суде, неясна перспектива исполнения судебных решений.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российское государство обязано создавать условия для достойной жизни своих граждан. Достойную жизнь граждан, поддержку социальных программ нельзя обеспечить без развития страны. Развитие страны и экономический прогресс в настоящее время невозможны без притока прямых иностранных инвестиций. Инвестиции можно привлечь только уменьшив риски инвесторов и создав благоприятный инвестиционный климат в Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость разработки и введения в российское законодательство ряда институтов, отсутствующих в российском законодательстве. Эти институты хорошо разработаны в теории и практике развитых стран, в частности в США. Одним из важнейших является институт “инсайдеров”. Рассмотрим, как этот институт закреплен в соответствующем законодательстве РФ и США.
В российском законодательстве
нет определения понятия “
К сожалению, одни лишь призывы и доводы о благотворности иностранных инвестиций явно недостаточны для их привлечения. Необходимо подкрепить призывы политиков юридическими средствами, создавая в законодательстве юридические механизмы, позволяющие улучшить инвестиционный климат в РФ и свести риски к приемлемому для инвесторов уровню. Поэтому ряд правовых институтов, в том числе институт “инсайдеров”, нужно теоретически разработать и закрепить в российском законодательстве. Если этот институт будет разработан в российской правовой науке, то законодатель сможет ввести соответствующие запретительные нормы, устанавливающие юридическую ответственность “инсайдеров” в законодательство о ценных бумагах и акционерное законодательство. “Инсайдеры” будут нести установленную законом юридическую ответственность за запрещенные законом действия, в том числе не только дисциплинарную, гражданско-правовую и административную, но и уголовную.
Информация о работе Контрольная работа по "Иностранным инвестициям"