Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:31, контрольная работа
Предприятия (фирмы) постоянно сталкиваются с необходимостью инвестиций, т.е. с вложением средств (внутренних и внешних) в различные программы и отдельные мероприятия (проекты) с целью организации новых, поддержания и развития действующих производств (производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов, например природоохранных, социальных и др.
1. Введение
2. Инвестиционный проект: понятие, состав, значение.
3. Стадии развития инвестиционного проекта.
4. Проблемы и перспективы инвестиционного проектирования
В зависимости от характера возникновения и стадии продвижения инвестиционного проекта все такие проекты в данный момент времени можно разделить на четыре группы:
Для описания
проектов типа А в виде бизнес-проекта
наиболее целесообразно использовать
формы и методы составления технико-
В этом случае бизнес-проект должен состоять из девяти разделов.
Раздел I. Исходные данные и условия проекта. Здесь в вербальном виде описывается основной замысел, цель проведения проекта, очерчивается круг возможных исполнителей проекта и потребителей его предполагаемых результатов (товаров или услуг).
Раздел II. Технико-экономический
анализ рынка. Основное назначение этого
раздела – дать описание сферы
потребления результатов
Фактор предложения на рынке следует оценивать, опираясь на характеристики существующих в данной отрасли предприятий, их производственные мощности, анализ перспектив их снабжения, динамику их рентабельности, котировки отраслевых акций. Имеет значение общая динамика числа предприятий отрасли (или нескольких отраслей – для полиотраслевых проектов).
Фактор конкуренции лучше всего оценивать, пользуясь схемой «пяти сил конкуренции», отражающей «рыночную силу» поставщиков, потребителей, конкурентов из данной отрасли, возможных конкурентов из других отраслей и товаров-субститутов.
В итоге раздела дается возможный состав и объемы производства и реализации продукции.
Желательно, чтобы этот раздел содержал также краткое описание вариантов товарно-рыночной стратегии предприятия, реализующего проект (речь идет о фрагментах, связанных с выполнением проекта). Это объясняется тем, что даже в случае наличия высокого и надежного спроса на продукцию до потребителя еще необходимо «добраться», т.е. осуществить продвижение продукции к месту потребления. Здесь необходимы принятие стратегических решений по ценовой, объемной, ассортиментной, диверсификационной политике, выбор методов рыночной экспансии, фокусирование усилий и т.д. Предпочтительно было бы выделить в бизнес-плане специальный раздел по товарно-рыночной стратегии предприятия в части, связанной с проектом.
Раздел III. Материальные факторы производства. По существу в данном разделе должен быть дан такой же анализ рыночной зоны, что и в разделе II, но применительно к рынку товаров и услуг, необходимых для реализации проекта. Целесообразно привести здесь не только объемы, структуру, цены и стоимости средств и предметов труда, но и возможные рычаги интеграционной политики для обеспечения устойчивого материально-технического обеспечения.
Раздел IV. Трудовые ресурсы. В данном разделе приводятся требования к структуре, квалификации и размерам трудовых ресурсов (с учетом динамики реализации проекта). Прогнозируются затраты на заработную плату и другие социальные цели. Оценивается локальный рынок труда, уровень жизни и притязаний кадров.
Раздел V. Географическая (территориальная) локализация проекта. Приводятся требования, ограничения и рекомендации по размещению проекта. Он может быть как сосредоточен на одном предприятии, так и распределен по нескольким предприятиям, причем в принципе круг затрагиваемых предприятий для проектов этого типа может меняться. Если данный проект относится к сфере нового капитального строительства, в этом разделе приводится стоимость земельного участка, аренды и т.п.
Раздел VI. Проектно-конструкторская
документация. Данный раздел характеризует
технологическую сторону
Раздел VII. Организация реализации проекта и накладные расходы. Указываются возможные и наиболее целесообразные варианты организации проекта, включая производственную, снабженческую, маркетинговую стороны. Приблизительно определяются связанные с проектом накладные расходы.
Раздел VIII. Планирование сроков реализации проекта. Здесь определяются возможные варианты взаиморасположения (эшелонирование) во времени этапов проекта: сроков строительства, монтажа, пусконаладки. Для каждого варианта определяется смета затрат, что позволяет выбирать оптимальный по затратам и результатам вариант.
Раздел IX. Финансово-экономическая оценка проекта. Основной обобщающий раздел бизнес-проекта, содержащий его полный финансовый профиль, т.е. затраты и финансово-экономические результаты по всем статьям реализации и освоения проекта. Кроме того, в разделе содержится ряд показателей эффективности, с помощью которых соизмеряют результаты проекта с затратами, в том числе:
Определяются
также некоторые
В этом же разделе следует привести возможные варианты реинвестирования средств, получаемых как дивиденды или возвратные платежи.
Так же, количественные показатели финансово-экономической оценки проекта должны быть дополнены рядом качественных характеристик, определяющих также результаты проекта, как накопленный опыт (и соответственно иное положение предпринимателя на «кривой опыта» после реализации проекта, даже неудачной); проникновение в новую отрасль и преодоление отраслевых барьеров; завязывание связей в деловом мире и в сфере найма трудовых ресурсов и др. Дополнительно, как представляется, должен быть раздел о страховых гарантиях риска кредиторов, инвесторов и акционеров, финансирующих проект. Необходимо дать прогнозы котировок акций проекта и ясно указать те этапы проекта, где риск максимален, минимален, а также моменты, после которых изъятие капиталов из проекта уже не грозит его провалом.
Описание проектов типа Б и В должно содержать более объемные документы, чем бизнес-планы проекта типа А . Это связано с тем, что эти проекты должны быть «вписаны» в общий ход функционирования конкретного предприятия (для проектов типа Б – производителя, для проектов типа В – потребителя продукции, связанной с проектом). Поэтому к перечисленным выше разделам должны быть добавлены следующие.
Общее описание предприятия. Здесь приводятся краткие исторические сведения о создании предприятия, динамике его специализации в области технологии и рынка. Важно выделить те направления деятельности, которые предполагается развивать в дальнейшем, дать общее описание зоны хозяйствования и потенциала предприятия. Инвестор должен на основе этого раздела понять, соответствует ли проект сложившемуся облику предприятия, не слишком ли велик риск провала проекта именно на данной фирме.
Основные финансовые и технико-экономические показатели предприятия. Здесь следует привести не только сами прошлые и ожидаемые значения показателей, но и факторы, влияющие на их уровень, в том числе так называемые узкие места. Важно оценить технико-экономическую устойчивость предприятия, чтобы понять, сможет ли оно довести до реализации данный проект при неблагоприятном развитии других областей деятельности; сможет ли предприятие осуществлять необходимую доработку продукции после ее освоения и т.д.
Место данного
проекта в структуре
Управление предприятием и реализацией проекта. Цель данного раздела – обосновать возможность и целесообразность реализации проекта с позиции управления. Как вписывается управление проектом в имеющуюся структуру руководства текущей и перспективной деятельностью фирмы? Обычно именно этот вопрос является «камнем преткновения» при выборе оптимального сочетания «проект-предприятие».
Кроме перечисленных новых разделов, в каждый из разделов, указанных при описании бизнес-проекта типа А, необходимо добавить сведения, относящиеся к функционированию предприятия.
В целом задача
составления бизнес-проекта
Завершая описание структуры и содержания документов, характеризующих инвестиционные проекты, оговоримся, что деятельность предприятия не сводится к реализации той или иной совокупности проектов. Каждый инвестиционный проект на предприятии (кроме, разумеется, проектов по созданию предприятия) реализуется в рамках данного предприятия, которое в соответствии с его концепцией как системного интегратора производственно-сбытовых и воспроизводственных процессов – ведет свою деятельность во времени и в экономическом пространстве как до, так и после реализации данного проекта. В отличие от проекта, имеющего однозначную и отнесенную к определенному моменту времени цель, предприятие имеет не связанную с определенной датой миссию, в которой отражается его общественное предназначение как социально-экономического субъекта. Поэтому, суммируя взаимоотношение между проектом и деятельностью предприятия, можно сказать, что деятельность предприятия в его микросреде образует как бы почву, на которой «произрастают» те или иные проекты. Успех проекта в конечном счете определяется тем, насколько удачно он сможет быть «высажен» на данной почве.
3. Проблемы и перспективы инвестиционного проектирования.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др. Сейчас в России идет процесс инфляции, порожденный структурной диспропорцией, отсутствием инноваций, кризисом отраслей производственной сферы, сложившейся формой управления, специфическими видами монетарной и финансовой политики. Вполне очевидно, что управление инфляцией в наших условиях предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.