Меры по улучшению инвестиционного климата в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:52, реферат

Описание работы

Причины обостренного внимания к проблематике улучшения инвестиционного климата в России со стороны наших аналитиков, чиновников, бизнесменов и всех, кто хотя бы в малой степени интересуется будущим российской экономики не на обывательском уровне, а с попытками понимания происходящего, казалось бы, достаточно очевидны. Тем не менее, в целях анализа этой проблематики такие причины следует указать с должной определенностью.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Инвестиционная карта России 4
3 Инвестиционная привлекательность России в 2010 году 9
4 Предпосылки для улучшения инвестиционного климата в России 13
5 Негативные факторы инвестиционного климата в России 15
6 Меры по улучшению инвестиционного климата в России 22
7 Заключение 28
8 Библиографический список

Файлы: 1 файл

инвестиции.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

7) Банковская  система. Через банковскую систему  в России проходит примерно 4 % общих потоков инвестиционного  капитала, в Центральной и Восточной  Европе – уже 30 %. Можно без  преувеличения сказать, что в  России роль банковской системы  в инвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого очень часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобно судебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все еще не обрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществом очертаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меры  по улучшению инвестиционного климата  в России

 

Макроэкономика. Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень  инфляции, равно как и предсказуемость  поведения цен в экономике.

Требуется ужесточение  контроля за доходами и расходами  бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения  удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные  интересы.

Необходимо  скорейшее введение в действие части II Налогового кодекса, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли и учет возникающих разниц при конвертации из одной валюты в другую нуждаются в дальнейшей рационализации для снижения привлекательности увода доходов из-под налогообложения.

Верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде  целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации.

Необходимо  существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%.

Должны быть пересмотрены и резко сокращены  налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер.

Для того чтобы  налоговый инвестиционный кредит, налоговые  каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано.

Требуется реальная жесткая регламентация перечня  налогов, которые могут вводить  субъекты Федерации и местные  органы власти, а также ограничение  суммарного налогового бремени по этим налогам.

Важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством.

Улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности  сотрудников фискальных служб произвольно  толковать неопределенные положения  налогового законодательства.

Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно  реализовать программу реструктуризации банковской системы:

- банкротство  несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности  после отзыва лицензии;

- создание благоприятных  условий для увеличения присутствия  в России иностранных банков;

- повышение  прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах;

Центральный банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор пока эти банки не осуществят выплаты по долгам; ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Внешнеэкономическая и таможенная политика. Активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также  работу по связанной с этим коррекции  законодательства. Новые акты, затрагивающие  сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО.

Упростить порядок  таможенного регулирования в  отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также  необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

Ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для  конечной продукции целесообразно  как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.

Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:

- отменить лицензирование  ввоза иностранного капитала  на территорию России;

- ввести уведомительный  порядок регистрации иностранных  инвестиций (в том числе валютных  операций, связанных с движением  капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

- упростить  выдачу налоговых кредитов и  освобождений.

Защита прав собственности

1. Необходимо  создать прецеденты пресечения  действий мажоритарных инвесторов  и менеджеров компаний по ущемлению  прав собственности в отношении  меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон <Об акционерных обществах>, исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.

2. Законодательно  расширить права меньшинства  акционеров и аутсайдеров, особенно  в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров.

3. Необходимо  ввести дополнительные меры защиты  добросовестных приобретателей  ценных бумаг от действий органов  власти. Недопустимо признавать  ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы.

4. Стимулировать  создание компенсационных фондов  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов.

5. Срочно доработать  правовые основы мероприятий,  связанных с банкротством предприятий.

6. Ужесточить  уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания.

7. Уделить особое  внимание защите прав интеллектуальной  собственности. Требуется не только  защищать зарегистрированные торговые  марки, выданные патенты, осуществлять  защиту от подделки продукции,  но и ввести преследование  за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Свобода входа  на рынок. Необходимо упростить процедуры  по организации бизнеса.

Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

Борьба с  коррупцией. В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Необходимо  последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления  этой работы в ближайшее время:

- сокращение  числа лицензируемых видов деятельности;

- перестройка  системы государственных закупок  на исключительно конкурсной  основе;

- активное сотрудничество  российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;

- анализ административного  законодательства для выявления  противоречий и потенциальных  конфликтов интересов разных  ведомств.

Следует рассмотреть  вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Бухгалтерский учет. Надо стремиться говорить с миром  на понятном языке. Для бизнеса - это  язык финансовых стандартов, где уровень  прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов.

Необходимо  принимать срочные меры как в  плане повышения качества работы над российскими стандартами  учета, так и в плане организации  контроля над процессом разработки и принятия стандартов.

 

 

Заключение

 

Проблема улучшения  инвестиционного климата в России имеет ярко выраженный системный  характер, трудно назвать область  или аспект нашей политической, экономической, социальной жизни, который не имел бы существенного отношения к этой проблеме. Но системная проблема требует для своего эффективного решения системной разработки соответствующей программы, различные элементы которой должны быть четко скоординированы, а выполнение – строго контролироваться. Конечно, нередко полагаются на естественный ход событий (под которым обычно понимают действие стихийных рыночных сил) в надежде, что постепенно все само собой образуется. Такая "стратегия" вряд ли допустима для России, потери которой в экономической сфере стали фактором социальной неустойчивости и при дальнейшем нарастании могут привести к развалу государства.

Вот какие основные выводы и дополнительные замечания  можно сделать по данной работе:

1. Улучшение  инвестиционного климата и обеспечение  шагов к экономическому процветанию – практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста.

2. Задача "поворота" образующегося в стране капитала  от вывоза к инвестициям внутри  страны должна рассматриваться  как первоочередная, поскольку условия  ее решения проще, чем любых  иных аспектов проблемы улучшения  инвестиционного климата. Следующий этап – возврат в страну преобладающей части вывезенного из нее капитала.

3. Ключевое значение  для переориентации российского  капитала на инвестирование в  России имеет совместная работа  государственной власти и бизнеса  над этой проблемой. Фактически речь идет о согласовании интересов государства как представителя всего населения и интересов бизнеса. Эти интересы не противоположны, как представляется многим, даже в краткосрочном аспекте, в долгосрочном же они в настоящее время достаточно близки и потому согласуемы.

4. Совместная  работа государственной власти  и бизнеса должна обрести четкий  регулярный характер. Своим предметом  она должна иметь прежде всего  налоговую, банковскую и судебную  реформы, вложения в инфраструктуру  и в человеческий капитал, а также и все остальные вопросы, существенные для проблемы инвестиционного климата в России.

5. Крупный бизнес, безусловно, осознает необходимость  такой совместной работы. Проявленная  в начале 2003 года инициатива "олигархов"  по принятию обязательства "жить без коррупции" – проявление такого понимания (хотя и несколько неуклюжее). Хотя по качеству управления российскому бизнесу (даже крупному) еще довольно далеко до лучших западных компаний, он должен быть ближе, чем российская государственная власть, к пониманию обсуждаемой проблематики, хотя бы потому, что сосредоточил в своем менеджменте гораздо более квалифицированные и умелые кадры, чем сейчас имеются в органах исполнительной и представительной власти.

6. Инициатива  по совместной деятельности бизнеса и государственной власти по решению проблем улучшения инвестиционного климата в России, по-видимому, должна исходить от бизнеса. РСПП формально мог бы выступить с этой инициативой, предложив свое понимание проблемы, постановку цели работы и схему ее организации.

Информация о работе Меры по улучшению инвестиционного климата в России