Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 17:28, контрольная работа
Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.
Введение
1. Необходимость государственного управления инвестициями
2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности
3. Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Необходимость государственного управления
инвестициями
2. Формы и методы государственного регулирования
инвестиционной
деятельности
3. Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Инвестиционная деятельность не может
быть саморегулирующимся процессом, поэтому,
особенно в условиях развивающейся рыночной
экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится
актуальным вопросом. Иначе, развиваясь
хаотично, инвестиционные процессы не
позволяли бы государству достигать тактических,
а тем более стратегических задач при
решении общеэкономических и социальных
вопросов.
Государственное регулирование инвестиционного
процесса - это система мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера,
осуществляемых правомочными государственными
учреждениями для стимулирования инвестиционной
активности и на этой основе экономического
роста. Рыночный механизм предполагает
свободу хозяйственного выбора и свободу
хозяйственного действия в соответствии
с целями и задачами хозяйствующего субъекта.
Законодательное регулирование инвестиционного
процесса призвано не отменять принципы
и механизмы рыночного хозяйствования
и не заменять их директивным управлением,
а, напротив, способствовать созданию
благоприятных условий для активизации
инвестиционной деятельности хозяйствующих
субъектов на основе рыночного механизма.
Принципами инвестиционной деятельности
являются также невмешательство государственных
органов Российской Федерации, субъектов
Федерации и органов муниципальных образований
в законно осуществляемую инвестиционную
деятельность; соблюдение прав и интересов
граждан, юридических лиц, а также общества,
государства и муниципальных образований
при осуществлении инвестиционной деятельности.
1. Необходимость государственного
управления инвестициями
Как показывает практика развития рыночных
отношений, инновации служат главной движущей
силой развития общественного производства
и тесно взаимодействуют с инвестиционной
деятельностью. Функционирование хозяйственного
комплекса страны немыслимо без инвестиций,
обеспечивающих непрерывность воспроизводства,
разработку и реализацию производственных,
инновационных и социальных программ
и проектов, позволяющих увеличить объемы
производства, повысить эффективность
функционирования общественного производства.
Государственное управление инвестиционной
сферой предполагает форму некоего «принуждения»,
без которого оно лишено смысла, поскольку,
если бы рынок сам регулировал перелив
капитала исходя из государственных интересов,
то любое вмешательство государства в
инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому государство должно соединить
интересы общества, понимаемые, прежде
всего как сохранение его благополучия,
с интересами предпринимательской деятельности,
в том числе путем регулирования инвестиционных
потоков.
Например, в ситуации кризиса, дестабилизации
экономики, воздействие государства на
инвестиционный процесс приобретает особое
значение, т.к. оживление инвестиционной
деятельности - одно из условий выхода
из экономического кризиса и создания
предпосылок для устойчивого развития.
Вмешательство государства должно отвечать
интересам всех слоев общества, для того
чтобы достичь наиболее эффективного
общественного производства. Общественное
производство может считаться эффективным
только тогда, когда происходит гармоничное
развитие всех структур общества, т.е.
когда наряду с производственным сектором,
инвестиции обеспечивают необходимое
развитие социальной, экономической и
культурной сферы .
Государство определяет инвестиционную
политику потому, что только оно наделено
политической властью и обладает способностью
реализовать свою волю в правовых актах,
регулирующих инвестиционные потоки,
приоритетном финансировании и т.д.
Реализация инвестиционной политики через
соответствующие законодательные акты
по сути своей направлена на улучшение
социально-экономического положения в
обществе в целом. Решение экономических
проблем тесно связано с социальными проблемами,
поэтому инвестиционную политику, как
считают некоторые специалисты, можно
считать важнейшим направлением социально-экономической
политики государства, позволяющим добиться
поставленных целей посредством государственного
управления финансовыми средствами независимо
от источников их образования.
Государство играет ведущую роль в базовых
отраслях промышленности, производстве
военной и космической техники и других
отраслях, обеспечивающих государственные
нужды и национальную безопасность. Как
собственник, оно создает условия для
стабильной хозяйственной деятельности
государственных предприятий через систему
госзаказов, кредитование оборотных средств
для предприятий, продукция которых имеет
гарантированный сбыт, путем содействия
продвижению товаров государственных
предприятий на мировой и российский рынок
.
2. Формы и методы
Под государственным регулированием инвестиционной
деятельности понимаются определённые
в законодательном порядке формы и методы
административного и экономического характера,
используемые органами управления всех
уровней для осуществления инвестиционной
политики, обеспечивающей государственные
задачи социально-экономического развития
страны и её регионов, повышения эффективности
инвестиций, обеспечения безопасных условий
для вложений в различные инвестиционные
объекты .
Инвестиционная деятельность в России
регулируется как общим государственным
законодательством, так и системой специальных
нормативных актов.
Принципиальное значение имеют такие
законы, как Конституция РФ, Гражданский
и налоговый кодексы, законы об акционерных
обществах, о собственности, о приватизации,
о внешнеэкономической деятельности,
о тарифном контроле и валютном регулировании
и др.
В нашей стране также приняты специальные
законы, постановления, нормативные акты,
которые регулируют непосредственно инвестиционный
процесс. К ним следует отнести Закон "Об
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений" от 25.02.99
г. Данный закон определяет правовые, экономические
и социальные условия инвестиционной
деятельности; объекты и субъекты инвестиционной
деятельности, защиту прав, интересов
и имущества субъектов инвестиционной
деятельности вне зависимости от форм
собственности.
Принят ряд постановлений Правительства
РФ, которые направлены на повышение роли
государственной инвестиционной и структурной
политики, стимулирование процесса привлечения
внебюджетных инвестиций в производственную
сферу, создание условий для дальнейшего
развития инициативы частных инвесторов
по реализации высокоэффективных инвестиционных
проектов.
В целом государственное регулирование
осуществляется:
- в соответствии с государственными инвестиционными
программами;
- прямым управлением государственными
инвестициями;
- введением системы налогов с дифференцированием
налоговых ставок и льгот;
- предоставлением финансовой помощи в
виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных
ссуд на развитие отдельных территорий,
отраслей производства;
- проведением финансовой и кредитной
политики, политики ценообразования (в
том числе выпуском в обращение ценных
бумаг), амортизационной политики;
- контролем за соблюдением государственных
норм и стандартов;
- антимонопольными мерами, приватизацией
объектов государственной собственности,
в том числе объектов незавершенного строительства;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Государство использует как административные,
так и экономические методы воздействия
на инвестиционную деятельность в стране.
Административные (прямые) методы регулирования
предполагают прямое воздействие на субъекты
инвестиционной деятельности; государство
обладает правом и возможностью осуществлять
принуждение по отношению к другим субъектам
экономики, используя регламенты, запреты,
ограничения, разрешения. В качестве инструментов
подобного воздействия выступают законодательные
и нормативные акты. Например, законом
устанавливается, что все инвестиционные
проекты подлежат экологической экспертизе.
Экономические методы воздействия государства
это методы, с помощью которых государство
воздействует на субъекты инвестиционной
деятельности путём стимулирования принятия
инвестиционных решений как в интересах
самих субъектов, так и в интересах всего
общества.
Обычно государство сочетает административные
и экономические методы для достижения
целей в области инвестирования. Активизация
инвестиционной деятельности во многом
зависит от проведения финансовой, кредитной,
амортизационной, ценовой, налоговой,
валютной, инвестиционной политики.
К экономическим методам относятся: установление
ставки рефинансирования, налоговых льгот
и скидок, дифференциация налоговых ставок,
тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные
ресурсы как земля, природные ресурсы
.
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности осуществляется органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ.
Законом об инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений,
предусматриваются следующие формы государственного
регулирования:
1) Создание благоприятных условий для
развития инвестиционной деятельности
путём:
- совершенствования системы налогов,
механизма начисления
- амортизации и использования амортизационных
отчислений;
- установление субъектам инвестиционной
деятельности специальных налоговых режимов,
не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной
деятельности льготных условий пользования
землёй и др. природными ресурсами, не
противоречащих законодательству РФ;
- расширения использования средств населения
и иных внебюджетных источников финансирования
жилищного строительства и строительства
объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических
центров, осуществляющих регулярное проведение
рейтинговых оценок субъекта инвестиционной
деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования
залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценок основных фондов
в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования
субъектами инвестиционной деятельности
собственных инвестиционных фондов.
2) Прямое участие государства в инвестиционной
деятельности путём:
- разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, осуществляемых
в РФ совместно с иностранными государствами,
а также инвестиционных проектов, финансируемых
за счёт средств бюджетов всех уровней;
- формирование перечня строек и объектов
технического перевооружения для федеральных
государственных нужд и финансирования
их за счёт средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе
государственных гарантий по инвестиционным
проектам за счёт средств федерального
бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
- размещения на конкурсной основе средств
федерального и регионального бюджетов
для финансирования инвестиционных проектов.
Размещение этих средств осуществляется
на возвратной и срочной основах с уплатой
процентов, определяемых законами о бюджетах,
либо на условиях закрепления в государственной
соответствующей части акций создаваемого
акционерного общества, которые реализуются
через определённый срок на РЦБ с направлением
средств от реализации в соответствующие
бюджеты;
- проведение экспертизы инвестиционных
проектов;
- защиты российских организаций от поставок
морально устаревших, материалоёмких,
энергоёмких и ненаукоёмких технологий,
оборудования, конструкций, материалов;
- разработки и утверждения стандартов
(норм и правил) и осуществления контроля
за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных
целевых займов;
- вовлечения в инвестиционный процесс
временно приостановленных и законсервированных
строек и объектов, находящихся в государственной
собственности;
- предоставления концессий российским
и иностранным инвесторам по итогам торгов
(аукционов и конкурсов).
Государство гарантирует всем субъектам
инвестиционной деятельности независимо
от форм собственности:
- обеспечение равных прав при осуществлении
инвестиционной
- деятельности;
- гласность при обсуждении инвестиционных
проектов;
- право обжалования в судебном порядке
любых решений, действий (бездействия)
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и их должностных
лиц;
- стабильность прав субъекта инвестиционной
деятельности. В случаях принятия законов,
устанавливающих для субъектов инвестиционной
деятельности иные правила, чем те, которые
действовали при заключении договоров
между ними, условия этих договоров сохраняют
свою силу, за исключением случаев, когда
законом установлена, что его действие
распространяется на отношения, возникающие
из ранее заключенных договоров;
- защиту капитальных вложений.
Законом предусмотрено, что капитальные
вложения могут быть национализированы
только при условии предварительного
и равноценного возмещения государством
убытков, причинённых субъектам инвестиционной
деятельности. Они могут быть реквизированы
только в порядке и на условиях, которые
определены Гражданским кодексом РФ.
Одной из форм защиты инвестиций является
их страхование. Оно осуществляется в
соответствии с законодательством РФ.
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности представляет собой совокупность
государственных подходов и решений, закрепленных
законодательством, организационно-правовых
форм, в рамках которых инвестор осуществляет
свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом управлении
государственными инвестициями: системе
налогов с дифференцированием налоговых
ставок и налоговых льгот, финансовой
помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных
ссуд, льготных кредитов, в финансовой
и кредитной политике, ценообразовании,
выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной
политике.
Регулирование финансовых инвестиций |
Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства |
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности | |||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Регулирование сфер и объектов инвестирования |
|
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности |
Регулирование участия инвесторов в приватизации | ||||||||||||||||||
Экспертиза инвестиционных проектов |
Проведение эффективной амортизационной политики |
Льготное кредитование |
Предоставление финансовой помощи | ||||||||||||||||||
Рис. 1 Основные формы государственного
регулирования инвестиционной деятельности
Государство для выполнения своих функций
регулирования экономики использует как
экономические (косвенные), так и административные
(прямые) методы воздействия на инвестиционную
деятельность и экономику страны путем
издания и корректировки соответствующих
законодательных актов и постановлений,
а также путем проведения инвестиционной,
политики.
Сущность форм и методов государственного
регулирования инвестиционной деятельности
заключается в следующем.
1. Государственное регулирование инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений, ведется органами
государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Государственное регулирование инвестиционной
деятельности может осуществляться с
использованием форм и методов в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Для регулирования деятельности инвесторов
на территории РФ государство использует
следующие методы:
- контроль за соблюдением государственных
норм и стандартов, а также за соблюдением
правил обязательной сертификации; Т.е.
согласно закона «Об инвестиционной деятельности
в РФ» субъекты инвестиционной деятельности
обязаны соблюдать нормы и стандарты,
установленные законодательством РФ и
законодательствами субъектов РФ.
- экспертиза инвестиционных проектов.
Т.е. оценка экономической и иной целесообразности
инвестиций в данный проект, отрасль или
инвестиционную программу.
Формы и методы регулирования инвестиционной
деятельности:
- установления субъектам инвестиционной
деятельности льгот по уплате местных
налогов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной
деятельности не противоречащих законодательству
Российской Федерации льготных условий
пользования землей и другими природными
ресурсами, находящимися в муниципальной
собственности;
- расширения использования средств населения
и иных внебюджетных источников финансирования
жилищного строительства и строительства
объектов социально-культурного назначения;
- прямое участие органов местного самоуправления
в инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, осуществляемых
муниципальными образованиями;
- размещения на конкурсной основе средств
местных бюджетов для финансирования
инвестиционных проектов.
- выпуска муниципальных займов в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- вовлечения в инвестиционный процесс
временно приостановленных и законсервированных
строек и объектов, находящихся в муниципальной
собственности;
- предоставлением финансовой помощи в
виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных
ссуд на развитие отдельных территорий,
отраслей, производств.
- проведением финансовой и кредитной
политики, политики ценообразования (в
том числе выпуском в обращение ценных
бумаг), амортизационной политики;
Механизм государственного регулирования
инвестиционных процессами представляет
собой совокупность инструментов и методов
воздействия государства на инвестиционную
политику субъектов хозяйствования.
3 Функции государственного
регулирования инвестиционных
Осуществляя регулирование инвестиционной
деятельности, государство выполняет
ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
2) мобилизующую;
3) стимулирующую;
4) контролирующую.
Установочная функция государства заключается
в определении стратегических целей и
приоритетов, в постановке задач инвестиционной
политики на предстоящий период. Формирование
структуры целей и приоритетов предполагает
анализ результатов, выявление наиболее
острых социально-экономических и политических
проблем, определение наиболее активных
мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается
в поисках источников инвестиционных
ресурсов, в определении путей их привлечения
для решения поставленных задач. Осуществление
этой функции связано с регулированием
движения инвестиционных ресурсов, их
распределением и перераспределением
между структурными подразделениями национального
хозяйства. Основными инструментами осуществления
этой функции является монетарная политика,
налоговое обложение, политика в области
амортизационных отчислений, бюджетная
политика, регулирование внебюджетных
фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена
на безусловное и ускоренное решение ключевых
приоритетных задач инвестиционной политики.
Эта функция реализуется через посредство
налоговых и финансовых льгот (субсидий,
субвенций, дотаций), создание оффшорных
зон, кредитную и дисконтную (процентную)
политику, иные инструменты[5].
Контрольная функция предполагает контроль
со стороны государства за соблюдением
хозяйствующими субъектами установленных
государством экономических и правовых
норм в процессе их хозяйственной деятельности.
Государственный контроль осуществляется
через соответствующие контрольные органы
и органы управления различного уровня.
В содержании современной инвестиционной
политики следует выделить два вида мероприятий
и соответственно две формы деятельности:
стратегию и тактику.
Стратегия — долговременный курс государства,
направленный на комплексное решение
крупномасштабных народнохозяйственных
(макроэкономических) задач. К элементам
стратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач,
обоснование принципов и приоритетов
государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и резервов
долговременных вложений;
3) обоснование направлений и способов
использования инвестиций (направлений
достижения целей).
Понятие «тактика» выражает совокупность
приемов (методов), инструментов, форм
управленческой деятельности, с помощью
которых субъекты управления решают стратегические
задачи. Тактика отличается от стратегии
тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных
целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических,
наиболее эффективных решений каждой
отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты)
и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства
в области регулирования инвестиций является
продолжением и дополнением стратегии,
ее логическим завершением.
Переход России к рыночной системе ведения
хозяйства сопровождался формированием
новой модели инвестиционного процесса,
основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении
правового режима инвестиций и правового
статуса участников инвестиционной деятельности.
Последовательно осуществляется децентрализация
инвестиционной деятельности, в составе
инвестиций повышается роль внутренних
источников накоплений предприятий Усилен
государственный контроль за целевым
расходованием средств федерального бюджета,
используемых в качестве инвестиций.
Весьма значительным сдерживающим фактором
является несовершенство инвестиционного
законодательства.
Для изменения сложившейся ситуации, улучшения
инвестиционного климата необходима стабилизация
экономической и политической обстановки,
скорректированная налоговая и таможенная
политика, снижение уровня инфляции, совершенствование
управления инвестиционными процессами,
необходимо радикальное улучшение экономических
и правовых условий деятельности инвесторов.
Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного
положения дел с привлечением в российскую
экономику инвестиций является низкий
качественный уровень законодательной
базы, создание благоприятного инвестиционного
климата должно начинаться с совершенствования
правового регулирования инвестиций и
инвестиционной деятельности. Опыт других
стран показывает, что даже при сложностях
в экономике и политической нестабильности
посредством надлежащего правового регулирования,
создания для инвесторов благоприятного
правового режима, удается привлечь значительные
по объему инвестиции.
Нельзя не отметить в этой связи и еще
один момент. На основании сравнительного
анализа правового режима инвестиционной
деятельности, характерного для национального
законодательства и правоприменительной
практики зарубежных стран, с одной стороны,
и сегодняшней Российской Федерации -
с другой, следует признать, что критикуемое
многими зарубежными (а еще больше нашими,
отечественными) экспертами и прессой
современное российское законодательство
во многих своих положениях в значительной
мере схоже с положениями законодательных
актов названных и многих других стран,
и уж во всяком случае не может и не должно
рассматриваться как ущербное или драконовское
по отношению к тем же иностранным инвесторам.
Список использованной литературы
1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые
инвестиции. – М.: Финансы и статистика,
2008. – 544с.
2. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономист,
2008. – 478с.
3. Нешитой А.С. Инвестиции. – М.: Дашков
и К, 2010. – 372с.
4. Никитина Е.А. Проблемы государственного
регулирования инвестиционной деятельности
// Финансы. - №9. – 2009 - .с.19-21
5. Духаев А.Д. Совершенствование методов
государственного регулирования структурно-инвестиционных
процессов. – М.: Экономист, 2008 – 116 с.
6. Зверев В.А. Методы государственного
регулирования инвестиционной деятельности.
– М.: Экономист, 2009. - 1241
Информация о работе Необходимость государственного управления инвестициями