Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:04, доклад
Объектом прогнозирования могут быть: техника, технологии и их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые финансы, НИР, подготовка научных кадров и др. по содержанию различают прогнозы:
- появления принципиально новых открытий и изобретений;
- областей использования уже сделанных открытий;
- появления новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве.
Плеханова К.А.
Оценка эффективности научно-технического прогресса предприятия.
Зарубежная и отечественная практика уже давно доказала, что предприятия, особенно крупные и средние, не могут рассчитывать на успех без систематического прогнозирования и планирования НТП.
Научно-технический прогноз
– обоснованная вероятностная оценка
перспектив развития определенных областей
науки, техники и технологии, а
также требуемых для этого
ресурсов и организационных мер.
Прогнозирование НТП на предприятии
дает возможность как бы заглянуть
в будущее и увидеть, какие
наиболее вероятные изменения могут
произойти в области
Прогнозирование НТП на предприятии – это по сути нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области.[2 С. 376]
Объектом прогнозирования могут быть: техника, технологии и их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые финансы, НИР, подготовка научных кадров и др. по содержанию различают прогнозы:
- появления принципиально новых открытий и изобретений;
- областей использования уже сделанных открытий;
- появления новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве.
По времени прогнозы могут быть краткосрочными (до 2-3 лет), среднесрочные (до 5-7 лет), долгосрочные (до 15-20 лет).
Из методов прогнозирования получили распространение следующие методы:
- экстраполяции;
- экспертных оценок;
- моделирования.
Суть метода экстраполяции состоит в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность, что может существенно повлиять на точность прогноза.
Методы экстраполяции
наиболее целесообразно применять
для прогнозирования
Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях.
Различают несколько методов экспертных оценок. Индивидуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов. Метод «Дельфы» предполагает проведение вторичного опроса после того, как эксперты ознакомятся с первоначальными оценками своих коллег. При достаточно близком совпадении мнений «образ» проблемы выражается с помощью средних оценок. Групповой метод прогнозирования основан на предварительном обсуждении «дерева целей» и выработке коллективных оценок соответствующими комиссиями.
Разнообразны и методы прогнозов на основе моделирования: логические, информационные и математико-статистические.
В целом прогнозирование НТП включает в себя:
- установление объекта прогноза;
-выбор метода прогнозирования;
- разработку самого прогноза и его верификация.
После прогнозирования идет процесс планирования НТП на предприятии. При его разработке необходимо придерживаться следующих принципов:
- приоритетность. Этот принцип означает, что в план необходимо включить самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу;
- непрерывность планирования. Сущность этого принципа заключается в том, что на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы НТП, которые бы вытекали друг и друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;
- сквозное планирование. Планироваться должны все составляющие цикла «наука – производство», а не отдельные его составляющие;
- комплексность планирования. План НТП должен быть тесно связан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия. При этом сначала разрабатывается план НТП, а затем остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия;
- экономическая обоснованность
и обеспеченность ресурсами. В план
НТП должны включаться только экономически
обоснованные мероприятия (выгодные для
предприятия) и обеспеченные необходимостью
ресурсами.
Для экономического обоснования внедрения
новой технологии и технологии, выпуска
новой продукции на предприятии должен
разрабатывать безнес-план. Он нужен не
только для того, чтобы работники предприятия
убедились в выгодности того или нового
проекта, но и для привлечения инвесторов,
особенно иностранных, если на предприятии
нет или недостаточно собственных средств,
для реализации выгодного проекта.
План НТП на предприятии может состоять из следующих разделов.
План НТП может включать и другие разделы, так как строгая регламентация по количеству и названию разделов отсутствует.
После того, как план НТП
составлен и утвержден, с учетом
этого плана составляются остальные
разделы плана экономического и
социального развития предприятия.
Для корректировки остальных
разделов этого плана необходимо
знать, как повлияет реализация плана
НТП на технико-экономические
Планируемый прирост прибыли
от производства новой или модернизированной
продукции определяется по формуле
ΔП = (Цн – Сн) Vн – (Цст – Сст) Vст,
где ΔП – планируемый прирост прибыли от производства новой или модернизированной продукции;
Цн, Цст – оптовая (продажная)
цена новой и старой продукции;
Сн, Сст – себестоимость производства
единицы новой и старой продукции;
Vн, Vст – объем выпуска продукции до и
после реализации проекта.
Планируемое снижение материальных затрат
от реализации проекта можно определить
по формуле:
ΔМЗ = (Нст – Нн) VнЦ,
где ΔМЗ – экономия материальных затрат в плановом периоде от реализации проекта;
Нст, Нн – старая и новая норма расхода на единицу продукции;
Ц – цена единицы материальногоресурса.
Величина снижения себестоимости продукции от внедрения нововведений определяется по формуле:
ΔС = (С1 – С2) V2,
где ΔС – величина снижения себестоимости продукции за счет внедрения нововведений;
С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после внедрения нововведений;[3 С. 96]
V2 – объем выпуска продукции
после внедрения нововведений.
Внедрение нововведений влияет на рост
производительности труда (выработки).
Темп роста производительности труда
(ПТ) можно определить по формуле:
ПТ = ПТпл / ПТо * 100,
где ПТпл, ПТо – производительность труда в плановом и отчетном периоде.
Это влияние можно определить по формуле:
ΔПТ = ΔNобщ / N – ΔNобщ * 100,
где ΔПТ – темпы роста производительности
труда;
ΔNобщ – общая величина реального или
условного высвобождения работников вследствие
внедрения новых технологий;
N – общая величина численности персонала
при плановом объеме и базовой производительности
труда.
Стоит также учитывать
показатель гибкость предприятия. Хоть
гибкость и является скорее предпосылкой
обеспечения эффективности
Г = f (Уоб; Соб),
где, Г - оценка гибкости предприятия;
Уоб - устойчивость результатов работы предприятия, определяющая его возможности к обновлению за счет реинвестирования собственных средств;
Соб - способность к обновлению.
Сопутствующими показателями
должны стать: величина активов и
собственных средств и
Для того, чтобы определить Уоб, рассчитывают показатель, характеризующий экономическую устойчивость предприятия: доход на собственные активы по формуле:
ROE = ЧП/СА (Б),
где, ЧП - чистая прибыль;
СА - собственные средства.
Затем определяют долю прибыли, направляемой на освоение новых изделий:
Н = ПО / ЧП (В),
где, ПО - чистая прибыль, направляемая на финансирование обновления изделий.
Конечным этапом определения возможностей предприятия к обновлению за счет реинвестирования собственных средств является расчет синтетического показателя Уоб:
Уоб - ROE . ПО / ЧП = ПО / СА (Г)
Вторая составляющая формулы - Соб - определяет способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, которые будут востребованы рынком в последующем. Показателем, благодаря которому можно оценить в числовом выражении способность предприятия к освоению новых изделий, является коэффициент обновления продукции в условиях рынка (Ко). Этот коэффициент отражает способность предприятия перестраиваться в течение определенного времени (Тпо) на выпуск новых изделий, необходимых рынку, и продержаться определенное время (Тпр), необходимое для реализации этих изделий:
Ко = Тпо / Тпр
Конечным шагом описания составляющей Соб модели оценки гибкости предприятия является решение следующей формулы:
Соб = Ко * n,
где, n - номенклатура изделий, востребованных рынком.
Список литературы
Информация о работе Оценка эффективности научно-технического прогресса предприятия