Основные формы привлечения инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 05:38, реферат

Описание работы

Республике необходимы иностранные инвестиции, так как их преимущества перед другими видами финансового сотрудничества в данный период бесспорны. Но при выборе приоритетных форм инвестирования необходимо учитывать тенденции, которые складываются сейчас в мире экспорта капитала. При достаточно напряженном балансе спроса и предложения на инвестиционный капитал на мировом рынке крайне слабыми представляются позиции Казахстана и других государств СНГ, им остается конкурировать между собой на весьма узких сегментах мирового рынка капиталов, официальные кредиты международных организаций и банковские кредиты, обеспеченные правительственными гарантиями.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.docx

— 23.88 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Вестник КазГУ. Серия Экономическая. Алматы, 1997, №6

Республике  необходимы иностранные инвестиции, так как их преимущества перед  другими видами финансового сотрудничества в данный период бесспорны. Но при  выборе приоритетных форм инвестирования необходимо учитывать тенденции, которые  складываются сейчас в мире экспорта капитала. При достаточно напряженном  балансе спроса и предложения  на инвестиционный капитал на мировом  рынке крайне слабыми представляются позиции Казахстана и других государств СНГ, им остается конкурировать между  собой на весьма узких сегментах  мирового рынка капиталов, официальные  кредиты международных организаций  и банковские кредиты, обеспеченные правительственными гарантиями. Что  касается прямых и портфельных инвестиций, их возможности в этой области  ограничены переменными структурными проблемами их экономики, неразвитостью  внутренних финансовых рынков и наличием значительной внешней задолженности.

Оценивая  перспективы притока иностранного капитала в эти государства, западные эксперты полагают, что на 60-70% он

будет представлен официальными кредитами  и гарантиями правительств западных стран, а также кредитами международных  организаций. При этом прогнозируется, что существенно возрастает роль МВФ и МБРР в качестве рычагов  давления на их экономическую политику с целью побудить эти страны осуществлять более энергично структурные  преобразования экономики, рыночные реформы  и содействовать притоку частного капитала. Несмотря на то, что между  странами -экспортерами капитала и  Казахстаном есть общности в цели, в успехе рыночных преобразований, но есть и противоречия. Казахстан  нуждается в официальных инвестиционных кредитах, но наиболее привлекательной  формой является прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала. Это может осуществляться в форме  создания совместных и полностью  иностранных предприятий, заключения концессионных соглашений между  государством и иностранным инвестором, создания контрактных предприятий.

Выбор приоритетной формы иностранного инвестирования прямых инвестиций связан с тем, что  для республики важно не смешивать  два аспекта проблемы: политический и экономический. Развивающиеся  страны, относящиеся с настороженностью к прямым частным иностранным  инвестициям, нередко предпочитали последним государственные долги. Это стало одной из основных причин того, что они оказались в системе  экономической уязвимости, втянувшей  их в долговой кризис. Следует стремиться и по возможности избегать чрезмерного  окутывания национальной экономики  долгами и предоставлять широкие  возможности приватизированным  предприятиям, кооперативам, частным предприятиям самостоятельно решать, каким образом, привлекая иностранные инвестиции, достигать наибольшей эффективности производства.

Прямые  инвестирования иностранного предпринимательского капитала в экономику Казахстана имеют и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению  с государственными иностранными кредитами. Осуществляя прямые инвестиции, иностранный  предприниматель непосредственно  стремится рационально применять  вкладываемый капитал и, следовательно, сокращает сроки поставки машин, оборудования, активно участвует  в создании новых производственных технологий, организации и налаживании  производства и находит эффективные  способы сбыта товаров по собственным  надежным каналам.

Основными формами привлечения прямых иностранных  инвестиций в республике являются: долевые участия в создании совместных предприятий (СП): создание зарубежных предприятий (ЗП), полностью принадлежащих  иностранным инвесторам;

портфельные инвестиции: аренда или концессии.

Все они имеют свои достоинства и  недостатки, но в каждом конкретном случае, как нам представляется, партнеры должны свободно выбирать формы  сотрудничества в зависимости от своих интересов и возможностей.

Портфельные инвестиции осуществляются путем приобретения иностранными инвесторами паев, акций  и других ценных бумаг на владение собственностью в стране - объекте  вложения капитала. Данная форма вложений эффективна лишь при наличии развитых элементов рыночной инфраструктуры, в частности фондовой биржи, соответствующей  международным стандартам и правовым нормам и имеющей операционные связи  с мировым фондовым рынком. Продажа  акций выгодна для государства, т.к. они могут быть использованы как для погашения внешней  задолженности, так и на финансирование высокоэффективных капитальных  вложений в приоритетные отрасли  народного хозяйства и другие цели, причем выручка в большинстве  случаев значительно превышает  балансовую стоимость объекта. В  Казахстане портфельные инвестиции привлекались в основном через участие  иностранного капитала. В приватизации по индивидуальным проектам было охвачено 143 объекта национальной экономики, но реально к середине 1996 г. приватизировано  с участием иностранного капитала только 4. В их числе Алматинский табачный комбинат, приобретенный компанией  Филипп Морис, Алматинский и Карагандинский маргариновые заводы, Шымкенская кондитерская фабрика. Другой формой привлечения  прямых иностранных инвестиций является аренда или концессии, то есть предоставление зарубежным предпринимателям права  осуществления разного рода хозяйственной  деятельности на условиях долгосрочной аренды. Предоставление права на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, находящихся  в государственной собственности, на осуществление других видов деятельности, являющихся монополией государства, реализуется на основе специальных сроков в соответствии с действующим законодательством страны.

Концессии не получили должного развития в современной  период в Казахстане, не действует  в республике и закон "О концессии". Между тем, эта форма достаточно выгодна для страны-реципиента капитала. Здесь государство и его территории не несут юридической ответственности  за действия арендатора, а, следовательно, и не разделяют риск с ними, но участвуют в прибылях. Концессионные  отношения предоставляют полную свободу выбора форм хозяйствования для арендатора, различные формы  собственности производителей, любые  варианты их взаимосвязей. Опыт Восточно-Европейских  стран, например, Венгрии, показал и  еще одно преимущество арендной формы - это совместное предпринимательство, которое позволяет избежать социальной напряженности со стороны трудовых коллективов и другие нежелательные  явления, связанные с продажей акций  иностранным предпринимателям.

Сказанное обусловливает целесообразность развития концессионных отношений с иностранными инвесторами и принятия соответствующего закона республики. Положительную роль такого закона доказывает история 20-30-х  годов, когда создание концессионных  гарантий самостоятельного землепользования стало достаточным для эффективного функционирования зарубежного предпринимательского капитала во многих отраслях промышленности.

Если  взять развивающиеся страны, то относительная  важность иностранных прямых инвестиций для отдельных из них далеко не равнозначна, но в целом продолжает увеличиваться, особенно в доле долгосрочных капиталов. Это в определенной мере вызвано снижением объема кредитов из частных источников. За последние  годы роль инвестиций уменьшилась только для стран Западной Азии -основных экспортеров нефти.

Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством  борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно  служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять  эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные  инвестиции при разумном их использовании  способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток  валюты за рубеж.

Однако  далеко не все принимающие страны в состоянии привлечь прямые иностранные  инвестиции на условиях, отвечающих собственным  национальным интересам. Успехов в  этом добились немногие из них с  относительно высокоразвитой промышленностью  и инфраструктурой, хорошо подготовленной администрацией, которая в состоянии относительно успешно вести переговоры с представителями транснациональных корпораций (ТНК) и ограничивать их отрицательное влияние на экономику своих стран. К таким немногим относятся в первую очередь некоторые латиноамериканские страны, добившиеся заметного снижения доли акционерной собственности ТНК в предприятиях. Поэтому и для Казахстана важно не только привлекать иностранные инвестиции,

а рационально их использовать.

Согласно  бывшему советскому законодательству, совместные предприятия стали основной формой иностранных инвестиций в  СССР, а значит и в Казахстане. Однако кроме прямых иностранных  инвестиций и создания совместных предприятий  существуют и другие формы притока  иностранного капитала в республику, в том числе и через создание совместных и иностранных банков. В настоящее время такие банки  регистрируются в Национальном государственном  банке. Мировая практика знает и  другие формы инвестирования. Среди  них особенно заметное развитие получили в последнее десятилетие так  называемые "новые формы промышленных инвестиций", или неакционерные  формы инвестиций. К их числу относятся:

лицензирование (исключительное, когда фирма продает  ноу-хау единственному зарубежному  лицензиату, и неисключительное, при  котором ноу-хау продается ряду зарубежных партнеров), лизинг, франчайзинг, совместное производство, субподряд, строительство  заводов "под ключ".

Осуществляя стратегию сотрудничества, фирма  выбирает оптимальную для каждого  конкретного случая форму. В настоящее  время западные инвесторы рассматривают  новые формы промышленных инвестиций как альтернативу получившим распространение  в бывших республиках СССР совместным предприятиям, поскольку снижается  риск капиталовложений и обеспечиваются значительные преимущества для иностранных  инвесторов. В целом же с точки  зрения организации и характера  совместных предприятий можно выделить два основных типа СП: акционерные  предприятия с совместным владением  капитала и совместные предприятия  на контрактной основе.

Первые  предусматривают участие двух и  более партнеров в создании новой  фирмы, в которой каждый партнер  владеет долей акционерного капитала или участвует в распределении  акций уже существующего предприятия. Эта форма имеет наибольшее распространение.

В СП по контракту (договорные СП) стороны  не создают предприятие в совместном владении. Отношения между сторонами  регулируются на основе контракта. 'Так, в Югославии иностранная фирма  может инвестировать капитал  в местные предприятия, однако через  свои инвестиции она не становится держателем акций или активов. Права  и обязанности иностранного партнера по отношению к совместным предприятиям, в которое инвестируется капитал, определяются на контрактной основе и гарантируются национальным законодательством.

В акционерном СП члены руководящих  органов несут ответственность  за свои решения перед самой компанией. Что касается договорного СП, то здесь не существует общего юридического лица, интересам которого управляющие  СП отдавали бы первоочередное значение и которому они были бы непосредственно  подчинены.

В акционерном СП заемщиком, как правило, выступает сама компания. Договорные СП не имеют статуса юридического лица и поэтому не могут выступать  заемщиком. Поэтому в Югославии  кредиты получают партнеры в СП, несмотря на то, что получателем  кредита является национальная компания (Организация ассоциированного труда), из прибылей которой и будет погашаться кредит. Таким образом, в договорных СП стороны во всех случаях принимают  участие в кредитных операциях  непосредственно, что в акционерных  СП наблюдается не всегда.

Но  каковы бы ни были преимущества прямых инвестиций в целом, вне зависимости  от их конкретных форм, в 90-е годы в  мире наблюдается увеличение роли заемных  средств в финансирование капиталовложений. Это объясняется боязнью иностранных  компаний потерять часть акционерного капитала, особенно контрольного пакета акций в результате национализации.

Кроме того, практика замены прямого инвестирования предоставлением займов объясняется  тем, что кредиторы стремятся  уменьшить облагаемые налогом прибыли. В результате прибыль образуется и вывозится не в виде облагаемых налогом дивидендов, а в виде процентов, которые, наоборот, списываются с  налогов. Поэтому и сейчас, и в  будущем, чтобы стимулировать прямые иностранные инвестиции в национальную экономику, важно обеспечить их надежными  гарантиями.

Что же касается инвестиционных кредитов, то для республики в настоящее  время они также жизненно необходимы. Для их привлечения созданы относительно благоприятные условия. Однако данное положение не должно успокаивать, и  подтверждение тому в оценках, данных японскими специалистами, которые

приводились на международной конференции в  Лондоне под эгидой Европейского банка реконструкции и развития: потребность США в привлечении  иностранного капитала достигает 70 млрд.долларов, других стран Запада - 120 млрд.долларов, развивающихся государств - 60 млрд.долларов, бывшего СССР и стран Восточной  Европы - 20 млрд.долларов. А совокупный дефицит капитала в мире, превышение спроса над предложением оценен в 30 млрд.долларов (1).

Можно ставить под сомнение верность оценки потребности в иностранных капиталах  стран бывшего СССР и Восточной  Европы. В действительности она здесь  значительно выше. И это только усугубляет ситуацию, усиливает конкуренцию  между странами за получение инвестиционных кредитов на выгодных условиях. Однако не всегда предлагаемые проекты по выделению кредитов 'следует оценивать  однозначно положительно. Вряд ли "План Маршала для Востока" австрийских  банкиров можно признать выгодным для  Казахстана, как впрочем и для  других бывших советских республик, особенно в нынешних условиях (2).

Информация о работе Основные формы привлечения инвестиций