Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:20, реферат
Сегодня для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫНЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ 4
1.1 Привлечение инвестиций на Дальний восток 4
1.2 Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Доля Дальнего Востока и в общем объеме иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2007 году составила около 16%. В 2007 году на Дальний Восток поступило 5113 млн. долл., что 1,8 раза превышает уровень 2007 года, из них прямые инвестиции – 3423,4 млн. долл.
В отраслевом распределении иностранные инвестиции на Востоке России характеризуются тенденцией предпочтительно инвестирования в топливно-энергетический комплекс и отрасли связанные с ТЭК. В топливную промышленность вложено 3268,9 млн. долл. или 64%, в металлургию – 800,6 млн. долл. или 16 %, геологию – 492,2 млн. долл. или 4% и горнодобывающую промышленность - 158,1 млн. долл. (3%). Остальные инвестиции распределяются между следующими отраслями экономики: ювелирная промышленность – 67,2 млн. долл., транспорт и связь – 41,9 млн. долл., прочие – 144,2 млн. долл., значительные инвестиции в 2004 году приходились на банковский сектор – 140 млн. долл[2].
Рис. 1.1 Поступление инвестиций в разрезе отраслей промышленности
Динамика привлечения иностранных инвестиций определяется, главным образом, ходом работ по реализации нефтегазовых проектов в Сахалинской области, на долю которой приходится 77% всех инвестиций (3927 млн. долл.), где инвестиции привлекаются на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Положительным моментом СРП является участие предприятий и организаций регионов Востока России в открытых конкурсах на размещение заказов для реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Рис. 1.2 Распределение иностранных инвестиций в 2007 г. по субъектам Дальнего Востока
По количеству регистрируемых предприятий с иностранными инвестициями лидирующие позиции занимают: Китай (40%), США (14%), Республика Корея (11%), и Япония (10%). На страны АТР приходится 82% всех зарегистрированных предприятий. Основное размещение предприятий с китайскими инвестициями: в Амурской области, ЕАО, Приморском и Хабаровском краях. Предприятия с японскими и американскими инвестициями размещаются в основном на территориях Сахалинской и Магаданской областей.
Если в первой половине 2000-х годов иностранные инвестиции концентрировались в сфере торговли и услуг, то в последние годы выявилась тенденция привлечения иностранного капитала в производственный сектор. В 2007 году уже 95% иностранных инвестиций вложено в развитие промышленности. Наиболее привлекательными являются экспортоориентированные отрасли топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей и лесной промышленности[2].
Общий объем накопленных иностранных инвестиций на Дальнем Востоке в 2007 году составил 9 млрд. долларов США. На одного жителя Востока России приходится 1350 долларов накопленных инвестиций.
В экономике Дальнего Востока края иностранные инвестиции также играют важную роль. Растет объем прямых капиталовложений, реализуются все более крупные проекты, начали поступать портфельные инвестиции в приватизированные предприятия, прорабатываются проекты с участием зарубежных кредитов. Проведены первые международные тендеры на право разработки месторождений полезных ископаемых. На территории края уже создано свыше 500 предприятий с иностранными инвестициями, из которых более 100 -это предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Общий объем зарегистрированных зарубежных инвестиций в экономику края превысил 120 млн. долл., в том числе: 36 млн. долл. (или 30%) - инвестиции США, 21 млн. долл. (18%) - Японии, 11 млн. долл. (9%) - Китая, 2,5 млн. долл. (2%) -Республики Корея.
Наиболее крупные по объему иностранных инвестиций -российско-американское СП "Дальтелеком Интернейшнл", российско-японское СП "Кияма-Авиа", российско- австралийское СП "Амурсталь-Ани". Основными сферами деятельности СП являются добыча и переработка природных ресурсов, внутренняя и внешняя торговля, услуги в области транспорта, связи, а так же развитие сети гостиниц и ресторанов. Некоторые из совместных предприятий (российско-японское СП "Восток-металл", "Ванино-Тайрику", российско-австралийское СП "Амурсталь-Ани") вошли в число ведущих экспортеров края. В общем объеме экспорта края доля СП составляет 12%, а в импорте - 18%[3].
Предприятия с иностранными инвестициями поставляют на экспорт пиломатериалы, рыбу и рыбопродукцию, лом и отходы черных и цветных металлов, алюминиевые сплавы, разнообразные услуги. Все более заметное количество импортных товаров поступает в край через совместные предприятия, созданные с фирмами разных стран. Предприятия импортируют товары народного потребления, продовольствие, изделия электроники, транспортные средства, технологическое оборудование, материалы для развития собственного производства. Значительная часть ввозимых в край машин и оборудования поступает в качестве вклада иностранных инвесторов в СП.
Придавая большое значение привлечению иностранных инвестиций, администрация Хабаровского края и краевая Дума делают все возможное, в рамках, предоставленных им прав, для создания более благоприятных условий зарубежным инвесторам. С этой целью на территории края введены следующие налоговые льготы в размерах сумм, поступающих в краевой бюджет:
- на два года освобождены от налога на прибыль, получаемую от производственной деятельности и предоставления услуг в сфере гостиничного бизнеса, вновь создаваемые совместные предприятия с долей иностранного инвестора более 30%, филиалы иностранных предприятий, а также предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
- на три года - вновь создаваемые предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн. долл., направляемых на освоение месторождений полезных ископаемых и строительство объектов транспортной инфраструктуры[4].
Из приведенных данных можно сделать вывод, что Дальний Восток, несмотря на привлекательность обширного рынка в силу его масштабов и освоенности, наличия огромных ресурсов, испытывает значительные трудности, сдерживающие инвестиционный процесс. Так же существует много нерешенных проблем и в области законодательного обеспечения иностранных инвестиций.
Но все же Дальний Восток остается одной из наиболее динамично развивающихся территорий Российской Федерации.
Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности. В частности, заслуживают внимания предложения о создании зон экспортного производства и свободных таможенных зон на территории крупных морских портов Сахалина и Приморского края, в районах, прилегающих к российско-китайской границе в Амурской области и Хабаровском крае, а также в г. Находка с целью более активного включения этих территорий в сферу торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.
Одной из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов форм являются свободные экономические зоны, например, "Находка", где число предприятий с участием иностранного капитала достигло 18% всех таких предприятий, расположенных на Дальнем Востоке. Подавляющее большинство СП в этой СЭЗ, как и в регионе в целом, создано совместно с китайскими фирмами (около 60°о). В то же время, наиболее крупными инвесторами являются США и Япония. Так, объем американских инвестиций в расчете на одно российско-американское СП составляет $ 0,9 млн., в то время как аналогичный показатель по российско-китайским предприятиям на порядок меньше.
Отраслевая структура инвестиций в СЭЗ "Находка" в процентном отношении складывается следующим образом: 19,6% — транспорт, реклама, инженерные работы, компьютеры, программирование, юридические услуги, фрахт, услуги по внешнеэкономическим связям, казино; 15,3% — потребительские товары; 14,2% — коммерческие предложения; 14,9% — строительство; 10,7 — переработка сельскохозяйственной продукции; 8,9% — переработка древесины; 9,3% — туризм; 7,1% — технологическое производство.
Потребность в финансировании инвестиционных и научно-технических проектов на Дальнем Востоке и в СЭЗ "Находка" будет возрастать. Поэтому Административным Комитетом СЭЗ зарегистрирован фонд поддержки малого и среднего бизнеса. В стадии рассмотрения находится и вопрос о создании специального венчурного фонда для финансирования быстро окупающихся проектов.
Повышение инвестиционной активности возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и территориальных органов власти, что позволит максимально снизить инвестиционные риски и стимулировать сбережения и частные инвестиции. Реальным путем улучшения инвестиционного климата на Дальнем Востоке является предоставление большей самостоятельности и определенных преференций региону в сфере внешнеэкономических связей, включая вопросы привлечения иностранного капитала.
Задачами административных органов региона остаются поддержание основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, вложения в которую не привлекательны для частных инвесторов, обеспечение поддержки производств, перспективных для выхода на внешние рынки, а также для формирования структуры более эффективной региональной экономики.
Таким образом, стратегические цели и приоритетные направления совместной предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке заключаются в следующем:
развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повышение уровня конкурентоспособности;
создание механизма регионального стимулирования экспорта и импортозамещения, прежде всего на микро уровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортных производств, а также путем создания залоговых и страховых фондов, защищающих от коммерческих и политических рисков;
рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и модернизации основных производств, направленная на укрепление экспортной базы Дальневосточного региона;
предоставление налоговых "каникул" с освобождением от уплаты налогов на безвозвратной основе, либо на условиях коммерческого кредита на период достижения территорией средних общероссийских основных экономических показателей, в течение которого ставки налогов могут быть снижены, либо отменены полностью.
Реализация указанных направлений позволила бы создать благоприятные условия для развития совместной предпринимательской деятельности, а также более эффективно использовать иностранные инвестиции в интересах экономики Дальнего Востока.
1. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и
2. статистика, 2002 – 240 с.
3. Зименков Р.И. Россия: интеграция в мировую экономику. - М.: Финансы и статистика, 2002 -440 с.
4. Кистянов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.Акимов Н. В. Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Учебники - М.: Гардарика,2001-704 с.
5. . www.partnerregions.org.ru
Информация о работе Основные направления инвестиционной политики в Дальневосточном регионе