Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:14, реферат
Основной целью реферата является изучение основных видов иностранных инвестиций в экономику Китайской Народной Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать краткую характеристику экономике Китайской Народной Республики;
2) описать основные формы иностранных инвестиций, характерных для Китая;
3) рассмотреть привлекательность инвестиционных зон и регионов Китая;
4) выделить основных иностранных инвесторов, которые заинтересованы в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономика Китайской Народной Республики 4
2. Иностранные инвестиции в Китай 5
3. Инвестиционные зоны и районы Китая 10
4. Иностранные инвесторы Китая 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21
- зоны экономического и технологического развития (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Харбин, Далянь, Ханчжоу, Шэнъян, Чунцин, Нинбо, Урумчи, Нанкин и др.)
Основными задачами зон экономического
и технологического развития (ЗЭТР)
являются строительство инфраструктурных
объектов международного класса, внедрение
передовых иностранных
- зоны приграничного экономического сотрудничества в Китае (Суйфэньхэ, Маньчжоули, Эрлянь и др.).
Главной целью создания зон свободной торговли (ЗСТ) является осуществление бизнеса международного уровня в области пакгаузного хранения, переработки, упаковки и транспортировки экспортной продукции.
Доставка товарной продукции в ЗСТ из других регионов КНР приравнивается к экспортным операциям, а направление товаров из ЗСТ на остальную китайскую территорию считается импортом. При этом не оформляются лицензии на импорт и экспорт, не взимаются таможенные сборы и НДС в отношении машинотехнического оборудования, расходных материалов, транспортных средств, офисной техники, ввозимых из-за рубежа для собственных нужд ЗСТ, а также в отношении иностранных материалов, запасных частей, топлива, упаковочных материалов, импортируемых в зоны для реэкпортных операций. Производственные прямые иностранные инвестиции в ЗСТ выплачивают льготную ставку подоходного налога (15%).
В целях обеспечения деятельности производственных предприятий указанного профиля администрации ЗСТ имеют право учреждать местные импортно-экспортные торговые компании, финансовые, юридические и страховые фирмы.
В Таблице 2 представлены данные за период с 2000 по 2009 год производственных иностранных инвестиций в Китай.
Таблица 2 – Производственные иностранные инвестиции в экономику КНР за период с 2000 по 2009 гг.
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего иностранных инвестиций |
Количество проектов | 22,347 | 26,140 | 34,171 | 41,081 | 43,664 | 44,001 | 41,485 | 37,871 | 27,514 | 23,435 |
Темп прироста, % | 32.1 | 17.0 | 30.7 | 20.2 | 6.3 | 0.8 | -5.7 | -8.7 | -27.3 | -14.8 |
Использованные иностранные инвестиции ( млрд.дол.) | 40.7 | 46.9 | 52.7 | 53.5 | 60.6 | 60.3 | 69.5 | 74.8 | 92.4 | 90.0 |
Темп прироста, % | 1.0 | 15.1 | 12.5 | 1.4 | 13.3 | -0.5 | 4.5 | 18.6 | 23.6 | -2.6 |
Анализирую таблицу можно сделать выводы:
1) наибольшее количество проектов связанных с производственными иностранными инвестициями имело место в период с 2004 по 2005 год, затем началось снижения данного вида проектов, и данные на 2009 год почти приближены к данным за 2000 год;
2) применение иностранных инвестиций с каждым годом увеличивалось и в 2008 составило максимальное значение за все 10 лет – 92,4 млрд. дол., но после мирового кризиса произошел спад в привлечении иностранных инвестиций на 2, 4 млрд.дол..
- зоны свободной торговли в Китае (Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь)
Зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС) призваны решать задачи развития экономики приграничных регионов страны на базе расширения торговых отношений с соседними государствами. В ЗПЭС поощряется, прежде всего, учреждение предприятий в сферах переработки и производства сельскохозяйственной продукции на экспорт. Прямые иностранные инвестиции и местные предприятия, расположенные в ЗПЭС, пользуются льготной ставкой подоходного налога в размере 24%. В случаях, когда инвесторы воздерживаются от реинвестирования своей прибыли в местную экономику, ставка льготного подоходного налога увеличивается до 31%. Малые предприятия, специализирующиеся на импорте товаров из соседних стран, выплачивают 50% импортных сборов и 50% НДС.
- технопарки
С учетом особой приоритетности развития высоких технологий в КНР осуществляются меры поощрения международной кооперации в научно-исследовательском секторе. Для открывающихся в данном секторе технопарков, совместных научно-исследовательских центров действуют преференциальные тарифы налогообложения, они освобождаются от уплаты импортных пошлин на ввозимое в КНР оборудование, налога с продаж при передаче технологий, в течение первых двух-трех лет работы пользуются бесплатными арендой помещений, телекоммуникационными и коммунальными услугами. Предусмотрено также первоочередное предоставление таким структурам кредитов от местных специальных фондов финансового содействия, а также других мер поддержки.
В этом плане показателен положительный пример технопарка в г.Шэньчжэнь (пров.Гуандун), учрежденного в 1996 году. Технопарк размещен в пригороде и занимает территорию в 11,5 кв. км. В рамках работы над 750 НИОКР к настоящему моменту технопарк освоил более 3 млрд. долларов, в том числе иностранных инвестиций. Свои представительства и совместные компании на территории парка имеют, в частности, зарубежные фирмы IBM, Thomson, Alcatel, Sumitomo, Samsung, Oracle, Philips, Olympus, Epson. Объем промышленного производства предприятий технопарка составляет около 25% от объема всей СЭЗ «Шэньчжэнь».
Для экономического развития территориальных образований и усиления межрегиональной кооперации Китаем делается ставка на увеличение объемов привлечения инвестиций в проекты инфраструктуры, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, водоконсервации. Масштабы реализации последних проектов существенно расширены и предполагают возведение зерновых хранилищ, создание энергетических комплексов в сельскохозяйственных районах, развертывание жилищного строительства. Ускоренными темпами осуществляется строительство железных и автодорог, объектов телекоммуникаций и ключевых аэропортов.
По мере того как в последние годы все большее стратегическое значение придается развитию экономики центральных и западных районов страны, правительство Китая, заинтересованное в притоке иностранного капитала в эти районы, разработало систему льгот и для этих районов при создании инвестиционных зон в Китае.
Так, в центральных и западных районах проводится более мягкая политика по сравнению с восточными районами в отношении ограничения иностранных инвестиций или доли иностранного капитала в определенных отраслях.
Далее, по истечении периода освобождения от налогов налог с прибыли предприятий с участием иностранных инвестиций, расположенных в центральных и западных районах и работающих в отраслях, поощряемых для иностранных инвестиций, исчисляется по льготной ставке в 15% в течение 3 лет.
Для предприятий с иностранным капиталом, доля которого в уставном фонде превышает 25%, предоставляются аналогичные налоговые льготы при реинвестировании ими средств в проекты центральных и западных районов страны.
Наконец, если предприятие
со 100 % иностранным капиталом
4. Иностранные инвесторы Китая
Традиционно наибольшее значение китайское правительство придает развитию инвестиционного сотрудничества с наиболее развитыми странами мира, что определяется целым рядом обстоятельств. Прежде всего, именно крупнейшие американские, европейские и японские ТНК являются разработчиками многих видов современных технологий, носителями передовых форм и методов управления производством. Кроме этого, известная иерархичность мировой экономики обуславливает логику развития международного разделения труда, которая заключается в том, что структурные сдвиги в экономиках стран "большой семерки" постепенно распространяются на всю систему международного разделения труда, стимулируя постепенную структурную перестройку мирового хозяйства. Так, в тихоокеанском регионе США и Япония переносят устаревающие производства в новые индустриальные страны, а те, в свою очередь, по мере повышения качества рабочей силы и образования, оплаты труда и общего уровня экономического развития переходят к производству более сложной продукции и в целях сокращения издержек производства переносят трудоемкие производства в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Такая иерархичность носит в известной степени условный характер, и целый ряд видов производств или стадий технологического процесса США и Япония переносят непосредственно в Китай. Хотя в Китай перемещаются относительно устаревшие производства, тем не менее, существует возможность обновлять технологическую базу и налаживать выпуск более сложных изделий, которые ранее там не производились. Китайская сторона при этом не несет больших финансовых расходов и свою долю, обычно, вносит в виде зданий, сооружений, земельных участков, в то время как иностранный партнер передает технологии и вкладывает денежные средства. Такая практика делает инвестиционное сотрудничество чрезвычайно привлекательным для принимающей стороны.
Среди наиболее развитых стран основными инвесторами в китайскую экономику являются США и Япония. Китайские руководители постоянно подчеркивают заинтересованность в развитии с ними инвестиционного сотрудничества, поскольку именно эти страны являются носителями наиболее современных технологий, управленческого опыта и крупнейшими финансовыми центрами мира. В отличие от стран ЕС, США и Япония входят в состав Азиатско-тихоокеанского региона, что географически представляет собой существенное преимущество в плане развития экономических отношений с Китаем. К настоящему времени на территории Китая разместили свои производства такие крупные корпорации США, как General Motors, Westinghouse electric, IBM, Sykorsky, Hewlett-Packard и др. Одновременно целый ряд известных японских и европейских промышленных компаний наладил производство продукции на территории КНР.
Относительно низкие
объемы инвестиций со стороны
развитых стран, сопоставимые
с инвестициями Тайваня и
В представленной Таблиц 3 приведен список крупных инвесторов в экономику КНР.
Таблица 3 – Иностранные инвесторы
Страна/ Регион | Суммарный объем инвестиций в экономику Китая, 2008 год (млрд.дол.) | Суммарный объем инвестиций в экономику Китая, 2009 год (млрд.дол.) | Темп прироста ( в %) |
Гонконг | 41,0 | 54,0 | 31,6 |
Тайвань | 1,9 | 6,6 | 245,7 |
Япония | 3,7 | 4,1 | 12,7 |
Сингапур | 4,4 | 3,9 | -12,4 |
Соединенные Штаты Америки | 2,9 | 3,6 | 21,5 |
Южная Корея | 3,1 | 2,7 | -13,8 |
Великобритания | 0,9 | 1,5 | 60,7 |
Германия | 0,9 | 1,2 | 36,3 |
Макао | 0,6 | 1,0 | 71,9 |
Канада | 0,5 | 1,0 | 76,5 |
Из таблицы видно, что самым активным инвестором является Гонког, в 2009 году инвестиции Гонконгских компаний составили 54,0 млрд. долларов, что на 31,6 % больше по сравнению с предыдущим 2008 годом. На втором месте среди инвесторов находиться Тайвань, эта страна инвестировала в экономику Китая на 245,7% больше, чем в 2008 году и ее вложения составили 6,6 млрд.долларов. Япония так же является одним из основных инвесторов в экономику Китая, в 2009 ее инвестиции в Китай составили 4,1 млрд. долларов, но в связи с землетрясением в Японии можно прогнозировать, что в ближайшее время значительно снизится инвестиционная активность данной страны, потому что все усилия будут направлены на восстановление собственной экономики и жизни в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важной составной часть политики внешней открытости Китая является привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, которые рассматриваются в качестве достаточно эффективного способа получения зарубежных финансовых средств, технологий, новых форм и методов управления.
Согласно официальным данным, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций с 1979 года по конец 2009 года составила около 900 млрд. долларов.
Решающую роль для
превращения Китая в одного из
крупнейших в мире получателей иностранных
инвестиций в мире сыграло создание
благоприятного инвестиционного климата:
льготы по налогообложению, расширение
сферы для осуществления
Но в то же время принято выделять и негативные аспекты привлечения иностранного капитала:
1. Иностранные
инвесторы часто предпочитают
вкладывать капиталы в отрасли,
2. На предприятиях с иностранным капиталом нередко имеет место наиболее жесткая эксплуатация труда, приводящая к серьезным конфликтам;
3. Занижение налоговых
ставок, предоставление иностранному
капиталу различных льгот и
преференций обходится
Информация о работе Основные видов иностранных инвестиций в экономику Китайской Народной Республики