Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 02:11, реферат
От понятия инвестиционного права следует отличать понятие инвестиционного законодательства. Инвестиционное законодательство - это совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих инвестиционную деятельность. Таким образом, особенности правового регулирования инвестиционной деятельности воплощены не только в нормах частного права, но и в нормах публичного права (например, законодательство о гарантиях иностранным инвесторам).
Введение……….……………………………………………………….………….3
1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности……………..4
2. Субъекты инвестиционных отношений……………………………..………11
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций…………………..……17
Заключение ………………………………………………………………………26
Использованная литература…………………………………….………………28
Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом используются различные формы и методы воздействия на субъектов инвестиционной деятельности. Помимо нормативно-правового регулирования соответствующих отношений к ним можно отнести: государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц; лицензирование инвестиционной деятельности, например деятельности инвестиционных фондов; установление специальных (льготных) налоговых режимов; проведение специальной амортизационной политики; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам; проведение экспертизы инвестиционных проектов; бюджетное финансирование важнейших инвестиционных проектов; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет бюджетных средств и т.п.
Государство также проводит финансовую и кредитную политику, политику ценообразования, устанавливает правила пользования природными ресурсами и прежде всего землей, которая, как известно, является важнейшим фактором производства, контролирует соблюдение установленных норм и стандартов, применяет правила антимонопольного законодательства, организует приватизацию объектов государственной собственности.
Основным источником инвестиций являются внутренние государственные (муниципальные) и частные инвестиции. В первом случае государство (муниципальные образования) выступает и как инвестор, осуществляя государственные инвестиции из казны, прежде всего средства соответствующего бюджета (ст. 80 БК РФ), и как публичный орган, регулирующий инвестиционную деятельность.
В целях поддержки частных инвесторов в составе федерального бюджета формируется Бюджет развития, который является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета, и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций. Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала:
• приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
• вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
• осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Главная цель осуществления прямой инвестиции - получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Привлечение капитала осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Инвестирование является одним из видов предпринимательской деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя Закон об иностранных инвестициях в РФ при определении понятия «инвестиции» не содержит прямого указания на цели инвестирования. Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Получение прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем вложения капитала в коммерческие организации, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование иного экономически эффективного имущества в деятельности предприятий.
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории ' Российской Федерации, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица - в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:
• изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только федеральными законами;
• изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации) предусматриваются законодательством.
Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности. В гражданско-правовых отношениях между иностранными инвесторами и Российской Федерацией или ее субъектами ответственность РФ и ее субъектов перед иностранными инвесторами может быть ограничена законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ), который в настоящий момент еще не принят. Изъятиями стимулирующего характера, например, является освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой конституционных гарантий общего характера, касающихся предпринимательской деятельности (право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий органов государства, и др.), и рядом специальных гарантий, содержащихся в нормах ГК РФ, Закона об иностранных инвестициях в РФ, а также в положениях международных двусторонних договоров России с другими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Специальные гарантии обеспечивают реализацию следующих прав иностранных инвесторов.
Право на суброгацию. Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны - получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.
Право на компенсацию при реквизиции или национализации. В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями, которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию» (формула Хэлла).
Стабилизационная («дедушкина») оговорка. В целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства Российской Федерации (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
Новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, не применяются в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, если при этом увеличиваются размеры:
• ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ) (Имеются в виду специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины - ст. 7 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» и Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798), или
• федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), или
• совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями (сумма средств по указанным выше таможенным пошлинам и налогам).
Срок окупаемости
Приоритетным признается проект, включенный Правительством РФ в специальный перечень (пока не создан), суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. или в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.
Право на использование доходов от инвестиций. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.
Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. (ст. 11.12 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
Информация о работе Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России