Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси. Льготы и преференции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:59, доклад

Описание работы

В Республике Беларусь давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов. Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль.
Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Беларуси.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси. Льготы и преференции.

В Республике Беларусь давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль. 

Сегодня для  работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

На уровне национального  законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Государство гарантирует  инвестору:

    • право собственности и иные вещные и имущественные права;
    • равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;
    • стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
    • право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу;
    • компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;
    • возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Кроме обеспечения  защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для  осуществления инвестиционной деятельности.

Основные  преференциальные правовые режимы инвестирования

    • Свободные экономические зоны (СЭЗ)
    • Парк высоких Технологий (ПВТ)
    • Малые города (населённые пункты, с численностью населения < 50 тыс.чел.)
    • Сельские населённые пункты
    • Инвестиционный договор
  1. Свободные экономические зоны (СЭЗы) 

На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон: “Брест” (1996), “Витебск” (1999), “Гомель-Ратон” (1998), “Гродноинвест” (2002), “Минск” (1998) и “Могилев” (2002).

Свободные экономические  зоны, как одна из эффективных моделей  территориально-хозяйственного управления призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий.

Основные  преференции в СЭЗ:

  • ограниченный перечень налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли, а после истечения указанного срока – налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;
  • уменьшение суммы, подлежащей к уплате по налогу на добавленную стоимость, на 50 процентов. Это не относится к налогу на добавленную стоимость, уплачиваемого по льготным ставкам 10 (9,09)% и 0%;
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе оборудования и товаров для нужд собственного производства. При этом произведенные товары вывозят без применения мер экономической политики;
  • льготные условия предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов и определения арендной платы по ним; 
    свободное распоряжение валютной выручкой.

Регистрация субъектов  хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии соответствия объема инвестиций в реализацию инвестиционного  проекта сумме, эквивалентной не менее 1 млн. евро.

  1. Малые города (населённые пункты, с численностью населения < 50 тыс.чел.)

Особый льготный режим распространяется на коммерческие организации созданные с 1 апреля 2008 г., при осуществлении деятельности и с местом нахождения на территории Республики Беларусь в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

Республика Беларусь –  страна небольших городов, где 184 городских  поселения, или 89% от общего числа, относятся  к категории малых и средних  городов. Поэтому Беларусь заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в малые и средние города и поселения для обеспечения всестороннего развития экономики республики. С этой целью на территории данных образований действует ряд льгот, направленных на снижение издержек инвестора, а также на максимальное упрощение условий его деятельности.

Основные  налоговые преференции в малых  и средних городах

Коммерческие  организации вправе не исчислять  и не уплачивать:

  • налог на прибыль в течение семи лет с даты создания коммерческой организации в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • в течение пяти лет со дня их создания иные налоги и сборы (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента), отчислений в инновационные фонды.
  • освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.

Основные  не налоговые преференции в малых  и средних городах

При осуществлении  хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь по производству товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации, коммерческие организации вправе:

  • самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, за исключением социально значимых товаров по перечню;
  • самостоятельно определять поставщиков или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам, но не ниже ее минимального размера, определенного Правительством;
  • страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь.

Коммерческие  организации в течение пяти лет  со дня их создания освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

В отношении коммерческих организаций при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также осуществлении внешней торговли товарами собственного производства не применяются:

  • меры нетарифного регулирования путем введения количественных и (или) иных ограничений (за исключением устанавливаемых в соответствии с законодательством предельных минимальных цен на товары, поставляемые за пределы Республики Беларусь);
  • исключительные права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров;
  • требование обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа";
  • специальные процедуры закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями.
  1. Припятское полесье

Указом Главы  государства от 29 марта 2010 г. № 161 утверждена Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы, целью которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Припятского Полесья на основе комплексного использования природных ресурсов, наращивание экспортного потенциала и привлечение инвестиций, сохранение условий воспроизводства природно-ресурсного потенциала, минимизация негативных последствий экстремальных природных явлений и создание благоприятных условий проживания населения.

Организациям, привлекающим кредитные ресурсы для выполнения мероприятий Программы, обеспечивается в 2010-2021 годах возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, в размере половины ставки рефинансирования Национального банка по кредитам в белорусских рублях, 6 процентов годовых – по кредитам в иностранной валюте.

Кроме того, организациям, привлекающим кредитные ресурсы  для выполнения мероприятий Программы, Брестский и Гомельский облисполкомы в 2010-2021 годах дополнительно обеспечивают возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами в размере до 0,25 ставки рефинансирования Национального банка по кредитам в белорусских рублях и до 3 процентов годовых – по кредитам в иностранной валюте.

  1. Парк высоких технологий (ПВТ)

 

 Льготные условия в  республике имеют также резиденты Парка высоких технологий, основными видами деятельности которого являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как для внутреннего пользования, так и на экспорт, работы по 12 высокотехнологичным направлениям – от создания материалов для микро- и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники.

Развитию IT-отрасли  содействует специальный режим  Парка высоких технологий, который  предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.

Основные  преференции резидентов ПВТ:

  • освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;
  • освобождение от налога на прибыль;
  • освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;
  • освобождение от земельного налога на период строительства, но не более 3 лет;
  • освобождение от налога на недвижимость;
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;
  • уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов, не включаемого в совокупный годовой доход.

Регистрация резидентов ПВТ осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям.

  1. Сельские населённые пункты

Льготный режим  применяется в отношении субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах. 
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в сельской местности вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений.

Например, такие организации:

  • освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;
  • уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 процентов (организации) и 25 процентов (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу;
  • освобождаются от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию);
  • освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для внесения в уставный фонд.

Информация о работе Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси. Льготы и преференции