Перспективы евро
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 12:13, курсовая работа
Описание работы
В последние годы произошли кардинальные изменения в мировой финансовой структуре и сформировалась новая "валютная география". Важнейшим проявлением данного процесса является появления и укрепление позиций единой европеиской валюты на международных финансовых рынках. Впервые появился конкурент доллара США - евро, способный оспорить его статус доминирующей валюты мира. До введения евро только одна из европейских валют — немецкая марка, играла заметную роль на валютных рынках мира, однако вне Европы она не имела перспективы упрочить и расширить позиции. Целями данного исследования является изучение истории европейской валютной интеграции и зарождения новой европейской валютной системы, рассмотрение перспектив развития новой европейской валюты, анализ влияния введения новой валюты на экономику России.
Содержание работы
Введение__________________________________________________стр.2 I. История введения евро_____________________________________стр.3 1.1 Образование Европейского экономического и валютного союза_______стр.3 1.2 Введение евро________________________________________________ стр.7 1.3 Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро______________________________________________ стр.13 II. Евро и Россия ____________________________________________ стр.15 2.1 Шаги навстречу_______________________________________________стр.15 2.2 Влияние изменения курса евро на экономику России________________стр.18 2.3 Что делать России______________________________________________стр.21 III. Перспективы евро________________________________________стр.22 3.1 Выгодно ли открывать вклады в евро_____________________________________________стр.22 3.2 Будущее евро_________________________________________________стр.25 3.3 Сможет ли евро составить конкуренцию доллару на мировом рынке_________________________________________ стр.26 Заключение__________________________________________________стр.29 Список использованной литературы_____
Файлы: 1 файл
того же совета в Дублине в декабре 1996
года.
Эти и ряд других решений, принятые исполнительным
органом — Комиссиией
Европейских сообществ (КЕС), предусматривают
определенные критерии для стран
- участниц ЭВС, установленные как
"пропускные" для членства в
валютном союзе,
которые можно рассматривать как показатели
"финансового здоровья". Ими
являются:
- дефицит госбюджета не должен
превышать 3% ВВП;
- государственный долг не более
60% ВВП;
- ежегодный рост цен не
выше, чем 1,5% сверх среднего уровня
инфляции в трех
странах с минимальным уровнем инфляции
среди государств-членов ЕС;
- средний
размер долгосрочной процентной ставки
не выше 2% сверх
среднего уровня этих ставок в тех же
трех странах;
- соблюдение установленных пределов
колебаний между курсами валют
(+15%).
Процесс продвижения к валютному союзу
ЕС распался на три фазы:
1. Подготовительная —
до 1 января 1996 года, в ходе которой
страны-
участницы сняли взаимные ограничения
на движение платежей и капиталов и
начали стабилизацию своих государственных
финансов по критериям,
установленным ЕС как «пропускные» для
членства в валютном союзе.
2. Организационная —
до 31 декабря 1998 года, нацелена на
завершение
окончательной стабилизации государственных
финансов и на формирование
правовой и институциональной базы валютного
союза. Европейский валютный
институт во Франкфурте, функционирующий
с 1 января 1994 года, в 1998 году был
преобразован в Европейский центральный
банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения
в отношении денежной и валютной политики:
на сессии в Дублине в декабре 1996
года решено, что евро получает статус
официальной денежной единицы стран-
участниц вместо их национальных
валют. Соответственно в евро пересчитаны
все
частные и государственные активы и пассивы
при сохранении для субъектов
хозяйства платежных условий ранее заключенных
контрактов. Пересчет в евро
сумм в национальных валютах осуществляется
с точностью до шести знаков после
запятой. Паритет пересчета экю в евро
установлен в пропорции 1:1. Форсируется
подготовка к новой валюте в странах-участницах,
особенно в административных
органах, банках и других финансовых
институтах. Но вся экономическая жизнь
продолжает существовать на основе национальных
валют.
3. Финальная. Первый этап
этой фазы был рассчитан на
период с 1 января
1999 года по 31 декабря 2001 года. Официальная
аббревиатура евро - EUR была
утверждена International Standards Organization (ISO) и
будет использоваться
во всех коммерческих и финансовых организациях.
Жёстко и необратимо
зафиксированы курсы национальных валют
стран-участниц по отношению к евро:
Таблица 1.1
Курсы европейских валют
к ЕВРО, установленные Советом
Европейского Союза
на уровне министров финансов 31.12.1998 г
Наименование валюты
Код валюты
Курс за 1 евро
Австрийский шилинг
ATS
13.760300
Бельгийский франк
BEF
40.339900
Ирландский фунт
IEP
0.787564
Испанская песета
ESP
166.386000
Итальянская лира
ITL
1936.270000
Люксембургский франк
LEF
40.339900
Немецкая марка
DEM
1.955830
Нидерландский гульден
NLG
2.203710
Португальское эскудо
PTE
200.482000
Финляндская марка
FIM
5.945730
Французский франк
FRF
6.559750
Греческая драхма
-
340.750
Евро становится самостоятельной полноправной
денежной единицей. На этом этапе
оно существовало только в безналичной
форме. Хозяйствующие субъекты начали
расчеты и операции в евро. Компании,
наиболее связанные с внешней торговлей,
европейской и международной предпочли
как можно скорее перевести свои
операции в режим евро. Государственные
органы продолжали активную подготовку
к переходу на евро, а также осуществляли
информационное обеспечение этой
подготовки. На данной стадии параллельно
и равноправно функционировали и
евро, и национальные валюты.
Вторым, заключительным этапом третьей
фазы перехода к валютному союзу ЕС стал
полный переход на евро. После 31 декабря
2001 года все счета, которые до тех
пор выражались в национальных валютах
участвующих стран стали в обязательном
порядке конвертироваться по официальным
курсам в евро.
С 1 января 2002 года в течение срока, который
каждая страна определила
самостоятельно, в обращение вводятся
банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50,
100, 200 и 500 евро, и монеты восьми
номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5,
10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние
банкноты и монеты в национальных
денежных единицах. В течение определенного
срока старые национальные банкноты
и монеты могут обращаться наравне с
евро. После представленных в таблице
2
дат евро стал единственным законным
платёжным средством в соответствующих
странах.
Таблица 2.1
Порядок и сроки обмена
европейских валют на ЕВРО
Государство
Дата вывода национальной
валюты из обращения
Завершение обмена
национальной валюты на евро банками
Завершение обмена
национальной валюты на евро Центральным
Банком Евросоюза
Австрия
28.02.2002 г.
Не установлен
Не ограничен
Бельгия
28.02.2002 г.
31.12.2002 г.
Не ограничен
Финляндия
28.02.2002 г.
Определяется индивидуально
01.01.2012 г.
Франция
17.02.2002 г.
30.06.2002 г.
17.02.2012 г.
Германия
31.12.2001 г.
28.02.2002 г.
Не ограничен
Нидерланды
31.12.2002 г.
01.01.2032 г.
01.01.2032 г.
Греция
28.02.2002 г.
Не установлен
01.01.2012 г.
Ирландия
09.02.2002 г.
30.06.2002 г.
Не ограничен
Италия
28.02.2002 г.
Не установлен
01.01.2012 г.
Люксембург
28.02.2002 г.
31.06.2002 г.
Не ограничен
Португалия
28.02.2002 г.
30.06.2002 г.
01.01.2022 г.
Испания
28.02.2002 г.
30.06.2002 г.
Не ограничен
Основные принципы, связанные с переходом
к единой валюте состояли в следующем:
· Замещение национальных
валют по фиксированным курсам начиналось
с 1
января 1999 года.
· С 1 января 1999
года все ссылки в юридических документах
на ЭКЮ
заменяются ссылками на евро по курсу
1:1.
· Все ссылки в
юридических документах на национальные
денежные единицы
останутся действительными точно так
же, как если бы они относились к евро.
· Принцип непрерывности
контрактов, который заключается в том,
что
1)введение евро не ведёт к
изменению каких-либо условий, зафиксированных
в
юридических документах, и не может служить
предлогом для одностороннего
изменения или отмены этих
документов; 2) любые платежные обязательства,
выраженные в евро или в национальных
денежных единицах данной страны-
участницы, могут погашаться должником
в этой стране либо
в
евро, либо в национальной
валюте.
· С 1 января 1999
гола по 31 декабря 2001 года принцип
свободы
выбора для участников сделок
(национальная валюта или евро). При этом
по
отношению к участникам недопустимо
в данном случае ни принуждение, ни
запрещение со стороны государств-членов
новой валютной системы. Это означает,
что в новых контрактах и во всех связанных
с ними документах может
использоваться (по договоренности сторон)
любая деноминация.
1.3 Роль Европейского Центрального
банка как неотъемлемой части
процесса
перехода к евро
Неотъемлемой частью всего процесса
перехода к единой валюте ЕС является
наряду с введением евро, создание наднациональной
банковской системы, под
юрисдикцией которой будет находиться
новая вненациональная валюта.
В связи
с этим в рамках ЕС был создан наднациональный
Европейский центральный банк
и действующая под его руководством Европейская
система центральных банков, в
которую входят центральные
банки всех стран-участниц ЭВС. В задачи
ЕСЦБ и
ЕЦБ входит:
- определение и осуществление
валютной политики ЭВС;
- проведение международных
валютных операций;
- хранение официальных
валютных резервов стран-участниц
ЭВС и
управление ими (при этом какая-то часть
валютных резервов остается в
распоряжении правительств участвующих
стран);
- обеспечение нормального
функционирования платежной
системы.
Кроме того, Европейский центральный
банк будет выполнять в пределах своей
компетенции консультативные функции,
собирать статистическую информацию и,
что особенно важно, участвовать в международном
сотрудничестве, в частности,
представляя ЭВС в международных финансовых
организациях. Примечательно,
также, что с ведома и одобрения ЕЦБ в
работе этих организаций могут
участвовать также и национальные центральные
банки.
Характерная черта деятельности ЕЦБ
состоит в том, что все принципиальные
решения, принимаемые простым или квалифицированным
(2/3) большинством
голосов, предусматривают «взвешенное»
голосование руководителей центральных
банков, при котором «вес» (т.е. количество
голосов каждого из них)
определяется в соответствии с долей
соответствующей страны (ее центрального
банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится
к членам исполнительного
правления, каждый из которых имеет один
голос.
Главной задачей Совета управляющих
является определение основных направлений
денежно-кредитной политики, включая,
при необходимости, текущие денежные
показатели, ключевые процентные ставки
и резервы. Исполнительное правление
действует в соответствии с этими решениями
и показателями, направляя
инструкции национальным центральным
банкам, при необходимости прибегая к
их
помощи.
ЕЦБ может заниматься обычными для центральных
банков операциями:
предоставлением кредитов, в том числе
под залог ценных бумаг, финансовым
институтам и операциями на открытом
рынке с различными финансовыми
инструментами, выраженными в любой валюте,
в том числе в валюте стран, не
входящих в ЭВС, а также с драгоценными
металлами. Такие же операции могут
вести национальные центральные банки,
руководствуясь при этом общими
принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.
В круг полномочий ЕЦБ входит установление
минимальных резервных требований
для кредитных институтов стран-членов
ЭВС. Речь идет о средствах, которые эти
институты обязаны держать в ЕЦБ и национальных
центральных банках. В случаях
нарушения этих требований ЕЦБ имеет
право прибегать к штрафам и другим
санкциям.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его
деятельности был определен в размере
5
млрд ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета
управляющих он может увеличиться.
Весь капитал принадлежит только национальным
центральным банкам, причем доля
каждого определяется по следующей формуле:
половина этой доли - в
соответствии с удельным весом каждой
страны в общем населении ЕС; другая
половина - в соответствии с ее удельным
весом в совокупном валовом продукте
ЕС.
Эти данные будут корректироваться каждые
пять лет.
Чистая прибыль ЕЦБ должна распределяться
в следующем порядке: часть ее,
которая определяется Советом управляющих
(но не более 20% всей чистой
прибыли) перечисляется в общий резервный
фонд (объем которого не должен
превышать 100% уставного капитала); оставшаяся
часть распределяется между
держателями акций ЕЦБ в соответствующей
пропорции.
Ежегодно ЕЦБ должен представлять свой
отчет для обсуждения Европейскому
парламенту. Кроме того, парламент участвует
в назначении президента и членов
Совета директоров ЕЦБ.
II. Евро и Россия
2.1 Шаги
навстречу
На поверхности с введением общеевропейской
валюты в России изменилось
немногое. И все же можно с полным основанием
говорить о смене долгосрочного
формата, поскольку теперь ситуация будет
развиваться по новым правилам. Речь
идёт о стратегических интересах России
и Европейского Союза применительно к
евро и о новых линиях взаимодействия
в этом вопросе.
Россия и ЕС объективно заинтересованы
в том, чтобы евро прижился на
российском рынке и активно использовался
во внешнеэкономической
Информация о работе Перспективы евро