Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:15, реферат
Финансовый кризис, прокатившийся по всем странам, также негативно сказался на устойчивости России: снижение иностранных инвестиций, ухудшение социально-политической конъюнктуры, ослабление финансовой и банковской структуры. С целью выхода из кризиса были пересмотрены стратегические цели страны путем перехода по инновационному пути развития.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие и виды иностранных инвестиций………………….5
Глава 2.Привлечения иностранных инвестиций в Россию…………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………..18
В связи с
вышеизложенным, понятие иностранных
инвестиций, их форм привлечения с
точки зрения анализа возможных
последствий для экономики
Глава 2.Привлечения иностранных инвестиций в Россию
Основными видами экономической деятельности, в которые иностранные инвестиции были направлены в 2009 году:
Очевидно, что снижение мировых цент на нефть, падения рынка недвижимости, уменьшили объем иностранных инвестиций, переориентировав на отрасли социально значимые для страны. Плюсом является смещение иностранных инвестиций из сырьевой и обрабатывающей промышленности в розничную, транспортную и прочие отрасли экономики.
Основными странами-инвесторами стали (:
По данным статистики очевидно доминирование в первой тройке стран-инвесторов с льготной системой налогообложения (оффшор), через которые осуществлялись инвестиции. Их доминирование объясняется тем, что наличие высокого политического риска в России, большой налоговой, слабого механизма защиты частного иностранного капитала, не позволяют осуществлять открытого инвестирования.
Достаточно острой проблемой является борьба с инфляцией, несмотря на формирующийся положительный результат. Другой проблемой, которой сейчас занимается государство - это качество корпоративного управления, которое повышается с каждым годом, но все еще далеко от идеального. Как отмечалось выше, зарубежные инвесторы сталкиваются в РФ с множеством препятствий, которые связаны, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной практике. Достаточно сложные вопросы решаются месяцами. Отсутствие независимой судебной власти и правоохранительной системы, в которых можно было бы отстаивать свои интересы, также не является преимуществом российского уклада.
На мой взгляд, стоить отметить, что влияние иностранного капитала имеет не только положительный результат, но и отрицательный, связанный с доминированием иностранного производства по отношению к национальному. В связи с чем, возникает ряд вопросов, а именно: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры.
В современном мире идет острая конкурентная борьба за иностранные инвестиции, особенно прямые, между развитыми странами и странами с переходной экономикой.
Россия в этой борьбе занимает одно из доминирующих позиций. Несмотря на финансовый кризис, негативно отразившийся практически на всех странах, Россия также не избежала это участи, но в глазах инвесторов сохранила перспективы быстрого и качественного выхода из кризиса. На сегодняшний день происходит переориентация стратегических целей страны с сырьевого вектора на информационно-технологический, развитие которого позволит стране нарастить свой потенциал, привлечь как отечественных, так и иностранных инвесторов в наукоемкие отрасли. Смена стратегии позволит России освободиться от сырьевой зависимости, которая на протяжении нескольких лет вывела нашу страну на доминирующие позиции в мировом сообществе, но также быстро опустила нас на «землю» в период финансового кризиса.
Привлечение стратегических партнеров позволит наращивать реальное развитие стран за счет импорта технологий, новаций в слабы отрасли, по сравнению с портфельными партнерами, участие которых сводилось исключительно к получению спекулятивного дохода. Несмотря на привлекательность нашей страны, с точки зрения инвесторов, в России сохраняются инвестиционные риски, связанные с проблемами правовой защиты собственности, доминирующим влиянием политической силы над рыночными механизмами регулирования, экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а, следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России.
Однако, стоит иметь ввиду, что рост привлечения зарубежных инвестиций постепенно нарушает пропорцию национального и зарубежного производства в стране, нарушая геополитическое равновесие внутри страны. Результатом доминирования зарубежных инвесторов в отраслях экономики может стать вытеснение зарубежными предприятиями отечественных производителей, навязывание «своих правил» на рынке, увеличение зависимости от иностранного капитала, превалирование развития высокодоходных отраслей над социально ориентированными отраслями.
В связи с этим государство должно четко сформулировать основные принципы и цели инвестиционной политики страны для зарубежных инвесторов, определить стратегические отрасли, правила участия в них зарубежных инвесторов, определить, в какой форме для нас благоприятно привлечение инвестиций. Эти меры призваны помочь отечественным производителям конкурировать с зарубежными компаниями на национальном рынке. Государственная политика должна сочетать инструменты как протекционизма, но и предполагать привилегии для инвесторов, чтобы не отпугнуть последних. Такая комбинированная политика позволит стране сочетать зарубежные технологии в отечественном производстве, развивать свои собственные на базы привезенных технологий, создавать российско-зарубежные консорциумы. В качестве примера может быть взята комбинация модели Китая, Канады и Белоруссии.
Список использованной литературы
1 http://www.investorwords.com
2 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. :М. Инфра-М, 2010. «Инвестиции»
3 Федеральный закон от 26.06.91 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
4
http://exsolver.narod.ru/
5 Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации