Понятие инвестиционной стратегии и ее роль в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия, так или иначе, связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может вкладывать временно свободные ресурсы в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности. Такая деятельность фирмы называется инвестиционной, а управление такой деятельностью - инвестиционным менеджментом фирмы.

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 289.91 Кб (Скачать файл)

9. Ориентация на профессиональный аппарат инвестиционных менеджеров в процессе реализации инвестиционной стратегии.Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии предприятия, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты – инвестиционные менеджеры. Эти менеджеры должны быть ознакомлены с основными принципами стратегического управления, механизмом управления реальными инвестиционными проектами и портфелем финансовых инвестиций, владеть методами стратегического инвестиционного контроллинга ((англ. controlling), систематический контроль, отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы.Осуществляется на основе соблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования и мониторинга как важнейшая задача экономического управления.).

10. Обеспечение разработанной инвестиционной стратегии предприятия соответствующими организационными структурами управления инвестиционной деятельностью и принципами инвестиционной культуры.Важнейшим условием эффективной реализации инвестиционной стратегии являются соответствующие ей изменения организационной структуры управления и инвестиционной культуры. Предусматриваемые стратегические изменения в области организационной структуры и инвестиционной культуры должны быть составной частью параметров инвестиционной стратегии, обеспечивающих ее реализуемость.

Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам:

1. Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии. Этот период зависит от ряда условий.

Главным условием его определения  является продолжительность периода, принятого для формирования общей  стратегии развития предприятия, так  как инвестиционная стратегия носит  по отношению к ней подчиненный  характер, она не может выходить за пределы этого периода (более  короткий период формирования инвестиционной стратегии допустим).

Важным условием определения  периода формирования инвестиционной стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики  в целом и конъюнктуры тех  сегментов инвестиционного рынка, с которыми связана предстоящая  инвестиционная деятельность предприятия  — в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным  и в среднем должен определяться рамками 3-5 лет.

Условиями определения периода  формирования инвестиционной стратегии  являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

  • Исследование факторов внешней инвестиционной среды.Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий инвестиционной деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки инвестиционной стратегии анализируется конъюнктура инвестиционного рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей инвестиционной деятельностью предприятия.
  • Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инвестиционной деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие инвестиционной деятельности. Для разработки инвестиционной стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны: маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной, а соответственно и инвестиционной деятельности; финансовые возможности формирования инвестиционных ресурсов; численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего разработку и реализацию его инвестиционной стратегии; имеющуюся на предприятии информационную базу, обеспечивающую подготовку альтернативных стратегических инвестиционных решений; состояние организационной структуры управления и организационной: культуры.
  • Комплексная оценка стратегической инвестиционной позиции предприятия.В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития инвестиционной деятельности предприятия: каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и инвестиционных менеджеров предприятия; каков уровень знаний инвестиционных менеджеров (их информационной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; какова эффективность действующих на предприятии систем инвестиционного анализа, планирования и контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач и т.п.
  • Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего инвестиционного развития предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений инвестиционной деятельности; формирование достаточного объема инвестиционных ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня инвестиционных рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.
  • Разработка целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности.Сформированная на предшествующем этапе система стратегических инвестиционных целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения инвестиционной стратегии.
  • Принятие основных стратегических инвестиционных решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности, определяются главные стратегии инвестиционного развития предприятия в разрезе отдельных доминантных сфер, инвестиционная политика по отдельным аспектам его инвестиционной деятельности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического инвестиционного развития предприятия.
  • Оценка разработанной инвестиционной стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием. По результатам оценки в разработанную инвестиционную стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.
  • Обеспечение реализации инвестиционной стратегии. В процессе реализации инвестиционной стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней инвестиционной среды.

10. Организация контроля реализации инвестиционной стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического инвестиционного контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов инвестиционной деятельности предприятия.

Изложенная последовательность основных этапов процесса разработки инвестиционной стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей инвестиционной деятельности предприятия и уровня стратегического мышления его инвестиционных менеджеров.

 

 

2. Виды и  методы разработки стратегий

 

По субъектам инвестиционной деятельности инвестиционные стратегии  бывают:

- государственные;

- региональные;

- муниципальные;

- отраслевые;

- корпоративные.

В зависимости от целей  инвестирования, типа управления, характера  экономической ситуации и множества  других факторов можно выявить большое  число разнообразных стратегий.

Стратегия эффективного собственника. В случае использования этой стратегии миссия инвестора заключается не только в получении доступа к определенным видам продукции и обеспечении контроля за финансовыми потоками, но и в повышении научно-технического и производственно-сбытового потенциала, финансовом оздоровлении предприятия-эмитента.

Стратегия спекулятивного слияния или поглощения. Основная миссия этой стратегии заключается в приобретении контрольного пакета акций для обеспечения доступа к дефицитным видам продукции (услугам), финансовым ресурсам либо в целях получения в распоряжение выгодных объектов недвижимости, других имущественных и неимущественных прав.

При портфельном инвестировании выбор стратегии в значительной мере определяется типом управления. Обычно выделяют 2 вида управления: пассивный  и активный.Пассивное управление характерно для консервативных и умеренно-агрессивных инвесторов.

Активное управлениепредполагает тщательный мониторинг рынка, оперативное приобретение финансовых инструментов, отвечающих целям инвестирования, а также быстрое изменение структуры портфеля.

Самой распространенной стратегией пассивного управления при инвестировании в корпоративные акции является стратегия "купил-и-держи". Следует иметь в виду, что эффективность этой стратегии в значительной мере зависит от уровня недооцененности акций и выбранного периода времени.

В качестве другой разновидности  стратегии пассивного управления выступает стратегия индексного фонда. Она основана на том, что структура портфеля должна отражать движение выбранного фондового индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг (или его наиболее важных сегментов).

Аукционные стратегииприменяются при приобретении акций в момент их первичной продажи на чековых, денежных, залоговых аукционах, проводимых в процессе приватизации.

Стратегия спекулятивного конкурсантанаиболее часто используется на инвестиционных конкурсах и закрытых денежных аукционах, проводимых в процессе приватизации.

Арбитражная стратегия активно использовалась как на начальном этапе приватизации (торговля ваучерами), так и в настоящее время. Она заключается в использовании того факта, что один и тот же актив может иметь разную цену на двух различных, в том числе географически удаленных, рынках.

Стратегия "пылесоса" применяется наиболее крупными инвестиционными компаниями, которые по заказу (в основном иностранных) инвесторов осуществляют массовую скупку акций в регионах.

Оптимизационные стратегии основаны на построении экономико-математических моделей портфеля.

Рейтинговая стратегия заключается в том, что формирование и обновление портфеля ценных бумаг осуществляется на основе результата построения рейтинговой таблицы.

Стратегия "гибкого  реагирования" заключается в том, что профессиональный участник, получая рыночные сигналы, свидетельствующие об интересе крупных иностранных или отечественных инвесторов к акциям того или иного эмитента, использует свои возможности для того, чтобы опередить конкурентов и заблаговременно начать массированную скупку у мелких инвесторов.

Стратегия "рыночного  опережения"предполагает, что инвестор пытается самостоятельно осуществить прогноз состояния рынка и использовать его для извлечения прибыли.

В зависимости от сроков возврата вложенного капитала можно  выделить стратегии краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиций, а также их сочетания. Стратегия краткосрочного инвестирования может быть охарактеризована как стратегия "ловли краткосрочных колебаний".

Разновидностью этой стратегии  является стратегия "скалпирования", которая чаще всего применяется в биржевой торговле и состоит в проведении сделок по одному и тому же эмитенту в течение одной торговой сессии.

При формулировании и выборе стратегий можно использовать и  другие классификационные признаки. Например, если за основу классификации  взято получение дохода, за рубежом  традиционно выделяются стратегии, основанные на: росте капитала; получении регулярного текущего дохода; сочетании роста капитала и текущего дохода.К этой же группе можно отнести стратегии, связанные с манипулированием кривой доходности.

Если в качестве классификационного признака при выделении стратегий  использовать возможность снижения риска инвестирования, то для достижения этой цели могут быть выбраны стратегии диверсификации, концентрации, иммунизации и хеджирования.

К числу наиболее известных  и широко применяемых методов  разработки стратегии организации  относятся SWOT-анализ и Gap-анализ. В действительности они являются не чем иным, как  методами выбора стратегии организации, позволяющими остановить свой взгляд на том или ином типе известной эталонной, конкурентной или другой стратегии деятельности организации.

Инвестиционный SWOT-анализ заключается  в последовательном изучении внутреннего  финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных  сторон, а также прогнозировании  предполагаемых возможностей или угроз  со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа строится такая  инвестиционная стратегия организации, которая учитывает сильные стороны  и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.

ИнвестиционныйGap-анализ заключается в нахождении той разницы, которая существует между нынешней тенденцией развития организации и потенциально возможным путем ее развития. Ключевой вопрос Gap-анализа можно поставить следующим образом: какую стратегию должна избрать организация, чтобы активизировать свою деятельность? На основании Gap-анализа из четырех возможных стратегий избирается оптимальное направление инвестиционной деятельности.

.

2.1Региональная инвестиционная стратегия. Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона.

 

Под региональной инвестиционной стратегией понимают совокупность организационных  и экономических мер по привлечению  инвестиций с целью возрождения  экономики регионов, ликвидации структурных  деформаций, формирования благоприятной  рыночной среды с учётом интеграции региона в единое экономическое  пространство. Представляет собой относительно обособленную сферу экономико-правовой и организационно-управленческой деятельности, но осуществляется с учётом общегосударственной  инвестиционной политики. Ответственность  за реализацию несёт исполнительная власть субъекта Федерации. Участниками  реализации инвестиционной политики регионов наряду с государственными структурами  являются банки, финансовые компании, финансово-промышленные группы, страховые  и инвестиционные фонды. Способствует укреплению экономики России, выравниванию уровня жизни населения, сохранению целостности государства.

Переход страны к устойчивому развитию невозможен без обеспечения устойчивого  развития всех её регионов. В настоящее  время нельзя представить поступательного  развития региона без чётко определённой, осмысленной и адаптированной к  региональным условиям стратегии.

Инвестиционная  стратегия является одним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики региона.

Информация о работе Понятие инвестиционной стратегии и ее роль в развитии предприятия