Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 02:22, доклад

Описание работы

Привлечение и функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре группы:
международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия;
базисные нормативные акты федерального уровня;
нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств);
нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах федерации.

Файлы: 1 файл

доклад по инвестициям.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

 

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

 

Привлечение и  функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре группы:

  1. международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия;
  2. базисные нормативные акты федерального уровня;
  3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств);
  4. нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах федерации.

Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение  гарантий взаимных инвестиций. Так, важное значение имеют соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций, а также договоры, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества иностранных инвесторов.

В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций более  чем с 50 странами и примерно такое же количество договоров об отмене двойного налогообложения.

Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения. Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия. Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой практике норму, обеспечивающую преимущества  международных договоров над нормами внутреннего законодательства.

К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов в России, относятся федеральные законы, указы президента страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.), разъясняющие и (или) уточняющие статьи и положения законов, указов, постановлений.

В настоящее  время деятельность инвестиций регулирует Федеральный закон № 160- ФЗ от 06.12.2011 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. В нем дано определение термина «прямые иностранные инвестиции», введено понятие «приоритетные инвестиционные проекты», а также перечислены гарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы.

Однако закон предоставил  этим инвесторам только национальный режим. В мировой практике инвестору предоставляется право выбирать между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования. В статьях закона, касающихся предоставления гарантий и льгот инвесторам и предприятиям с их участием количество предоставляемых льгот сокращено. Они предоставляются только предприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, но на срок не более 7 лет со дня начала финансирования проектов. Кроме того, закон допускает, что для иностранных инвесторов особыми законодательными актами могут быть установлены изъятия ограничительного характера. Однако, согласно рекомендациям Всемирного банка, установление изъятий возможно лишь из соображений национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что, согласно российскому законодательству, для иностранных инвесторов установлен правовой режим деятельности не менее благоприятный, чем для отечественных. В последние годы отмечалась тенденция к уравниванию иностранных инвесторов (и предприятий с их участием) с российскими в основном в вопросах регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории нашей страны. Так, в закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» внесено изменение, согласно которому предприятие с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации в органах юстиции не позднее 5 дней со дня предоставления в них соответствующих документов. Из перечня документов исключено требование о предоставлении документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком. Предприятие с иностранными инвестициями любого профиля и с любым размером уставного капитала регистрируется в едином государственном органе по тем же правилам, что и российские хозяйствующие субъекты. С 2002 г. государственным органом, занимающимся вопросами регистрации создаваемых предприятий, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, является Министерство РФ по налогам и сборам.

Четвертую группу законов составляют нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах. В последние годы в ряде субъектов федерации принято и действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).

В настоящее  время примерно в 50 субъектах федерации действует региональное законодательство об иностранных инвестициях. Несмотря на различный уровень эффективности применяемого законодательства, некоторые российские регионы создали благоприятный инвестиционный климат и вышли в число ведущих по привлечению иностранных инвестиций. Одним из подтверждений этого является вручение Ленинградской области награды в номинации «регион года» Американской торговой палатой в России, организацией, объединяющей около 700 компаний, на которые приходится свыше 90% российско-американского товарооборота и инвестиций США в российскую экономику. Эта награда присуждается наиболее динамично и активно развивающемуся субъекту РФ «за успехи в привлечении инвестиций». В области создано эффективно действующее законодательство о регулировании иностранных инвестиций, в частности, она является первым регионом в России, который ввел «налоговые каникулы», причем не только для иностранных, но и для отечественных инвесторов. Подобные награды (в номинации «регион года») Американская торговая палата вручала Москве, Новгороду, Самаре и Приволжскому федеральному округу.

В целом можно  сказать, что, несмотря на наметившееся улучшение инвестиционного климата в России и существование ряда субъектов федерации, в которых созданы благоприятные условия для иностранного капитала, конкретная деятельность российского государства по регулированию экономики, являющаяся важной частью понятия «инвестиционный климат», воспринимается иностранными компаниями довольно критично, что сказывается на притоке в Россию иностранного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон № 160- ФЗ от 06.12.2011 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

2. Богуславский М. М. Иностранные инвестиции. М.: БЕК. 2010.

3. Янтовская Е.В. Инвестиционное  законодательство и иностранные  инвестиции. Мн: ПКФ” Экоунт”. 2009.

4. Правовое регулирование  иностранных инвестиций в России / Под ред. А. Г. Светланова. М.: ИГПАН. 2010 .

 


Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в России